Срочные новости раздела
Любовь по ренессансу: открываем тайны муз шедевров Возрождения

Любовь по ренессансу: открываем тайны муз шедевров Возрождения

Тихое счастье «Дамы с горностаем»

Леонардо да Винчи. «Дама с горностаем». Другая героиня – натурщица одного из четырех женских портретов кисти Леонардо да Винчи. Кстати, опросы в интернете, показывают, что для российского зрителя именно этот портрет Леонардо – самый лучший и самый красивый, а не «Мона Лиза». Традиционно считается, что «Дама с горностаем» написана по заказу покровителя художника, правителя Милана Лодовико Сфорца, и изображает его фаворитку Чечилию Галлерани. Это предположение основано практически на детективном расследовании: словесном описании некого ее портрета в сонете, а также на ребусе, связанном с ее фамилией: горностай по-гречески – «гале». Кем была эта женщина, откуда она взялась при дворе, что творилось в ее душе, почему именно она так привлекла Леонардо? Знаменитая картина хранит много секретов ее натурщицы.

Людовико Сфорца очаровался красотой Чечилии, когда увидел ее у церкви. Первые годы прятал юную любовницу в монастыре, потом сделал официальной фавориткой. И заказал портрет Леонардо. Девушка заворожила мастера своей робость и мальчишечьей угловатостью, а еще удивительным внутренним спокойствием. Не случайно он написал ее в срок (что с Леонардо почти не случилось) и с горностаем – ребус с шифровкой фамилии на греческом предложила сама Чечирия, которая как раз тогда учила язык древних. Тогда она еще не знала, что скоро округлится, потеряв формы изящной статуэтки, и Людовико подыщет ей мужа – графа, с которым она обретет тихое счастье.

Украденная монашка

Фра Филиппо Липпи. «Ла Липпина». История Ромео и Джульетты – пожалуй, самая знаменитая любовная история эпохи Ренессанса. Но она - вымышленная! Если же говорить о реальных историях, то любовь Фра Филиппо Липпи и Лукреции Бути считается одной из самых известных. Липпи был монахом, а она – монахиней, он похитил ее из монастыря, и они жили долго и счастливо. Невероятный был скандал! 

Перед нами картины и фрески работы Липпи, на которых изображена прекрасная монахиня – изящная блондинка. Причем зачастую в образе католических небожителей. Вот одна из работ, считающихся ее «портретом». Вообще Липпи написал множество «Мадонн», но эта – одна из самых знаменитых и узнаваемых, благодаря чему она приобрела отдельное прозвище – «Ла Липпина». «Ла Липпина» станет примером для многих художников, включая Сандро Боттичелли.

Округлившаяся «Весна»

Сандро Боттичелли. «Портрет дамы, известной как Смеральда Брандини». Симонетта Веспуччи – юная флорентийская аристократка, в которую Боттичелли был платонически влюблен. Нет никаких свидетельств того, что они хотя бы раз перемолвились словом, однако он страдал по ней всю свою жизнь. Тяжело переживал ее кончину, случившуюся в юном возрасте, и был похоронен в изножье ее могилы. Как выглядела Симонетта Веспуччи известно всем: она смотрит на нас с полотен «Рождение Венеры» и «Весна». Но Боттичелли писал и других женщин, жен своих друзей. Вот он изображает жену ювелира, с которым работал над заказами для рода Медичи.

Эта женщина – тоже блондинка, но земной, а не ангельской красоты, - была другом художника, его конфидентом. Она выслушивала его жалобы о несчастной любви и, наверняка, вкусно кормила. Сохранилось несколько женских портретов кисти Боттичелли, и все они, кроме этого, являются профильным, согласно моде, которая к моменту его написания уже постепенно начинает устаревать. Это делает картину уникальной в  творчестве Боттичелли. На ней натурщица изображена беременной, что  всегда был большим риском для женщин той эпохи. 

Нетипичная муза Тициана

Тициан. «Портрет Лауры Дианти». Героиня этого портрета – Лаура Дианти – та самая женщина, на которой женился Альфонсо д'Эсте, последний муж Лукреции Борджиа, после того, как та скончалась. Какой контраст – та была тоненькой аристократкой с пепельными вьющимися волосами, а эта – пышнотелая брюнетка, скорей во вкусе Карла Брюллова, чем Тициана, да вдобавок еще и куртизанка, с трудом обучившаяся грамоте. Однако ее любовь с Альфонсо оказалась очень сильной, говорили, что он на ней женился, правда, тайно. Данная картина – видимо, первый пример в итальянском искусстве, когда монарх заказал парадный портрет своей фаворитки.

Это было настолько нетипично, что через поколение, когда возник спор о том, может ли ее внук Чезаре д'Эсте наследовать герцогство, данный портрет был представлен как одно из доказательств того, что Лаура и Альфонсо все-таки поженились: «Любовниц так не изображают!» Однако в Ватикане посчитали обратное – все-таки это изображение прекрасной женщины в роскошных одеждах и в драгоценностях, наполненное экзотическим флером, далеко от стандарта торжественных портретов настоящих герцогинь.

