Срочные новости раздела
Тартюф в спектакле Марчелли появился в коротких провинциальных штанишках

Тартюф в спектакле Марчелли появился в коротких провинциальных штанишках

Пьеса Мольера написана в 1664 году. У нее богатая сценическая история, экранизации идут аж от Мурнау, с времен немого кино. Существует множество переводов, в том числе и на русский язык. Сколько  было разговоров о том, что все они, включая Лозинского, изрядно  устарели и непонятны современному читателю и зрителю. Но текст пьесы прекрасен – перечитайте. 

Евгений Марчелли перешел на язык прозы, обратившись к переводу Федюкина, сделанному не вчера. «Онегина» теперь тоже экранизируют не в стихах, вспомним недавние киноопусы Сарика Андреасяна и Виктора Тихомирова. Как показывает практика, возможно все, если это талантливо. Мольера и Пушкина не задушишь, не убьешь никакими трактовками.  «Тартюф» и сегодня живее всех живых. Звучит свежо и современно.

Главную роль в спектакле Марчелли исполнил Виталий Кищенко. Вместе они работал  в «Тильзит-театре» и ярославском Театре им. Федора Волкова. Кищенко сыграл у Марчелли  шекспировского Отелло, Жана в «Фрекен Жюли», чеховского Платонова, принесшего ему  «Золотую маску». Они понимают друг друга. 

Как-то во время съемок «Анны Карениной» Карена Шахназарова на «Мосфильме», когда еще имена исполнителей держались в строжайшей тайне, довелось случайно встретить в павильоне Виталия Кищенко в костюме и гриме. Никаких сомнений не было в том, что он сыграет Алексея Каренина. Попадание было безошибочным. 

Если бы довелось невзначай встретить его теперь в кулисах, то точно бы в голову не пришло, что это не герой очередного сериала про маньяка, а Тартюф. Изначально его должен был играть и Александр Домогаров. Он даже начинал репетировать, но в итоге из-за разногласий с худруком Марчелли покинул театр. Остался один Тартюф.

Виталий Кищенко появляется в коротких брюках, карикатурно натянутых под самую грудь, сообразно советской провинциальной «моде», хотя мы не в СССР. Невзрачная рубашка с коротким рукавом наглухо застегнута. Нелепее существа не придумаешь, тем более если это Тартюф. На его лице – печать сладострастия пакостника и душителя детей. 

Почва для появления мнимого святоши уже подготовлена. Начало придумано эффектное. Госпожа Пернель – Ольга Остроумова – с ужасом смотрит на беснующуюся в доме ее сына Оргона молодежь. Смотрит долго, молча, в упор. Пауза становится опасной, но Остроумова ее выдерживает. Пестрая и шумная толпа ведет себя как на дискотеке. Так что не поймешь, какое, милые, у нас тысячелетье  на дворе  Одеты все  как на карнавале – ярко и  пестро. Единого стиля нет. Смесь эпох. В дальнейшем будет преобладать пижамный стиль. Наверное, для большей доверительности и интимности. Сценография и костюмы Анастасии Бугаевой рождают вопросы.

Все происходит словно на подиуме, по обе стороны которого сидят зрители. Он усыпан новогодней мишурой, одноразовыми стаканчиками, детскими игрушками. Случайно наступишь – запищат. 

Среди танцующих в дискотечном сиянии – и молодая жена Оргона, красавица Эльмира. Ее играет  Дарья Балабанова – способная актриса, восходящая кинозвезда, снявшаяся в  «Караморе» и «Здоровом человеке». Она тут одна из немногих, кто окончательно не потерял разум. Именно с ее появлением в доме Оргона, по замыслу Евгения Марчелли, возникает ощущение постоянного праздника.  

Казалось бы, раз использован такой прием, то должно быть современно, а получается ровно наоборот – старомодно. Госпожа Пернель разразится гневной тирадой. Тартюфа праведного на них нет. После этого Ольга Остроумова появится только на миг. Мы услышим ее голос где-то за сценой. Останется ощущение недосказанности при многообещающем начале. 

Оргона Валерий Яременко играет слишком жирно и громко, особенно для малой сцены. Одет он в современный деловой костюм. Чем занимается? Непонятно. Чем-то… в свободное от Тартюфа время. Он упертый глупец, которого одурманил лицемерный святоша. Нет никакой внутренней мотивации в его поведении в предлагаемой нам трактовке. И почему ему так важно породниться с Тартюфом, раз он готов отдать на заклание собственную дочь? 

Дочь Оргона Мариана (Екатерина Девкина) – современная девица, которая тоже зачем-то кричит, появляется в демонстративно непринужденной одежде, подчеркивающей ее  формы и выбивающейся из общего ряда даже во всеобщем балагане. Такое ощущение, что актриса в ней чувствует себя неловко. Отец намерен отдать Мариану в жены Тартюфу и возражений не терпит. Эльмира пытается воздействовать на супруга, готова разыграть перед влюбленным или мнимо влюбленным в нее Тартюфом сцену признания в ответной любви, чтобы вывести его на чистую воду. 

