Срочные новости раздела
Милош Бикович на ММКФ напомнил о бомбардировках Белграда

Милош Бикович на ММКФ напомнил о бомбардировках Белграда

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом Глузским. Он был членом жюри на фестивале неигрового кино «Флаэртиана» в Перми. «Лесной царь» - его третий фильм, представленный на ММКФ: первым в 1987-м был «Октоберфест» Драгана Кресоя по его сценарию, в 2015-м - уже собственный «Анклав».

Еще до балканской войны Горан учился в Мюнхене,  получив стипендию Гете-института. «Поэму Гете я знаю с детства и отчасти иронизирую над ней в своем фильме. Германия в третий раз в XX веке бомбила мою страну. Моя героиня говорит: «Мы читаем Гете, а они на нас посылают бомбы», - сказал Радованович после показа своей картины, имея в виду некий «коллективный Запад».   

По сюжету восьмилетний Сава в 1999 году попадает под бомбардировки НАТО. От пережитого стресса он перестает слышать и говорить. Врач объясняет его матери, что так не бывает: говорил и вдруг замолчал, слышал и вдруг перестал. Слишком впечатлительный ребенок. Все, что она может в условиях военного времени сделать, это посоветовать уехать в безопасное место. При этом отец ребенка, которого сыграл Милош Бикович, где-то в Латинской Америке бороздит моря и океаны. Он  присутствует только на фотографии, в воспоминаниях жены и сына да еще говорит что-то в автоответчике.  Все это выглядит малоубедительно.

Сава вместе с матерью отправляется в эвакуацию, чтобы спастись от смерти и, как говорят авторы фильма, чтобы сохранить свой чистый и наивный взгляд на мир. «Мальчик – символ сербского народа, - считает Горан Радованович. - Мне хотелось исследовать страх как архетип. Сербский народ храбро пережил трагедию 25-летней давности, когда Югославия подверглась бомбардировкам. В каждом народе есть глубинное желание выжить. Страх в сербском обществе вытеснен, но в подсознании он остался. Для меня важно было исследовать проблему коллективного страха. Это и стало основным мотивом для создания фильма. Многие у нас и сейчас говорят, что если бы мы избавились от Косова, отдали бы его, то было бы легче жить. Но народу, пережившему коллективное насилие, сложно о нем забыть. Страх в каком-то смысле преследует нас до сих пор». 

Горан говорил о молодом поколении своей страны, которое не застало тех страшных времена, но в котором сильна антинатовская позиция. «Я впервые приехал в Москву в 1987 году как молодой сценарист и чувствовал себя совсем иначе, в отличие от моих сыновей, которым 25 лет. Они осознают, что они сербы. В моей молодости все было иначе Это скорее вопрос национальной идентификации». 

Авторы фильма вспоминали о тех разрушениях, которые принесла война. Более 80 церквей уничтожено, погибли безвозвратно памятники культуры. Теперь коллективный Запад, к которому режиссер неоднократно возвращался, хочет сохранить храмы не как сербское, а как албанское наследие. «У каждой страны свой опыт переживания такой травмы, как война. Я художник, не политик. Я не могу давать рецепты и осуждать кого-то. Это травма общества, семьи Милоша и моей тоже», - говорил он.

Будучи документалистом, он попытался избежать документальности, что бывает редко, и снимал поэтический фильм в «противовес распространенной теперь документальной камере». Получился некий мираж. Везде - и нигде конкретно. Горан Радованович хорошо знает советское кино. В «Лесном царе» у него есть сцена на рынке – оммаж Сергею Параджанову. Есть и отсыл к Тарковскому, когда мальчик играет с крохотным шариком, и это должно напомнить гайку из «Сталкера».  

Снимал «Лесного царя» российский оператор Владислав Опельянц, прежде работавший с Никитой Михалковым на картинах «12», «Утомленные солнцем - 2», «Солнечный удар», где снимался Милош Бикович, начав отсчет российским ролям. В послужном списке Опельянца - «Ученик», «Лето», «Петровы в гриппе», «Жена Чайковского» Кирилла Серебренникова.

Милош Бикович считает, что в Югославии, в отличие от Советского Союза, идентичность часто создавалась параллельно с подавлением национальной принадлежности. Это и есть одна из причин  националистических вспышек в 1990-е после развала Югославии, по его мнению.  

