Срочные новости раздела
Нина Пушкова высказалась о России и Европе: русских людей там настигнет

Нина Пушкова высказалась о России и Европе: русских людей там настигнет "глубокое разочарование"

— Нина Васильевна, в книге 11 глав и одиннадцать героев. Во вступлении вы пишете, что пошли в школу в год полета Гагарина, что это событие для вас точка отсчета. Считаете ли вы, что 12 апреля 1961 года разделило нашу историю на «до» и «после»?

— Наша история не разделилась после полета Гагарина, она неразрывна. Это мое глубокое убеждение.

И когда кто-то говорит, что нам надо создать «проект «Россия», что у нас «молодая страна», которой всего тридцать лет, я отвечаю: нет! у России длинная, долгая история. А Гагарин, если хотите, новая веха в ней. Мы все стали свидетелями создания, как сегодня бы сказали, мирового бренда. Имя «Гагарин» стало известно всем: дикому лесорубу Канады, землепашцу Индии, рыбаку на каких-нибудь богом забытых островах в океане.

Знаете, каким я помню 12 апреля 1961 года? Я встречала этот день не в Москве, я жила тогда в деревне Колпаково на Донбассе (неподалеку от города Красный Луч в нынешней ЛНР. — И.В.). Там я пошла в первый класс.

Представьте: деревня — несколько улиц. Телевизор был только у одной семьи. И в эту хату, как там говорили, «на телевизор» сбежались все: и стар, и млад, и даже безногие калеки, выжившие после Великой Отечественной войны, «доползли» на своих тележках.

Этот дом стал безразмерным, он растянулся и вместил в себя всех. Весь поселок, который пришел смотреть, как Гагарин отправился в космос, превратился в место триумфа русского духа!

Я хорошо помню: дети сбились в кучу, ветераны заняли почетные места в первых рядах, люди сидели на стульях, на топчанах, на полу, на цветных вязанных из лоскутов ковриках — и все, затаив дыхание, ловили каждое слово, зачитываемое диктором. И никто не хотел уходить.

Салютов тогда не запускали, но были слышны отдельные выстрелы и с железнодорожной станции гудки проезжающих мимо паровозов. Ликование было всеобщим.

А потом в школе мы распевали песню про то, как «на Марсе будут яблони цвести», и верили, что мы на пыльных тропинках далеких планет не только следы свои оставим, но и построим дома, в которых будем жить.

Страна после разорительной войны долго восстанавливалась, ощущалась нехватка еды, хорошей одежды, жилья — и вдруг наш человек в космосе! Это была Победа, абсолютный триумф не только на земле, но и в небесах.

— В беседе с Олегом Газмановым есть пассаж о том, что песни о Победе стали точкой соприкосновения нашего артиста и фронтмена «Рамштайна» Тилля Линдеманна, который исполнил для «Девятаева» классическое «Любимый город может спать спокойно». Получается, на Западе далеко не все пытаются замолчать роль России в разгроме нацизма?

— Это страшный библейский грех — плевать в благодетеля. Именно наша армия обеспечила великую Победу, которую у нас пытаются отнять, высадив Россию из «исторического поезда».

Советский Союз ценой жизни собственных солдат спас Краков от разрушения, мы спасли от истребления евреев из концентрационных лагерей, освободили целые нации.

И вот так нам гадить?! Сносить памятники освободителям! Думаете, это останется безнаказанным? Есть Высший Суд, и его не избежать тем, кто сносит монументы, зачищает кладбища с останками красноармейцев, устраивает пляски на костях.

А что касается Линдеманна… конечно, он далеко не единственный... Не нужно всех европейцев смешивать с потерявшим разум политическим руководством европейских государств.

Моя дочь руководит «Русским домом» в Риме. Когда там проходят культурные мероприятия, итальянцы заполняют весь зал и даже стоят в проходах, потому что они любят и ценят русскую культуру и, кстати, не забывают, что наши врачи совсем недавно спасали их от коронавируса.

