Срочные новости раздела
Милош Бикович на ММКФ напомнил о бомбардировках Белграда

Милош Бикович на ММКФ напомнил о бомбардировках Белграда

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом Глузским. Он был членом жюри на фестивале неигрового кино «Флаэртиана» в Перми. «Лесной царь» - его третий фильм, представленный на ММКФ: первым в 1987-м был «Октоберфест» Драгана Кресоя по его сценарию, в 2015-м - уже собственный «Анклав».

Еще до балканской войны Горан учился в Мюнхене,  получив стипендию Гете-института. «Поэму Гете я знаю с детства и отчасти иронизирую над ней в своем фильме. Германия в третий раз в XX веке бомбила мою страну. Моя героиня говорит: «Мы читаем Гете, а они на нас посылают бомбы», - сказал Радованович после показа своей картины, имея в виду некий «коллективный Запад».   

По сюжету восьмилетний Сава в 1999 году попадает под бомбардировки НАТО. От пережитого стресса он перестает слышать и говорить. Врач объясняет его матери, что так не бывает: говорил и вдруг замолчал, слышал и вдруг перестал. Слишком впечатлительный ребенок. Все, что она может в условиях военного времени сделать, это посоветовать уехать в безопасное место. При этом отец ребенка, которого сыграл Милош Бикович, где-то в Латинской Америке бороздит моря и океаны. Он  присутствует только на фотографии, в воспоминаниях жены и сына да еще говорит что-то в автоответчике.  Все это выглядит малоубедительно.

Сава вместе с матерью отправляется в эвакуацию, чтобы спастись от смерти и, как говорят авторы фильма, чтобы сохранить свой чистый и наивный взгляд на мир. «Мальчик – символ сербского народа, - считает Горан Радованович. - Мне хотелось исследовать страх как архетип. Сербский народ храбро пережил трагедию 25-летней давности, когда Югославия подверглась бомбардировкам. В каждом народе есть глубинное желание выжить. Страх в сербском обществе вытеснен, но в подсознании он остался. Для меня важно было исследовать проблему коллективного страха. Это и стало основным мотивом для создания фильма. Многие у нас и сейчас говорят, что если бы мы избавились от Косова, отдали бы его, то было бы легче жить. Но народу, пережившему коллективное насилие, сложно о нем забыть. Страх в каком-то смысле преследует нас до сих пор». 

Горан говорил о молодом поколении своей страны, которое не застало тех страшных времена, но в котором сильна антинатовская позиция. «Я впервые приехал в Москву в 1987 году как молодой сценарист и чувствовал себя совсем иначе, в отличие от моих сыновей, которым 25 лет. Они осознают, что они сербы. В моей молодости все было иначе Это скорее вопрос национальной идентификации». 

Авторы фильма вспоминали о тех разрушениях, которые принесла война. Более 80 церквей уничтожено, погибли безвозвратно памятники культуры. Теперь коллективный Запад, к которому режиссер неоднократно возвращался, хочет сохранить храмы не как сербское, а как албанское наследие. «У каждой страны свой опыт переживания такой травмы, как война. Я художник, не политик. Я не могу давать рецепты и осуждать кого-то. Это травма общества, семьи Милоша и моей тоже», - говорил он.

Будучи документалистом, он попытался избежать документальности, что бывает редко, и снимал поэтический фильм в «противовес распространенной теперь документальной камере». Получился некий мираж. Везде - и нигде конкретно. Горан Радованович хорошо знает советское кино. В «Лесном царе» у него есть сцена на рынке – оммаж Сергею Параджанову. Есть и отсыл к Тарковскому, когда мальчик играет с крохотным шариком, и это должно напомнить гайку из «Сталкера».  

Снимал «Лесного царя» российский оператор Владислав Опельянц, прежде работавший с Никитой Михалковым на картинах «12», «Утомленные солнцем - 2», «Солнечный удар», где снимался Милош Бикович, начав отсчет российским ролям. В послужном списке Опельянца - «Ученик», «Лето», «Петровы в гриппе», «Жена Чайковского» Кирилла Серебренникова.

Милош Бикович считает, что в Югославии, в отличие от Советского Союза, идентичность часто создавалась параллельно с подавлением национальной принадлежности. Это и есть одна из причин  националистических вспышек в 1990-е после развала Югославии, по его мнению.  

25 лет назад, когда начались бомбардировки в Белграде, он был примерно в том же возрасте, как и юный Сава, что и определило сам факт участия Биковича в данном проекте.  