25 лет назад, когда начались бомбардировки в Белграде, он был примерно в том же возрасте, как и юный Сава, что и определило сам факт участия Биковича в данном проекте.  

«Это не продюсерское кино, а авторское, - говорит Милош. - Это видение событий режиссера Радовановича, но при этом глазами ребенка. Мне эта идея понравилось. Я не стал сильно вмешиваться в творчество, поскольку это авторское кино. Как продюсер не считаю себя вправе нарушать внутренний мир, рожденный мастером. То, что происходило с мальчиком, и то, что мы его глазами смотрим на драматические события, во многом резонировало с моим ощущением. Я был примерно такого же возраста, когда все это происходило. Мне понравилось, что события показаны чистыми глазами ребенка, который еще смотрит на мир идеалистически. Он сталкивается с непонятным и нелогичным для человека злом. Что в этот момент происходит в его душе? Вот что меня заинтересовало, и я взялся помогать Горану осуществить его идею». 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

«Когда заканчивается воздух, можно поддаться страху смерти или жажде жизни. Они идут бок о бок, затмевая трезвый рассудок и заставляя делать выбор, времени подумать о котором иногда нет. Но варианты
подробнее...

Для музыкантов, заинтересованных специалистов и прессы на выставке был представлен просто невероятно гигантский ассортимент музыкальных инструментов, осветительной и звуковой аппаратуры от ведущих
подробнее...

Да, именно так это происходит: не к звезде какой-нибудь, известному блогеру/стримеру, инстасамке и прочим бездельникам, а обыкновенным людям, живущим среди нас, приезжает маленькая творческая группа в
подробнее...

В кинотеатре «Эфорие» должны были показать 19 апреля первый в мире фильм, снятый на МКС, «Вызов». А спустя 8 дней - картину о первом в истории выходе человека в открытый космос «Время первых», но на
подробнее...

Зрители приезжали на него из разных городов. Вспоминаю, как, имея одно место на двоих (студентам давали входные билеты), мы поочередно занимали единственное кресло.Нынешний худрук МТЮЗа Генриетта
подробнее...

Рисунок, о котором идет речь, стал известен в конце 1970-х годов. Исследователи не уверены, что Микеланджело действительно его автор, много лет по этому поводу идут споры. Тем не менее с тех пор, как
подробнее...

Звучали песни «Малиновый звон», «Ночь пройдет, наступит утро ясное»,  «Надежда - мой компас земной» в исполнении Евгения, Жени, как все его называли. Ему было 40 лет. Карьера была на взлете, но он
подробнее...

После того как 5 апреля из-за паводка прорвало дамбу в Орске Оренбургской области, тысячи людей потеряли дома, в городе объявлена эвакуация. Пик паводка эксперты прогнозируют на 10 апреля. В зоне
подробнее...

На диске десять песен, связанных в плотную музыкальную ткань общностью тем и мощным роковым посылом. Звучит как взрослый, думающий, чувствующий и чутко реагирующий на происходящее вокруг, суровый
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Как с наибольшим эффектом истолочь воду в ступеИстолченная в ступе вода активно задействована в народном хозяйстве, пользуется неиссякаемым спросом при удовлетворении общественных нужд, незаменима для
подробнее...

Иными словами, наступила великая музыкальная эпоха АВВА. Вроде того, как у нас, за «железным занавесом», и всего-то год спустя после триумфа шведов началась своя суверенная музыкальная эпоха — Аллы
подробнее...

Как стало известно «МК», речь идет в первую очередь о некоем остеопате. О нем Кунгуров неоднократно рассказывал общим знакомым, причем если сначала его впечатления были самыми благожелательными, то в
подробнее...

Московские Триумфальные ворота — самое масштабное архитектурное сооружение в мире, созданное из чугунных деталей: его высота составляет 24 метра, в то время как длина – 36.16 октября 1838 года
подробнее...

Однажды юная Алиса, получив знак свыше, заявила родителям, что она — святая. Чудо ли это или что-то связанное с особенностями пубертатного возраста? У девочки немало претензий к родителям, которые
подробнее...

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

По итогам 2023 года торжественно вручать награды и даже давать экспертную оценку никто не собирался.  Год назад экспертный совет  премии «Белый слон» решил, что для этого не самое лучшее время. Да и
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...