Срочные новости раздела
Зоя Богуславская накануне своего 100-летия открыла выставку «Всегда Зоя. Выставочный роман»

Зоя Богуславская накануне своего 100-летия открыла выставку «Всегда Зоя. Выставочный роман»

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку из Переделкина. У входа ее ждал сюрприз — сын Леонид Богуславский собственной персоной, который специально прилетел издалека и вышел навстречу с цветами. Юбиляршу подхватили под руки и вихрем пронесли по залам в сопровождении десятков камер.

«Трогательно до слез, — повторяла Зоя Борисовна. — Где вы все это взяли? Это же моя медсестра… Режиссеры Алов и Наумов… Они пригласили меня на «Мосфильм». Я была потрясена их предложением... Это не выставка, а история вопроса». Около инсталляции с лыжами, черной птицей и ведром Зоя Богуславская заметила: «Шампанского нет в ведре». У «Дома с ручкой» зачитала со стены собственные воспоминания, остановилась у детской кроватки с мишкой. Потом уже потребовала сняться с сыном: «Положи головку мне на плечи. Будет очень смешно». Суета вокруг была страшная.

Выставка задумана в обратном хронологическом порядке. Сначала идут относительно недавние события — создание Центра Вознесенского, вручение премии «Триумф», потом уже встреча с Вознесенским, счастливые замужества, знакомство с будущим мужем — молодым ученым Борисом Каганом, рождение сына, учеба в ГИТИСе… Целый зал посвящен «Мосфильму», где Богуславская работала в шестом творческом объединении, спасала Тарковского. Детство — это заводная балерина, сведения о родителях, документы, фотографии, на которых отец и мама Эмма Иосифовна, пострадавшая от сфабрикованного «дела врачей». На стендах — биографические подробности. Вот одна из них: «В роддом Зоя Борисовна уезжает из Ленинской библиотеки, где она в это время работает над кандидатской диссертацией».

Художник и архитектор выставки Алексей Трегубов создал несколько инсталляций. Одна из них — эвакуационный госпиталь в Томске, где молодая Зоя Богуславская работала медсестрой в годы Великой Отечественной войны. Это и лестница в доме в Переделкине, напоминающая о поэтических строках Вознесенского. Они много путешествовали по миру, и на выставке установлены два символических кресла с борта самолета.

По словам Алексея, изумрудом выставки стала икона неизвестного автора первой четверти XVI века «Архангел Михаил» из частной коллекции. Какое она имеет отношение к Зое Богуславской? «Когда смотришь на произведение, которому 500 лет, — объясняет Алексей, — то начинаешь к времени относиться нелинейно. Икона относится к теме «Мосфильм» и созданию фильма Тарковского «Андрей Рублев». Зоя Борисовна внесла свою лепту в его появление». 

Богуславская встречалась и дружила со многими выдающимися людьми — Марком Шагалом, Артуром Миллером, Владимиром Высоцким, Хулио Кортасаром, Джиной Лоллобриджидой, Софи Лорен, президентом Кеннеди… На открытии выставки она рассказала, как Вознесенский познакомил ее с Лилей Брик: «Она вначале пренебрежительно ко мне отнеслась, потом осмотрела довольно глубоко… Андрею ее поощрение было очень важно».

Алексей Трегубов поясняет: «Раскрыть все сто лет невозможно, но прикоснуться к своей жизни Зоя Борисовна дала. У меня было чувство, что Андрей Вознесенский помогал нам эту выставку делать. Благодаря ему все становилось на свои места. Хотелось избежать академичного рассказа про жизнь человека, поэтому решили пойти в обратном направлении. Отсюда и название «Выставочный роман». Это в большей степени отклик на воспоминания Зои Борисовны». 

«Самое главное для меня — люди, — призналась нам героиня дня. — Я их люблю. Это мое хобби. Я такое количество ярчайших людей встречала в своей жизни! Я много путешествовала, несколько раз была в Америке, работала в Колумбийском университете, в Париже работала и в Германии. У меня безакцентный немецкий. Французский и английский с каким-то привкусом, а по-немецки говорю как немка, с года и до пяти прожила в Берлине, где отец работал в советском торгпредстве».