«Это не продюсерское кино, а авторское, - говорит Милош. - Это видение событий режиссера Радовановича, но при этом глазами ребенка. Мне эта идея понравилось. Я не стал сильно вмешиваться в творчество, поскольку это авторское кино. Как продюсер не считаю себя вправе нарушать внутренний мир, рожденный мастером. То, что происходило с мальчиком, и то, что мы его глазами смотрим на драматические события, во многом резонировало с моим ощущением. Я был примерно такого же возраста, когда все это происходило. Мне понравилось, что события показаны чистыми глазами ребенка, который еще смотрит на мир идеалистически. Он сталкивается с непонятным и нелогичным для человека злом. Что в этот момент происходит в его душе? Вот что меня заинтересовало, и я взялся помогать Горану осуществить его идею». 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

«В храме иконы никогда не портятся. Более того, были случаи, когда отбирали иконы в соответствующее (имеется в виду советское – авт.) время, помещали их в стерильные условия музеев, вокруг них были
подробнее...

Как известно, в мире существует всего лишь четыре оперных школы. Одна из них — русская. И это притом, что опера в Россию пришла из Европы с большим опозданием в сравнении с местом своего рождения. Но
подробнее...

Он один из немногих универсальных актеров и режиссеров, с равным успехом работающих в театре и кино. Выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства, мастерской легендарного педагога
подробнее...

Встреча проходила в Звенигороде на территории усадьбы Введенское, построенной августейшей милостью императора Павла I для своей фаворитки Анны Лопухиной, усадьбы, владельцами которой были такие
подробнее...

Слухи попали в телеграм-каналы и активно обсуждались в социальных сетях вечером 9 июля, но официальное подтверждение получили только на следующий день. Так что 10 июля Андриан Фадеев возвращается в
подробнее...

Фестиваль принимают два города одновременно – Ижевск и Воткинск. Программа концерта 5 июля в исполнении струнного оркестра «Солисты Москвы», лауреата премии Грэмми, во главе с Юрием Башметом, была
подробнее...

– Где-то за год до смерти Елены, которая случилась как гром среди ясного неба, мы договорились с ней о том, что она передаст в театр домашний рабочий кабинет своего великого отца, – в эксклюзивном
подробнее...

В спокойных серо-белых коридоры с такими живыми, выразительными фотографиями разбегаются глаза, хочется подходить и рассматривать ближе. В пространстве выставки объединены работы лучших представителей
подробнее...

Но это я сгоряча, конечно. Вот сколько буду жить, столько писать, говорить о канале «Культура». Потому что это лучшее, что сделало государство за последние десятки лет. Нам подарили канал для души,
подробнее...

— Как мы играли? Я вас спрашиваю! Молчите? Стыдно? И я так думаю, что вам должно быть стыдно: проиграть со счетом 0:6! Да скажи кому — не поверят! Вы же — футболисты, а не балерины на коньках! Разве
подробнее...

— Для меня эта новость стала приятной неожиданностью. Я узнала про высокую награду, когда посыпались поздравления от друзей и коллег. Не буду лукавить, мне очень приятно. Особенно тепло стало на
подробнее...

В этой квартире на Тверской около тридцати лет жили Майя Плисецкая и Родион Щедрин до переезда в Мюнхен. Плисецкая была в ней за месяц до смерти, организовывая свой юбилейный концерт с балетной
подробнее...

— У меня велосипед есть в райдере, — рассказывает Олег Михайлович. - Я люблю погонять. Много раз здесь ездил, когда раньше приезжал на "Славянский базар в Витебске" - тут очень красивые места. В
подробнее...

Ради этого возвели большую сцену с амфитеатром для зрителей. Смотреть спектакль под открытым небом да еще такой масштабный, в котором 15 артистов играют 50 ролей, да еще поставленный по одному из трех
подробнее...

Накануне юбилея мы встретились на «Мосфильме» в студии Павла Лунгина, где год назад разговаривали о запуске его нового фильма. Тогда шел поиск актеров, локаций, создавались костюмы. Известные актрисы
подробнее...

«Построенное им здание — часть мирового архитектурного наследия и несомненное произведение искусства. Отсюда принципиальное решение нового художественного руководства: вернуть этому шедевру имя его
подробнее...

Регионы не могут жить по принципу: фестиваль, красная дорожка, разбежались. Им необходима круглогодичная жизнь, иначе никакого движения вперед не будет. На недавнем форуме регионального кинематографа
подробнее...

НесчастнаяМы не могли жить вместе, это было ясно. И разойтись не могли. Сам он бы ни за что не ушел. Я приняла решение. Он уехал на охоту. На полтора месяца. Я чувствовала, знала: ему не хочется
подробнее...