И, конечно, люди помнят, что Красная Армия избавила Европу от фашизма.

— Газманов постоянно бывает в ДНР и ЛНР. Но и для вас Донбасс, получается, личная история, «наша с тобой земля, наша с тобой биография»?

— Трагические события в Донбассе затронули многих, не одну меня.

На донецкой земле я провела несколько лет; родители разошлись, и меня отправили с няней в тогдашнюю Луганскую область. Недолго там пробыла, но место, где человек прожил часть жизни, никогда не даст себя забыть.

— Один из героев вашей книги, Виктор Сухоруков, в «Брате-2» выразил идею исторического реванша России в знаменитой реплике «вы мне еще за Севастополь ответите!».

— За Севастополь пролито столько русской крови, что для нашего народа этот город никогда не переставал быть русским. Никогда! В 90-е Киев пытался крымчан заморить, заставить замолчать. А мы помогали, Лужков помогал…

В обороне Севастополя участвовал Лев Толстой. Для наших отцов, дедов и прадедов Россия была не «проектом», а Родиной, за которую они сражались и умирали…

— Сухоруков признается в беседе, что земляки потирают «на удачу» лысину памятника, поставленного ему в Орехово-Зуеве. Странное, но все же проявление народной любви.

— Да-да, Сухоруков не памятник, а символ успешности, улыбающегося счастья, человек из самой гущи народа — и на вершине славы. Это безумно трудно, не имея поддержки, связей, помощи, не просто утвердиться в столице, а еще и получить всеобщую любовь и признание.

Среди моих героев очень много не москвичей, а «понаехавших», тех, кто создал себя сам. И Виктор один из них.

Когда он приехал в Москву, у него не было ни кола, ни двора, ни крыши над головой... Я спрашивала: что ему помогло, на что он опирался?

«На веру, на веру, Ниночка. Бог к нам приходит в виде людей», — отвечал он.

Когда Сухоруков поступал в ГИТИС, он вдруг почувствовал, что его не хотят принимать. Не понравился. И он обратился к Богу.

Он так об этом рассказывал:

— Я им крикнул: подождите, вы обязательно должны меня взять, я вам сейчас спою (он понял, что ничем не пробил членов приемной комиссии). И запел «бабью» песню «Ромашки спрятались, поникли лютики», демонстрируя всю силу своего голоса… А на словах «сняла решительно пиджак наброшенный» он сдернул с себя пиджак и эффектно бросил на пол. И его приняли.

Спрашиваю: «Силы где черпаете? В Орехово-Зуеве?»

Но Виктор отвечал: «Да где там напитываться?.. «Казарму», где я родился, снесли, разрушена школа, в которую я бегал... Но я сам себе реактор. Мой образ существования — не останавливаться».

— Если бы вы оказались перед этой лавочкой со скульптурой актера, признайтесь, протянули бы руку к голове, совершили бы народный ритуал?

— Нет, конечно, не стала бы... Это имеет смысл исключительно для тех, кто там родился. Некоторые люди дуб обнимают, березу гладят, чтобы они дали силы, кто-то любви и здоровья просит у родника…

— Все герои вашей книги — ныне живущие люди культуры и искусства. Это сознательный ход?

— Конечно. Потому что они здесь и выбрали быть с Россией.

— Считается, что накануне и после СВО в российской культуре произошла патриотическая революция, но на телевидении изменения идут медленнее, чем в кино или театре. Отличалась ли от своих коллег в этом плане Мария Шукшина, дочь писателя-классика, главного почвенника в русской литературе, по-другому ли она себя вела?

— Мне кажется, по-другому быть не могло. Василий Шукшин был для нас в Щукинском училище символом русскости и русского духа. Мы играли все его произведения, чтобы и столичные, и нестоличные ребята могли постичь русский характер.

Так что Мария — ветка дерева, растущего из мощного корня. Корня, определившего ее национальный характер.

Могу вас заверить: она достойная продолжательница дела отца, для которого правда существовала как основной закон бытия.

