Срочные новости раздела
Засечки на вдохновении: известный турецкий художник показал ритмичный портрет Стамбула

Засечки на вдохновении: известный турецкий художник показал ритмичный портрет Стамбула

Стамбульский музей кино расположен на одной из самых проходимых улиц города — Истикляль. По проспекту Независимости туда-сюда снует красный ретротрамвай, звонко предупреждая о своем приближении. За самым узнаваемым транспортом города носятся мальчишки. Торговцы сладостями и мидиями громко предлагают свой товар. Густые запахи специй и турецкого кофе шумно разносятся по округе. На этом фоне особенно обостренно ощущается спокойная атмосфера в Музее кино, расположенном в особняке конца ХIХ века. Пол выложен дизайнерским светло-серым мрамором. Между плит оставлены прямоугольники исторической кирпичной кладки. В арочном коридоре, украшенном лепниной и классическими колоннами, показывают кадры современного и старого турецкого кино. Очень показательный музей с точки зрения духа города, который стоит на стыке Востока и Запада, двух миров и философий. На омываемых Босфором берегах все замешано на контрастах. Таково и творчество Деврима Эрбила, выставка которого заняла одно из трех пространств музея.

Между этажами с ретроспективой турецкого кино, рассказанной с помощью афиш, фотографий, костюмов, реквизита, старинных камер и мультимедиа-экранов, его «Вдохновение» смотрится как кинематографический портрет крупнейшего города Турции. Встречает гостей сам автор — с большой фотографии, сделанной на фоне одной из работ, Деврим Эрбил смотрит с умиротворенной улыбкой на афишу со списком имен учеников, которые не менее важны, чем собственное творчество. Галерею открывают пейзажи Стамбула, написанные им на грани абстракционизма и реализма. Портрет города рисуется черточками, напоминающими стежки. Издали похоже на экранный «белый шум» или морскую рябь. Вблизи угадываются визитные карточки Стамбула — Голубая и Новая мечети, Айя-София. Над городом кружат стаи птиц — они тоже сплошь из палочек-засечек.

Стамбульские виды открываются с высоты птичьего полета. Они сделаны вне привычной линейной перспективы. Кажется, что Стамбул дышит и двигается, распадается на молекулы и собирается вновь. А мы смотрим на него сверху и пытаемся понять 20-миллионный мегаполис, сложенный из многовековой истории и турбулентной современности. Часто скелет города написан на красном фоне. В экспозиции представлены и живопись холст/масло, и ожившие на экранах NFT-работы, и рельефы, почти что скульптуры, сделанные на изогнутом, как морская волна, материале. А еще — натуральные ковры из бархата или сукна.

Деврим Эрбил родился в семье ремесленника в городе Ушак, славящемся ковровым мастерством. Там веками делают так называемые птичьи ковры, на которых узоры сотканы из крылатых существ (иногда мифологических) и превращены в почти абстрактные сюжеты. Такие ковры встречаются на портретах европейских монархов и дворян XVI–XVII веков. Их можно найти на полотне Алессандро Варотари (Падованино) «Роксана и Александр», хранящемся в Эрмитаже, и на портрете Генри Гастингса, пятого графа Хантингтонского, кисти фламандского живописца Пауля ван Сомера I (1601 г.). Фирменный стиль Деврима вырос из традиции, которую он, пропустив через себя, переработал в современное искусство.

Таким путем идут и его ученики, чьи работы занимают вторую часть выставки. У каждого из них свой визуальный язык. Одна из работ посвящена Девриму Эрбилу. Художник Незир Коркмаз пишет учителя на фоне мозаики в зеленом свитере с геометрическим узором и синим лицом, украшенным изысканными камнями. Живописная фреска напоминает ковер. Есть и минималистичные композиции из хрупких стеклянных капель и бетонных стен, похожие на эскизы зданий в стиле брутализма. И живописные абстракции, сложенные из мелких деталей, как у Эрбила, только вместо засечек тут — фигуры людей. И фактурные арт-объекты из загипсованной ткани, словно фиксирующие слепок морской волны. И картины в стиле поп-арт с девушками в розовых очках. В финале — еще один портрет мастера, кисти его ученика Эмирхана Бихаки, который складывает фон из лоскутков — черного фона авангардных квадратов, где выделяется один большой красный, высвечиваются черно-белые ретрофото художника в юности. На плече его сидит птичка, напоминая об одном из главных мотивов живописи турецкого мастера.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

«Команда юристов работает над тем, чтобы запретить Никитиным по всему миру исполнять песни на мои стихи», — заявила она.Известно, такая реакция последовала после того, как 86-летняя Юнна Петровна
подробнее...

