Срочные новости раздела
Марк Розовский высказался о смертной казни:

Марк Розовский высказался о смертной казни: "Террор наизнанку"

— Марк Григорьевич, Тютчев в одном из относительно поздних стихотворений писал: «Мой детский возраст смотрит на меня». Вам исполнилось 87, но я прошу вас вспомнить себя ребенком. Когда вы поняли, что не можете существовать без искусства?

— У Тютчева было другое детство. Он не жил в полуподвале, в коммунальной квартире, не знал, что такое коридорная система с крысами в помойном ведре… Он не ведал, какой мат-перемат стоял на общей кухне, когда пытались выяснить, кто из шестидесяти соседей плюнул в чью-то кастрюлю; и что значат в русском языке слова «примус», «керосинка» и «керогаз»…

Можно многое вспомнить из военной нищеты тогдашнего быта — например, момент, когда я потерял хлебные карточки по дороге в булочную и как боялся порки ремнем за это «преступление», но мама только обняла меня, увидев мое заплаканное лицо… И промолчала. Ни слова упрека — и это запомнилось на всю жизнь!..

Ее ласка восполняла собой безотцовщину, в которой я рос, — отец загремел на 18 лет в сталинские лагеря и ссылки… Мама что делала? Она водила меня, кроху, в московские театры — в Малом я смотрел «Горе от ума» с Царёвым, у Таирова в Камерном театре я помню «Раскинулось море широко» с Кенигсоном, во МХАТе, конечно же, «Синюю птицу», в Еврейском театре «Фрейлехс» с Зускиным и Михоэлсом, в Центральном Детском — «Два капитана» с Михайловым и ёлки, ёлки, ёлки в Колонном зале, — это все незабываемо по сей день и, вероятно, зарядило мою детскую душу великим театральным светом.

Однако вовсе не театр был главным накопителем моего «я», а книги. Я много читал. На уроках химии — Жюля Верна, а на уроках физики — Тургенева… Вероятно, поэтому в отношении математики я вырос полнейшим идиотом. В библиотеки ходить ленился, но в книжный магазин в Столешниковом переулке протоптал на асфальте свою дорожку. На скудные копейки, сэкономленные за счет завтраков, я покупал множество изданий. И жадно глотал буквы, тысячи тысяч букв. Моя домашняя библиотека и сейчас ломится, в ней застряли книжки моего детства, они старые и потертые, но дороги мне чрезвычайно… Мама не раз твердила: «Не отвлекайся на пустое!» Этот ее голос я до сих пор хорошо слышу, честное слово!

— Вспомните свой первый учебный день — допустим, в МГУ или на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Кого вы считаете самым великим своим учителем?

— На журфаке МГУ, куда я поступил в далеком 1955 году, в первые дни нам дали диктант особой сложности. Я получил «трояк». Многие другие — «колы» и «пары», сделав по тридцать-пятьдесят ошибок. Даже медалисты!..

Это была специальная акция, чтобы показать нашу несостоятельность, сбить эйфорию поступления в университет. То есть нам, так сказать, намекнули, что мы отнюдь не в полной мере владеем русским языком и в связи с этим должны по завету Ильича «учиться, учиться и учиться»! Очень, надо признать, правильная педагогика. Может быть, поэтому, когда я читаю вопиющие неграмотности в Интернете, меня передергивает!

Что касается Высших сценарных курсов — учеба на них была высшим счастьем, ведь нашими лекторами были гениальные люди: Шкловский, Габрилович, Тарковский, Козинцев, Трауберг, Блейман, Ромм… Кстати, рекомендации мне и Юре Клепикову (в будущем он станет лауреатом Государственной премии) дали Юрий Нагибин, Михаил Калатозов и Сергей Урусевский… Общение с каждым из них было подарком судьбы.

Кто мои учителя? Товстоногов в режиссуре и Арбузов в драматургии. Это если не считать такие фигуры, как Райкин, Чарли Чаплин, Феллини, Михаил Чехов, Станиславский, Мейерхольд, у которых я, самоучка, учился заочно. Многому меня научили близкие друзья — Алька Аксельрод, Илюша Рутберг, Витя Славкин, Гриша Горин… Я чту Олега Ефремова, Петра Фоменко, Анатолия Эфроса, Марка Захарова — они ушли, но профессиональная мистическая связь с ними продолжается. Многих, простите, не назвал.

— Какую свою постановку считаете самой важной за все десятилетия творческой деятельности? Какой спектакль лучше других рассказывает иностранцам о русской душе? Русский театр, по вашему мнению, это лучший «посол» России в мире?

— Несомненно, это «История лошади». Она была нашим «послом» и на Бродвее, и в Национальном Лондонском театре, и еще, по-моему, в десятках стран… Заслуга прежде всего Толстого. Но и Чехов «У Никитских ворот» был бы нужен в любой точке мира. Мечтать не вредно. А еще это «Капитанская дочка» и из последних — спектакль по стихам Бродского и «Голос отца» по Платонову… Но вообще-то не мне судить. Я поставил около двухсот театральных опусов. Это, представьте, двести моих детей — какой ребенок лучший, пусть разбираются публика и критика. Мне же на эту тему лучше молчать!

— Театр может служить инструментом борьбы с терроризмом и другими формами проявления зла? Согласно Пушкину гений и злодейство — две вещи несовместные. А настоящий зритель и злодейство четко находятся в разных системах координат?

— В наше время, легко заметить, именно театральные пространства часто становятся местом, где мировое зло устраивает кровопролитные дьяволиады и демонстрирует свою пещерную недоразвитость. Но цивилизация может быть попрана, культура — никогда. Знаете, я сейчас перечитываю Чаадаева — друга Пушкина. Это был грандиозный русский мыслитель, в наше время, мне кажется, недооцененный. У него есть всего два слова, которыми он определяет душу нашего человека, — «правота сердца».

