Срочные новости раздела
Успех, которого не ждали: Гарик Сукачев вывел на сцену

Успех, которого не ждали: Гарик Сукачев вывел на сцену "Современника" куклы

Надо сказать, что это второй приход культового музыканта и харизматика в «Современник». Еще при жизни Галины Волчек Гарик поставил здесь спектакль «Анархия» по английской современной пьесе про жизнь стареющих рокеров. В нем, помнится, азартно играли Михаил Ефремов, Василий Мищенко, Дмитрий Певцов и Ольга Дроздова. Постановка имела успех в силу того, что тема была близка режиссеру — как говорится, знал, что ставил. Плюс рок-музыка, на которой выросло не одно поколение. Плюс, чего уж скрывать, обсценная лексика, звучавшая со сцены, отвечала активно навязанной обществу дискуссии о необходимости этой самой лексики в искусстве.

Успешный (но для своего времени) спектакль больше в «Современнике» в силу ряда обстоятельств не идет: Ефремов отбывает срок в местах не столь отдаленных, Певцов результативно депутатствует, а Ольга Дроздова и Василий Мищенко оставили театр, казалось, навсегда. Но… никогда не говори никогда. Во всяком случае, один из той «анархической» компании, а именно Василий Мищенко, сыграл одну из главных ролей в новой постановке Гарика Сукачёва. С него-то и начинается спектакль, тема которого на этот раз далека от режиссера.

Герой спектакля, Саша Шишин, человек особенный — аутист, живущий среди нормальных, то есть здоровых людей, оказался в любовном треугольнике. На сцене Саша предстает в разном возрасте: мальчиком, подростком, юношей и глубоко пожилым человеком. Как раз последний лежит на кровати в убого обставленной комнатке (допотопный шкаф, кресло, столик возле него), являющейся лишь частью обычного дома с лестничной клеткой, лифтом, и слышит сначала старческий голос матери, обращенный к нему. А потом и ее саму — сгорбленную, седую, с застывшей мимикой. Неподвижной ее делает маска, целиком надетая на голову актрисы Елены Козиной.

Голос странный, нереальный какой-то — живые так не разговаривают: «А помнишь, Саша, как ты еще маленьким… кхе-кхе…». И тут из темноты, которая до сих пор скрывала заднюю часть сцены, появятся мальчик и девочка — куклы в рост пяти-шестилетних детей. Возвышаясь над ними, их умело ведут актеры «Современника» Дарья Белоусова (Танюша) и Дмитрий Смолин (Саша Шишин), но каждому из них помогают актеры из Театра Образцова: три, а то и четыре кукольника в черных костюмах, как тени, рядом с артистами. Практически постоянное присутствие кукольных копий героев (прекрасная работа Виктора Платонова) создает на сцене неповторимо-трогательную атмосферу. Детства, но особенного, подчеркивает режиссер болезненность деликатной темы. Как о ней говорить? На этот счет современный театр предлагает немало решений — от документального театра типа вербатима до глубокой драмы в мрачноватых тонах.

В спектакле «Современника» говорят прозой, которая звучит у автора как поэзия, тонкостью своей передающая простую и трудную прозу быта и бытия таких людей, как Саша и его мать. Жизнь с инвалидом в СССР — в семье и в социуме — та еще была жизнь, не всякий выдерживал. Да и понятия такого — «особенные люди», предполагающего иное отношение к ним со стороны людей и общества в целом, тоже не было, поэтому Саша проживает ту жизнь, какая ему досталась.

А досталась особенному мальчику Саше, доброму, неуклюжему толстяку, узнать, что такое дружба с не особенной девочкой Танюшей, рыжей оторвой, которая также нравится не особенному и очень спортивному Бобрыкину (Николай Клямчук). В этом треугольнике Саша познаёт, что такое любовь с обязательным набором страстей — счастье, ревность, ненависть к сопернику (отчего часто кричит: «Я убью Бобрыкина»), грубый протест матери, лучше других понимающей, что ничем хорошим это для ее особенного мальчика не кончится, которого она называет, как и принято тогда было, дураком. Хорошо, что не идиотом.

Однако этому наивному дурачку Гарик Сукачёв со своей постановочной командой подарит не горький, а радостный мир, любовью же рожденный. Мир такой можно видеть на рисунках детей-аутистов, где все и всё светятся радостью и зашкаливает от цветовой гаммы. Во многом от них и родилась рисованная декорация Андрея Шарова, вернувшегося к театру, — советские пятиэтажки, где живут герои, улицы, хозяйственный магазин, куда мать регулярно отправляет Сашу то за веревкой, то за земляничным мылом. Снег, который падает не хлопьями, а летит с небес снежками. Идея игры с цветом раскрывается, подобно цветку, видеоконтентом с богатой фантазией — то невидимый для других мир Саши и его чувств на контрасте с миром реальным, где преобладают все больше темные цвета. И это тот случай, когда видеоработа Вячеслава Минченко не красивенький фон, а важнейший художественный элемент спектакля, усиливающий замысел режиссера.

Надо признать, что роль Саши — особенная среди остальных в силу понятных причин: ведь речь идет о недуге. И чтобы понять особенности заболевания, исполнители роли главного героя (а их двое — Дмитрий Смолев (маленький Саша) и Василий Мищенко (он же в старости) посещали Центр реабилитации детей с аутизмом (РАС), где наблюдали детей, общались со специалистами. Это, безусловно, помогло им, с одной стороны, быть на сцене достоверными, но при этом не впасть в физиологию. И трудно сказать, кому сложнее: Смолеву, наивно проживающему пору детской и юношеской влюбленности то в радостных эмоциях, то в отчаянных истериках, или Мищенко, который вспоминает об этом практически без слов? Работающие с ними Дарья Белоусова, Елена Козина, Николай Клямчук составили замечательный ансамбль. Его поддержала танцевальная группа Егора Дружинина.

