Срочные новости раздела
Засечки на вдохновении: известный турецкий художник показал ритмичный портрет Стамбула

Засечки на вдохновении: известный турецкий художник показал ритмичный портрет Стамбула

Стамбульский музей кино расположен на одной из самых проходимых улиц города — Истикляль. По проспекту Независимости туда-сюда снует красный ретротрамвай, звонко предупреждая о своем приближении. За самым узнаваемым транспортом города носятся мальчишки. Торговцы сладостями и мидиями громко предлагают свой товар. Густые запахи специй и турецкого кофе шумно разносятся по округе. На этом фоне особенно обостренно ощущается спокойная атмосфера в Музее кино, расположенном в особняке конца ХIХ века. Пол выложен дизайнерским светло-серым мрамором. Между плит оставлены прямоугольники исторической кирпичной кладки. В арочном коридоре, украшенном лепниной и классическими колоннами, показывают кадры современного и старого турецкого кино. Очень показательный музей с точки зрения духа города, который стоит на стыке Востока и Запада, двух миров и философий. На омываемых Босфором берегах все замешано на контрастах. Таково и творчество Деврима Эрбила, выставка которого заняла одно из трех пространств музея.

Между этажами с ретроспективой турецкого кино, рассказанной с помощью афиш, фотографий, костюмов, реквизита, старинных камер и мультимедиа-экранов, его «Вдохновение» смотрится как кинематографический портрет крупнейшего города Турции. Встречает гостей сам автор — с большой фотографии, сделанной на фоне одной из работ, Деврим Эрбил смотрит с умиротворенной улыбкой на афишу со списком имен учеников, которые не менее важны, чем собственное творчество. Галерею открывают пейзажи Стамбула, написанные им на грани абстракционизма и реализма. Портрет города рисуется черточками, напоминающими стежки. Издали похоже на экранный «белый шум» или морскую рябь. Вблизи угадываются визитные карточки Стамбула — Голубая и Новая мечети, Айя-София. Над городом кружат стаи птиц — они тоже сплошь из палочек-засечек.

Стамбульские виды открываются с высоты птичьего полета. Они сделаны вне привычной линейной перспективы. Кажется, что Стамбул дышит и двигается, распадается на молекулы и собирается вновь. А мы смотрим на него сверху и пытаемся понять 20-миллионный мегаполис, сложенный из многовековой истории и турбулентной современности. Часто скелет города написан на красном фоне. В экспозиции представлены и живопись холст/масло, и ожившие на экранах NFT-работы, и рельефы, почти что скульптуры, сделанные на изогнутом, как морская волна, материале. А еще — натуральные ковры из бархата или сукна.

Деврим Эрбил родился в семье ремесленника в городе Ушак, славящемся ковровым мастерством. Там веками делают так называемые птичьи ковры, на которых узоры сотканы из крылатых существ (иногда мифологических) и превращены в почти абстрактные сюжеты. Такие ковры встречаются на портретах европейских монархов и дворян XVI–XVII веков. Их можно найти на полотне Алессандро Варотари (Падованино) «Роксана и Александр», хранящемся в Эрмитаже, и на портрете Генри Гастингса, пятого графа Хантингтонского, кисти фламандского живописца Пауля ван Сомера I (1601 г.). Фирменный стиль Деврима вырос из традиции, которую он, пропустив через себя, переработал в современное искусство.

Таким путем идут и его ученики, чьи работы занимают вторую часть выставки. У каждого из них свой визуальный язык. Одна из работ посвящена Девриму Эрбилу. Художник Незир Коркмаз пишет учителя на фоне мозаики в зеленом свитере с геометрическим узором и синим лицом, украшенным изысканными камнями. Живописная фреска напоминает ковер. Есть и минималистичные композиции из хрупких стеклянных капель и бетонных стен, похожие на эскизы зданий в стиле брутализма. И живописные абстракции, сложенные из мелких деталей, как у Эрбила, только вместо засечек тут — фигуры людей. И фактурные арт-объекты из загипсованной ткани, словно фиксирующие слепок морской волны. И картины в стиле поп-арт с девушками в розовых очках. В финале — еще один портрет мастера, кисти его ученика Эмирхана Бихаки, который складывает фон из лоскутков — черного фона авангардных квадратов, где выделяется один большой красный, высвечиваются черно-белые ретрофото художника в юности. На плече его сидит птичка, напоминая об одном из главных мотивов живописи турецкого мастера.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

«В храме иконы никогда не портятся. Более того, были случаи, когда отбирали иконы в соответствующее (имеется в виду советское – авт.) время, помещали их в стерильные условия музеев, вокруг них были
подробнее...