— Народный артист РФ Евгений Князев в интервью вам сказал, что он не актер одной роли. Какой его кино- или театральный образ впечатлил вас сильнее всего?

— Князев — актер широчайшего диапазона: и драматический, и характерный. Просто человек-оркестр.

Посмотрите, как он сыграл Берлиоза в «Мастере и Маргарите»!

А сколько диаметрально противоположных ролей в театре! Старый князь Николай Болконский — и тут же Казанова. Вот он играет в телесериале предсказателя и провидца Вольфа Мессинга — а вслед за этим влюбленного Сталина. Князев мне говорил, что в Сталине ему были важны не репрессии или политика, ему важно было увидеть в нем человеческое, то есть человека, про которого никто не знает и никто не расскажет. Даже ближайшее окружение. Все же его страшно боялись. А что может увидеть до смерти перепуганный человек? Да ничего, только отражение собственного страха.

Актер вынужден разбираться в характере, видеть личность в ее развитии; если этого не делать, получится не цветовая палитра, а одинокая краска.

В моем «Романе с постскриптумом» у меня есть глава о Горбачеве. Да, я знаю, как к нему относятся. Но я не могла написать, что он был только политик-разрушитель, что рассчитывался за любовь Запада нашей страной и ее интересами. Это была бы правда, но неполная. Я была с ним знакома и видела в нем человека. И мне была очень интересна их пара — он и его жена. И любовь, которая их связывала. Ее было видно. А в нашем полном разных табу социалистическом обществе человеческие проявления у руководителей СССР мы почти не различали.

— Никас Сафронов нарисовал портрет Нины Пушковой?

— Я его 30 с лишним лет знаю. И портреты мои он писал… Но дело в другом: я видела становление этого человека — он тоже на пустом месте построил целый мир. И не только изобразительный. И о своем мире он постоянно заботится. Помогает родному городу, школе, больным и бедным людям… И не кричит об этом.

— Притом что у него было «барачное детство».

— Да, так про себя и говорит: «Я вырос в бараке». А Анатолий Карпов — дитя завода. В 9 лет он уже возглавлял сборную металлургического завода в Челябинской области, где родился. И вот оттуда, из глубины России, вырос чемпион мира, с которым сам легендарный Роберт Фишер состязаться испугался. Но знаете, о чем мало кому известно?

Анатолий Евгеньевич популяризировал игру в шахматы среди заключенных, проводил для них чемпионаты и советовал: выйдете на свободу — сразу идите в шахматный клуб.

Когда я об этом узнала, у меня мурашки побежали по коже.

— У меня сейчас тоже бегут…

— Клуб выполнял задачу социализации: человек, скажем, отсидел восемь лет, знакомых нет, на работу брать не хотят... И в шахматных клубах, созданных Карповым по всей стране, помогали освободившимся найти свое место в жизни.

И ведь действительно эти шахматисты не совершали рецидивов, хотя часто вышедшие из тюрьмы снова идут на преступление, чтобы вернуться в знакомую среду.

— Как думаете, Карпов не стал бы принимать участие в чемпионатах под нейтральным флагом?

— Я не думаю, а убеждена: не стал бы. Раньше спортсмен понимал, что его победа — это победа всей страны. И он шел на спортивное состязание как на бой.

А теперь чемпионами не становятся потому, что думают: «Не выиграл сегодня, выиграю завтра. Не завтра, так через год».

Но в завоевание чемпионского титула нужно вкладывать не одно лишь личное желание победы, денег, славы — это сражение за высокие идеалы.

И выступать обязательно под флагом России. Отрывая себя от Родины, человек теряет корень, вес, он становится «новоделом». Как шпон, тоненькая стружка, выдающая себя за дерево. Дерево стоит годами, десятилетиями, столетиями, а шпон три раза протрешь — и он отваливается от мебели.

— В последней главе вы упоминаете о ключах от дворцов и усадеб, переданных графом Сергеем Дмитриевичем Шереметевым Луначарскому после революции. Петру Шереметеву, с которым беседуете в книге, эти ключи невозможно вернуть даже как символ — собственность поставлена на службу народу. Как вы считаете, воссоединилась ли Россия со своей эмигрировавшей или изгнанной после 1917 года частью?