О чем она мечтает сейчас? «Прожить остаток жизни без болезней, не быть немощной, иметь силу думать и чувствовать, то есть быть сознательным человеком. Мы живем в тревожное время, очень неустойчивое. Невозможно предсказать, куда оно вырулит. Я жила в суровые эпохи. В самые трудные дни мне помогал ум. У меня очень сильный мыслительный аппарат. Жалею о несделанном. Некоторые книги задумывала, но так и не написала. Сейчас продолжаю писать. Постараюсь вместить в свою книгу сегодняшний день, рассказать о новых людях, с которыми подружилась. Я породнилась с чемпионом по хоккею Вячеславом Фетисовым. Мой внук женат на их потомке. Я у них в доме пару раз бывала, но чего мне не хватает, так это времени. Невозможно разорваться на части и всюду поспеть».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

«В храме иконы никогда не портятся. Более того, были случаи, когда отбирали иконы в соответствующее (имеется в виду советское – авт.) время, помещали их в стерильные условия музеев, вокруг них были
подробнее...

Как известно, в мире существует всего лишь четыре оперных школы. Одна из них — русская. И это притом, что опера в Россию пришла из Европы с большим опозданием в сравнении с местом своего рождения. Но
подробнее...

Он один из немногих универсальных актеров и режиссеров, с равным успехом работающих в театре и кино. Выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства, мастерской легендарного педагога
подробнее...

Встреча проходила в Звенигороде на территории усадьбы Введенское, построенной августейшей милостью императора Павла I для своей фаворитки Анны Лопухиной, усадьбы, владельцами которой были такие
подробнее...

Слухи попали в телеграм-каналы и активно обсуждались в социальных сетях вечером 9 июля, но официальное подтверждение получили только на следующий день. Так что 10 июля Андриан Фадеев возвращается в
подробнее...

Фестиваль принимают два города одновременно – Ижевск и Воткинск. Программа концерта 5 июля в исполнении струнного оркестра «Солисты Москвы», лауреата премии Грэмми, во главе с Юрием Башметом, была
подробнее...

– Где-то за год до смерти Елены, которая случилась как гром среди ясного неба, мы договорились с ней о том, что она передаст в театр домашний рабочий кабинет своего великого отца, – в эксклюзивном
подробнее...

В спокойных серо-белых коридоры с такими живыми, выразительными фотографиями разбегаются глаза, хочется подходить и рассматривать ближе. В пространстве выставки объединены работы лучших представителей
подробнее...

Но это я сгоряча, конечно. Вот сколько буду жить, столько писать, говорить о канале «Культура». Потому что это лучшее, что сделало государство за последние десятки лет. Нам подарили канал для души,
подробнее...

— Как мы играли? Я вас спрашиваю! Молчите? Стыдно? И я так думаю, что вам должно быть стыдно: проиграть со счетом 0:6! Да скажи кому — не поверят! Вы же — футболисты, а не балерины на коньках! Разве
подробнее...

— Для меня эта новость стала приятной неожиданностью. Я узнала про высокую награду, когда посыпались поздравления от друзей и коллег. Не буду лукавить, мне очень приятно. Особенно тепло стало на
подробнее...

В этой квартире на Тверской около тридцати лет жили Майя Плисецкая и Родион Щедрин до переезда в Мюнхен. Плисецкая была в ней за месяц до смерти, организовывая свой юбилейный концерт с балетной
подробнее...

— У меня велосипед есть в райдере, — рассказывает Олег Михайлович. - Я люблю погонять. Много раз здесь ездил, когда раньше приезжал на "Славянский базар в Витебске" - тут очень красивые места. В
подробнее...

Ради этого возвели большую сцену с амфитеатром для зрителей. Смотреть спектакль под открытым небом да еще такой масштабный, в котором 15 артистов играют 50 ролей, да еще поставленный по одному из трех
подробнее...

Накануне юбилея мы встретились на «Мосфильме» в студии Павла Лунгина, где год назад разговаривали о запуске его нового фильма. Тогда шел поиск актеров, локаций, создавались костюмы. Известные актрисы
подробнее...

«Построенное им здание — часть мирового архитектурного наследия и несомненное произведение искусства. Отсюда принципиальное решение нового художественного руководства: вернуть этому шедевру имя его
подробнее...

Регионы не могут жить по принципу: фестиваль, красная дорожка, разбежались. Им необходима круглогодичная жизнь, иначе никакого движения вперед не будет. На недавнем форуме регионального кинематографа
подробнее...

НесчастнаяМы не могли жить вместе, это было ясно. И разойтись не могли. Сам он бы ни за что не ушел. Я приняла решение. Он уехал на охоту. На полтора месяца. Я чувствовала, знала: ему не хочется
подробнее...