Как известно, в мире существует всего лишь четыре оперных школы. Одна из них — русская. И это притом, что опера в Россию пришла из Европы с большим опозданием в сравнении с местом своего рождения. Но
подробнее...

Он один из немногих универсальных актеров и режиссеров, с равным успехом работающих в театре и кино. Выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства, мастерской легендарного педагога
подробнее...

Встреча проходила в Звенигороде на территории усадьбы Введенское, построенной августейшей милостью императора Павла I для своей фаворитки Анны Лопухиной, усадьбы, владельцами которой были такие
подробнее...

Слухи попали в телеграм-каналы и активно обсуждались в социальных сетях вечером 9 июля, но официальное подтверждение получили только на следующий день. Так что 10 июля Андриан Фадеев возвращается в
подробнее...

Фестиваль принимают два города одновременно – Ижевск и Воткинск. Программа концерта 5 июля в исполнении струнного оркестра «Солисты Москвы», лауреата премии Грэмми, во главе с Юрием Башметом, была
подробнее...

– Где-то за год до смерти Елены, которая случилась как гром среди ясного неба, мы договорились с ней о том, что она передаст в театр домашний рабочий кабинет своего великого отца, – в эксклюзивном
подробнее...

В спокойных серо-белых коридоры с такими живыми, выразительными фотографиями разбегаются глаза, хочется подходить и рассматривать ближе. В пространстве выставки объединены работы лучших представителей
подробнее...

Но это я сгоряча, конечно. Вот сколько буду жить, столько писать, говорить о канале «Культура». Потому что это лучшее, что сделало государство за последние десятки лет. Нам подарили канал для души,
подробнее...

— Как мы играли? Я вас спрашиваю! Молчите? Стыдно? И я так думаю, что вам должно быть стыдно: проиграть со счетом 0:6! Да скажи кому — не поверят! Вы же — футболисты, а не балерины на коньках! Разве
подробнее...

— Для меня эта новость стала приятной неожиданностью. Я узнала про высокую награду, когда посыпались поздравления от друзей и коллег. Не буду лукавить, мне очень приятно. Особенно тепло стало на
подробнее...

В этой квартире на Тверской около тридцати лет жили Майя Плисецкая и Родион Щедрин до переезда в Мюнхен. Плисецкая была в ней за месяц до смерти, организовывая свой юбилейный концерт с балетной
подробнее...

— У меня велосипед есть в райдере, — рассказывает Олег Михайлович. - Я люблю погонять. Много раз здесь ездил, когда раньше приезжал на "Славянский базар в Витебске" - тут очень красивые места. В
подробнее...

Ради этого возвели большую сцену с амфитеатром для зрителей. Смотреть спектакль под открытым небом да еще такой масштабный, в котором 15 артистов играют 50 ролей, да еще поставленный по одному из трех
подробнее...

Накануне юбилея мы встретились на «Мосфильме» в студии Павла Лунгина, где год назад разговаривали о запуске его нового фильма. Тогда шел поиск актеров, локаций, создавались костюмы. Известные актрисы
подробнее...

«Построенное им здание — часть мирового архитектурного наследия и несомненное произведение искусства. Отсюда принципиальное решение нового художественного руководства: вернуть этому шедевру имя его
подробнее...

Регионы не могут жить по принципу: фестиваль, красная дорожка, разбежались. Им необходима круглогодичная жизнь, иначе никакого движения вперед не будет. На недавнем форуме регионального кинематографа
подробнее...

НесчастнаяМы не могли жить вместе, это было ясно. И разойтись не могли. Сам он бы ни за что не ушел. Я приняла решение. Он уехал на охоту. На полтора месяца. Я чувствовала, знала: ему не хочется
подробнее...