— Россия не прошла этот путь до конца. Но в истории с Шереметевым ключевое — его возвращение.

Потомок богатейшего рода, ведущего начало от Ивана Калиты, рода, представители которого сражались бок о бок с молодым царем Петром Первым за славу и процветание России, приезжает в нашу страну не как турист.

Петр Петрович, который долгое время возглавлял Парижскую русскую консерваторию имени Рахманинова, опекает в нашей стране четыре консерватории, которые носят его имя, в Иванове по его инициативе учрежден Кадетский корпус, он помогал создавать художественные галереи…

И когда я спросила, не тянет ли его в Париж, он ответил, что того, прежнего Парижа больше нет, что русских людей, рвущихся сейчас в Европу, настигнет глубокое разочарование.

Я бы посоветовала им прислушаться к Шереметеву. Он уверял меня, что изменилось все, даже население. И что нынешний мэр города — «это мерзкая женщина, которая делает все, чтобы Париж побыстрее умер». Он даже боится свою жену одну в подземный паркинг их дома отпустить — там преступники устраивают «засады». На улицах мусор, повсюду арабы и африканцы, участились случаи нападения, причем даже в жилых зданиях…

Так что, выходит, люди едут в Европу, чтобы обрести безопасность и свободу, а обретают пепел сгоревших надежд и иллюзий.

Поэтому и приходится им обманывать себя, будто там все хорошо… А все мысли — все равно о земле, которую ты покинул.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...

«Самой большой занозой в заднице сэра Артура Конан Дойла была упрямая одержимость всего мира только одним из его творений - Шерлоком Холмсом, – пишет The Observer. – И сейчас, спустя 94 года после
подробнее...

«Команда юристов работает над тем, чтобы запретить Никитиным по всему миру исполнять песни на мои стихи», — заявила она.Известно, такая реакция последовала после того, как 86-летняя Юнна Петровна
подробнее...

Среди стихийного собрания картин разного уровня, часто составленного по принципу «что дали», есть те, что заставляют пожалеть о напрасно потраченном времени. Но кое-что любопытное все-таки есть.
подробнее...

Тимур Новиков: легенда на стягеЕще в советское время декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ушло от банального интерьерного украшательства и стало мощным выразительным языком. Цензоры меньше следили
подробнее...

К синглу «Мыши», давшему, судя по всему, начало новой Глюк’oZа, автор, продюсер и полноправный Карабас-Барабас (то есть хозяин) проекта Максим Фадеев соорудил солидный фундамент. Прежнюю «глюкозу»
подробнее...

На конкурс в этом этого году было подано более 150 заявок из 34 городов России. Первый тур проходил, как всегда, заочно: жюри выбирало участников по присланным видеоматериалам, а в двух очных турах
подробнее...

Цепь Георгия Победоносца Михалков  по традиции вручил президенту жюри основного конкурса. «Это великий человек, - сказал он об исландском режиссере Фридрихе Тор Фридрикссоне. - Знаю ваши картины.
подробнее...

Диск из тринадцати песен легендарного барда назвали «Проект О», его украшает графический образ поэта, 100 лет со дня рождения которого отмечается 9 мая. Константин Хабенский исполнил куплеты в трех
подробнее...

Миф этот, как и миф о неземной красоте египетской царицы, очень распространен. Ему посвящены сотни произведений в литературе и на сцене, однако не сохранилось никаких достоверных изображений, которые
подробнее...

Музей Ленина, основанный финско–советским обществом, располагается в доме рабочих Тампере уже 78 лет, пишет Yle.Во времена холодной войны музей был известен как арена восточной политики, которую
подробнее...

«Яблоневый сад» ЧеховаКак говорится, устами младенца глаголит истина. Но что, если мы вам скажем, что также уста известных героев являются резонерами писательской души? «Если во всей губернии есть
подробнее...