Опасность в том, что среди населения Земли появились нелюди, они же существа бессердечные и поэтому озверевшие… Они со своей «правотой» становятся террористами, для которых нравственный закон не писан.

В этом же смысле смертная казнь есть не что иное, как «террор наизнанку». Нам нельзя уподобляться дикарям и сволочам. Но… Должно быть исключение для военных преступников, которых надо уничтожать по законам военного времени. Впрочем, и тут необходимо соответствующее законодательство, направленное на защиту человечности. Террор на самом деле слаб и позорен, поскольку человек рождается для жизни, а не для того, чтобы умереть.

— Остается ли у вас после всех именинных и театральных дел время на подготовку новых книг? Трехтомник вашей драматургии вышел, ждать ли новинок?

— Только что, буквально неделю назад, вышел первый том нового моего трехтомника «Режиссура. Школа. Метод. Практика», в котором я пытаюсь как свой личный опыт обобщить (сейчас мне 87 лет, из их 66 я занимаюсь искусством театра, ставил в студии «Наш дом», в БДТ и во МХАТе, на эстраде, на телевидении и в Театре «У Никитских ворот», преподавал в ГИТИСе, Институте Русского театра, сейчас у меня актерский курс в ИТИ имени Кобзона), так и поделиться своим пониманием системы Константина Сергеевича Станиславского, метода Всеволода Эмильевича Мейерхольда, других мастеров — без этой базы нет великого русского театра, сочетающего глубинный психологизм, поиски смыслов и форм со стихией игры. Второй том надеюсь сдать в этом году, третий — в следующем… Как вы понимаете, это дело важное, хочется успеть…

— Важное, но не главное?

— Да. Главное — наш Театр «У Никитских ворот».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Наверное, сложнее всего артисту со стажем написать новый хит, который будет таким же популярным, как шлягер, вызывающий у публики ностальгическое цунами. Агутина сложно упрекнуть в том, что свои
подробнее...

«Когда заканчивается воздух, можно поддаться страху смерти или жажде жизни. Они идут бок о бок, затмевая трезвый рассудок и заставляя делать выбор, времени подумать о котором иногда нет. Но варианты
подробнее...

Да, именно так это происходит: не к звезде какой-нибудь, известному блогеру/стримеру, инстасамке и прочим бездельникам, а обыкновенным людям, живущим среди нас, приезжает маленькая творческая группа в
подробнее...

Николай Шумаков, которого в шутку называют «хозяином подземелья», встречает каждого входящего в его творческий мир. Вот он — на фоне названия проекта и собственного имени — улыбается в черном костюме,
подробнее...

Для музыкантов, заинтересованных специалистов и прессы на выставке был представлен просто невероятно гигантский ассортимент музыкальных инструментов, осветительной и звуковой аппаратуры от ведущих
подробнее...

В кинотеатре «Эфорие» должны были показать 19 апреля первый в мире фильм, снятый на МКС, «Вызов». А спустя 8 дней - картину о первом в истории выходе человека в открытый космос «Время первых», но на
подробнее...

Зрители приезжали на него из разных городов. Вспоминаю, как, имея одно место на двоих (студентам давали входные билеты), мы поочередно занимали единственное кресло.Нынешний худрук МТЮЗа Генриетта
подробнее...

Рисунок, о котором идет речь, стал известен в конце 1970-х годов. Исследователи не уверены, что Микеланджело действительно его автор, много лет по этому поводу идут споры. Тем не менее с тех пор, как
подробнее...

К названию классика драматург Артем Абрамов добавил слово «версия». Какие-то шесть букв, а пушкинский вариант поставлен под сомнение. Но все начинается с музыки. И не Моцарта, как можно ожидать, и
подробнее...

Звучали песни «Малиновый звон», «Ночь пройдет, наступит утро ясное»,  «Надежда - мой компас земной» в исполнении Евгения, Жени, как все его называли. Ему было 40 лет. Карьера была на взлете, но он
подробнее...

После того как 5 апреля из-за паводка прорвало дамбу в Орске Оренбургской области, тысячи людей потеряли дома, в городе объявлена эвакуация. Пик паводка эксперты прогнозируют на 10 апреля. В зоне
подробнее...

На диске десять песен, связанных в плотную музыкальную ткань общностью тем и мощным роковым посылом. Звучит как взрослый, думающий, чувствующий и чутко реагирующий на происходящее вокруг, суровый
подробнее...

Иными словами, наступила великая музыкальная эпоха АВВА. Вроде того, как у нас, за «железным занавесом», и всего-то год спустя после триумфа шведов началась своя суверенная музыкальная эпоха — Аллы
подробнее...

Как стало известно «МК», речь идет в первую очередь о некоем остеопате. О нем Кунгуров неоднократно рассказывал общим знакомым, причем если сначала его впечатления были самыми благожелательными, то в
подробнее...

Как с наибольшим эффектом истолочь воду в ступеИстолченная в ступе вода активно задействована в народном хозяйстве, пользуется неиссякаемым спросом при удовлетворении общественных нужд, незаменима для
подробнее...

Московские Триумфальные ворота — самое масштабное архитектурное сооружение в мире, созданное из чугунных деталей: его высота составляет 24 метра, в то время как длина – 36.16 октября 1838 года
подробнее...

Однажды юная Алиса, получив знак свыше, заявила родителям, что она — святая. Чудо ли это или что-то связанное с особенностями пубертатного возраста? У девочки немало претензий к родителям, которые
подробнее...

По итогам 2023 года торжественно вручать награды и даже давать экспертную оценку никто не собирался.  Год назад экспертный совет  премии «Белый слон» решил, что для этого не самое лучшее время. Да и
подробнее...