Среди стихийного собрания картин разного уровня, часто составленного по принципу «что дали», есть те, что заставляют пожалеть о напрасно потраченном времени. Но кое-что любопытное все-таки есть.
подробнее...

Тимур Новиков: легенда на стягеЕще в советское время декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ушло от банального интерьерного украшательства и стало мощным выразительным языком. Цензоры меньше следили
подробнее...

К синглу «Мыши», давшему, судя по всему, начало новой Глюк’oZа, автор, продюсер и полноправный Карабас-Барабас (то есть хозяин) проекта Максим Фадеев соорудил солидный фундамент. Прежнюю «глюкозу»
подробнее...

Диск из тринадцати песен легендарного барда назвали «Проект О», его украшает графический образ поэта, 100 лет со дня рождения которого отмечается 9 мая. Константин Хабенский исполнил куплеты в трех
подробнее...

Миф этот, как и миф о неземной красоте египетской царицы, очень распространен. Ему посвящены сотни произведений в литературе и на сцене, однако не сохранилось никаких достоверных изображений, которые
подробнее...

Музей Ленина, основанный финско–советским обществом, располагается в доме рабочих Тампере уже 78 лет, пишет Yle.Во времена холодной войны музей был известен как арена восточной политики, которую
подробнее...

«Яблоневый сад» ЧеховаКак говорится, устами младенца глаголит истина. Но что, если мы вам скажем, что также уста известных героев являются резонерами писательской души? «Если во всей губернии есть
подробнее...

Об этом стало известно благодаря исследованию, проведенному после переоценки захоронения, которое было обнаружено более двадцать лет назад в Сен-Поль-Труа-Шато возле Авиньона. Могила напоминала
подробнее...

На съемочной площадке нового сериала можно увидеть Анну Михалкову, Тимофея Трибунцева, Екатерину Вилкову, Надежду Маркину, Александра Ильина-младшего и других популярных актеров. Все они стали героями
подробнее...

Николай Изволов также представил свой режиссерский дебют «Возвращение Вертова», где подробно рассказал о том, как проходила работа в киноархиве, как поэтапно восстанавливались три картины Дзиги
подробнее...

Президент жюри – исландский классик Фридрик Тор Фридрикссон, будучи сам педагогом, не мог не оценить усилий коллег.Молодой актер Хуан Рамон Лопес, сыгравший в «Стыде» роль выжившего в схватке со
подробнее...

Однако театральный режиссёр, сделал акцент и на положительной стороне технологического прогресса, объяснив, что искусственный интеллект облегчит процесс создания качественной компьютерной графики, над
подробнее...

Нашумевшие уголовные дела так называемых инфоцыган имели все шансы стать сценариями для кино, и этот процесс постепенно запускается. Истории бизнес-коучей разворачивались у всех на глазах, резонанс
подробнее...

По традиции Вечер памяти был посвящен музыкантам и деятелям культуры, моим друзьям, которые ушли из этого мира в последний год. Вячеслав Зайцев, Николай Богайчук, Леонид Володарский, Михаил
подробнее...

В отсутствие европейских картин, хотя кое-что в этом году до фестиваля дошло, пусть без присутствия  авторов, главный акцент был сделан на латиноамериканское и  азиатское кино, в принципе богатое на
подробнее...

Ежегодное перевоплощение библиотекНа время проведения «Библионочи» библиотеки России превращаются в настоящие культурные центры, где проходят мероприятия самых разных форматов. Для посетителей
подробнее...

Столичные артисты привезли в старинный волжский город пять спектаклей нынешнего и прошлого сезона. Играют их на исторической сцене Кинешемского драматического театра имени Островского, открытого 127
подробнее...