Один постоянно сменяет другого, как настоящее сменяется прошлым. Такая подмена артистов устроена в спектакле весьма изобретательно, выглядит органично благодаря в том числе искусству иллюзии — за трюки в спектакле отвечает Вадим Савенков. И вот Саша — одинокий старик на неприбранной кровати, лишь шагнув в темноту, внезапно оборачивается неуклюжим радостным влюбленным в рыжую Танюшу, которой постоянно нужны приключения. Она видит себя Жизелью, и вот героиня одноименного балета уже выплывает из кулис, а где-то уже маячат другие вилисы — души умерших невест. Этот печальный символ проявится в финале. Но пока особенный мальчик безоглядно бежит за девочкой, вырываясь за пределы своего замкнутого мира, в мир не особенных людей, который красиво и ярко ранит его первой любовью.

Чем дальше, тем больше премьерная постановка «Современника» напоминает кино. И не столько широкоформатными видеопроекциями города с лихо мчащимися по диагонали трамваями. На сцене как бы идет раскадровка спектакля — черно-белые кадры реальности сменяются цветными мечтами, а может, и снами. Здесь детство впадает в старость, по дороге заглядывая в юность, и возвращается в исходную точку. А умершие говорят с живыми. Перемещение во времени и пространстве тут не имеет системы — оно как всполохи памяти: радости, боли, грусти, нежности, отчаяния, короткого счастья и жестокости, пережитых героями в разные годы.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

«В храме иконы никогда не портятся. Более того, были случаи, когда отбирали иконы в соответствующее (имеется в виду советское – авт.) время, помещали их в стерильные условия музеев, вокруг них были
подробнее...

Как известно, в мире существует всего лишь четыре оперных школы. Одна из них — русская. И это притом, что опера в Россию пришла из Европы с большим опозданием в сравнении с местом своего рождения. Но
подробнее...

Он один из немногих универсальных актеров и режиссеров, с равным успехом работающих в театре и кино. Выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства, мастерской легендарного педагога
подробнее...

Встреча проходила в Звенигороде на территории усадьбы Введенское, построенной августейшей милостью императора Павла I для своей фаворитки Анны Лопухиной, усадьбы, владельцами которой были такие
подробнее...

Слухи попали в телеграм-каналы и активно обсуждались в социальных сетях вечером 9 июля, но официальное подтверждение получили только на следующий день. Так что 10 июля Андриан Фадеев возвращается в
подробнее...

Фестиваль принимают два города одновременно – Ижевск и Воткинск. Программа концерта 5 июля в исполнении струнного оркестра «Солисты Москвы», лауреата премии Грэмми, во главе с Юрием Башметом, была
подробнее...

– Где-то за год до смерти Елены, которая случилась как гром среди ясного неба, мы договорились с ней о том, что она передаст в театр домашний рабочий кабинет своего великого отца, – в эксклюзивном
подробнее...

В спокойных серо-белых коридоры с такими живыми, выразительными фотографиями разбегаются глаза, хочется подходить и рассматривать ближе. В пространстве выставки объединены работы лучших представителей
подробнее...

Но это я сгоряча, конечно. Вот сколько буду жить, столько писать, говорить о канале «Культура». Потому что это лучшее, что сделало государство за последние десятки лет. Нам подарили канал для души,
подробнее...

— Как мы играли? Я вас спрашиваю! Молчите? Стыдно? И я так думаю, что вам должно быть стыдно: проиграть со счетом 0:6! Да скажи кому — не поверят! Вы же — футболисты, а не балерины на коньках! Разве
подробнее...

— Для меня эта новость стала приятной неожиданностью. Я узнала про высокую награду, когда посыпались поздравления от друзей и коллег. Не буду лукавить, мне очень приятно. Особенно тепло стало на
подробнее...

В этой квартире на Тверской около тридцати лет жили Майя Плисецкая и Родион Щедрин до переезда в Мюнхен. Плисецкая была в ней за месяц до смерти, организовывая свой юбилейный концерт с балетной
подробнее...

— У меня велосипед есть в райдере, — рассказывает Олег Михайлович. - Я люблю погонять. Много раз здесь ездил, когда раньше приезжал на "Славянский базар в Витебске" - тут очень красивые места. В
подробнее...

Ради этого возвели большую сцену с амфитеатром для зрителей. Смотреть спектакль под открытым небом да еще такой масштабный, в котором 15 артистов играют 50 ролей, да еще поставленный по одному из трех
подробнее...

Накануне юбилея мы встретились на «Мосфильме» в студии Павла Лунгина, где год назад разговаривали о запуске его нового фильма. Тогда шел поиск актеров, локаций, создавались костюмы. Известные актрисы
подробнее...

«Построенное им здание — часть мирового архитектурного наследия и несомненное произведение искусства. Отсюда принципиальное решение нового художественного руководства: вернуть этому шедевру имя его
подробнее...

Регионы не могут жить по принципу: фестиваль, красная дорожка, разбежались. Им необходима круглогодичная жизнь, иначе никакого движения вперед не будет. На недавнем форуме регионального кинематографа
подробнее...

НесчастнаяМы не могли жить вместе, это было ясно. И разойтись не могли. Сам он бы ни за что не ушел. Я приняла решение. Он уехал на охоту. На полтора месяца. Я чувствовала, знала: ему не хочется
подробнее...