На Эльмире атласная сорочка, какие прежде надевали на ночь, а теперь они успешно заменяют повседневную одежду.  Прикосновение к Тартюфу вызывает у Эльмиры рвотный рефлекс. Она вновь и вновь разыгрывает сцену признания в любви,  чтобы все было аккуратно и без рвоты. Энтузиазма у публики многократные повторы не вызывают. 

Ближе к финалу Эльмира ляжет на сервированный стол, напоминая то ли покойницу, то ли самое лакомое блюдо. Где стол был яств, там гроб стоит... 

В бытность в Ярославле и Тильзите Евгению Марчелли неожиданное прочтение классики давалось естественно и виртуозно, не вызывало столько вопросов... В его работах был столичный блеск, сменившийся на провинциальность.  

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

«В храме иконы никогда не портятся. Более того, были случаи, когда отбирали иконы в соответствующее (имеется в виду советское – авт.) время, помещали их в стерильные условия музеев, вокруг них были
подробнее...

Как известно, в мире существует всего лишь четыре оперных школы. Одна из них — русская. И это притом, что опера в Россию пришла из Европы с большим опозданием в сравнении с местом своего рождения. Но
подробнее...

Он один из немногих универсальных актеров и режиссеров, с равным успехом работающих в театре и кино. Выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства, мастерской легендарного педагога
подробнее...

Встреча проходила в Звенигороде на территории усадьбы Введенское, построенной августейшей милостью императора Павла I для своей фаворитки Анны Лопухиной, усадьбы, владельцами которой были такие
подробнее...

Слухи попали в телеграм-каналы и активно обсуждались в социальных сетях вечером 9 июля, но официальное подтверждение получили только на следующий день. Так что 10 июля Андриан Фадеев возвращается в
подробнее...

Фестиваль принимают два города одновременно – Ижевск и Воткинск. Программа концерта 5 июля в исполнении струнного оркестра «Солисты Москвы», лауреата премии Грэмми, во главе с Юрием Башметом, была
подробнее...

– Где-то за год до смерти Елены, которая случилась как гром среди ясного неба, мы договорились с ней о том, что она передаст в театр домашний рабочий кабинет своего великого отца, – в эксклюзивном
подробнее...

В спокойных серо-белых коридоры с такими живыми, выразительными фотографиями разбегаются глаза, хочется подходить и рассматривать ближе. В пространстве выставки объединены работы лучших представителей
подробнее...

Но это я сгоряча, конечно. Вот сколько буду жить, столько писать, говорить о канале «Культура». Потому что это лучшее, что сделало государство за последние десятки лет. Нам подарили канал для души,
подробнее...

— Как мы играли? Я вас спрашиваю! Молчите? Стыдно? И я так думаю, что вам должно быть стыдно: проиграть со счетом 0:6! Да скажи кому — не поверят! Вы же — футболисты, а не балерины на коньках! Разве
подробнее...

— Для меня эта новость стала приятной неожиданностью. Я узнала про высокую награду, когда посыпались поздравления от друзей и коллег. Не буду лукавить, мне очень приятно. Особенно тепло стало на
подробнее...

В этой квартире на Тверской около тридцати лет жили Майя Плисецкая и Родион Щедрин до переезда в Мюнхен. Плисецкая была в ней за месяц до смерти, организовывая свой юбилейный концерт с балетной
подробнее...

— У меня велосипед есть в райдере, — рассказывает Олег Михайлович. - Я люблю погонять. Много раз здесь ездил, когда раньше приезжал на "Славянский базар в Витебске" - тут очень красивые места. В
подробнее...

Ради этого возвели большую сцену с амфитеатром для зрителей. Смотреть спектакль под открытым небом да еще такой масштабный, в котором 15 артистов играют 50 ролей, да еще поставленный по одному из трех
подробнее...

Накануне юбилея мы встретились на «Мосфильме» в студии Павла Лунгина, где год назад разговаривали о запуске его нового фильма. Тогда шел поиск актеров, локаций, создавались костюмы. Известные актрисы
подробнее...

«Построенное им здание — часть мирового архитектурного наследия и несомненное произведение искусства. Отсюда принципиальное решение нового художественного руководства: вернуть этому шедевру имя его
подробнее...

Регионы не могут жить по принципу: фестиваль, красная дорожка, разбежались. Им необходима круглогодичная жизнь, иначе никакого движения вперед не будет. На недавнем форуме регионального кинематографа
подробнее...

НесчастнаяМы не могли жить вместе, это было ясно. И разойтись не могли. Сам он бы ни за что не ушел. Я приняла решение. Он уехал на охоту. На полтора месяца. Я чувствовала, знала: ему не хочется
подробнее...