«Гадкий утенок» с чувством слова

Корреджо. «Портрет дамы». Это единственный портрет работы Корреджо, прославившегося своими сладострастными мифологическими сюжетами. Из-за этого об его авторстве никто и не задумывался (картина считалась работой Лоренцо Лотто), пока не был расшифрован его автограф. О личности изображенной дамы до сих пор идут споры: несомненно, она знатна, богата и образована (о чем свидетельствует сложнейшая игра с атрибутами и зашифрованными надписями). Черно-белая колористическая гамма платья, сшитого по последней моде и цветом напоминающая  монашеские одеяния,  видимо, является траурным нарядом. На серебряном блюде начертано греческое слово «непенф» (зелье, трава забвения, в древнегреческой мифологии и литературе — происходящее из Египта лекарство от грусти, своего рода антидепрессант - М.М.).

Скорей всего, на ней изображена Вероника Гамбара, графиня родного города Корреджо. Ее поэтический дар и политические таланты воспевали поэты и писатели Италии, при этом не забывая отметить, что она была отнюдь не красавицей. Остаётся только гадать как «гадкий утенок» сумел сделать такую карьеру и стать знаменитой поэтессой. 

Модница с портрета Бронзино

Бронзино. «Портрет Элеоноры Толедской с сыном Джованни». Один из самых знаменитых портретов позднего Возрождения, шедевр маньеризма – направления, который отличается холодностью, вычурным колоритом и особенными отношениями с формами, которые порой выглядят слишком извилистыми и ненатуральными.

Изображенная на нем женщина Элеонора Толедская – испанская аристократка, которая стала женой флорентийского герцога Козимо Медичи. Она наряжаться по последней моде, обожала яркие и дорогостоящие наряды, о чем свидетельствуют сохранившиеся документы о ее личных портнихах и ткачихах. 

Конкурентка Рембрантда

Софонисба Ангишола. «Автопортрет». Эту художницу помнят только специалисты, однако для истории искусства она очень важна. Ангишола была первой женщиной, которая стала художницей-профессионалом, зарабатывавшим на жизнь на высшем уровне, при королевском дворе. Как она выглядела, мы представляем очень хорошо, благодаря огромному количеству ее автопортретов. В XVI – XVII веках она входит в тройку лидеров по автопортретам, после Дюрера и Рембрандта.

Данный портрет – миниатюра высотой 8 см. Он отличается тем, что в руках у художницы изображен медальон. Крупные инициалы в центре образуют имя ее отца. По ободу медальона написано «Дева Софонисба Ангишола, написанная своей собственной рукой, благодаря зеркалу, в Кремоне». Любопытна игра со словом «virgo» (дева): художница закрывает пальцем две последние буквы, таким образом представляясь как «vir» (мужчина, благородный муж). «Художник», а не «художница». Этот изящный ребус – своего рода символ ее борьбы за самостоятельность и имя (личный бренд).

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

«В храме иконы никогда не портятся. Более того, были случаи, когда отбирали иконы в соответствующее (имеется в виду советское – авт.) время, помещали их в стерильные условия музеев, вокруг них были
подробнее...

Как известно, в мире существует всего лишь четыре оперных школы. Одна из них — русская. И это притом, что опера в Россию пришла из Европы с большим опозданием в сравнении с местом своего рождения. Но
подробнее...

Он один из немногих универсальных актеров и режиссеров, с равным успехом работающих в театре и кино. Выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства, мастерской легендарного педагога
подробнее...

Встреча проходила в Звенигороде на территории усадьбы Введенское, построенной августейшей милостью императора Павла I для своей фаворитки Анны Лопухиной, усадьбы, владельцами которой были такие
подробнее...

Слухи попали в телеграм-каналы и активно обсуждались в социальных сетях вечером 9 июля, но официальное подтверждение получили только на следующий день. Так что 10 июля Андриан Фадеев возвращается в
подробнее...

Фестиваль принимают два города одновременно – Ижевск и Воткинск. Программа концерта 5 июля в исполнении струнного оркестра «Солисты Москвы», лауреата премии Грэмми, во главе с Юрием Башметом, была
подробнее...

– Где-то за год до смерти Елены, которая случилась как гром среди ясного неба, мы договорились с ней о том, что она передаст в театр домашний рабочий кабинет своего великого отца, – в эксклюзивном
подробнее...

В спокойных серо-белых коридоры с такими живыми, выразительными фотографиями разбегаются глаза, хочется подходить и рассматривать ближе. В пространстве выставки объединены работы лучших представителей
подробнее...

Но это я сгоряча, конечно. Вот сколько буду жить, столько писать, говорить о канале «Культура». Потому что это лучшее, что сделало государство за последние десятки лет. Нам подарили канал для души,
подробнее...

— Как мы играли? Я вас спрашиваю! Молчите? Стыдно? И я так думаю, что вам должно быть стыдно: проиграть со счетом 0:6! Да скажи кому — не поверят! Вы же — футболисты, а не балерины на коньках! Разве
подробнее...

— Для меня эта новость стала приятной неожиданностью. Я узнала про высокую награду, когда посыпались поздравления от друзей и коллег. Не буду лукавить, мне очень приятно. Особенно тепло стало на
подробнее...

В этой квартире на Тверской около тридцати лет жили Майя Плисецкая и Родион Щедрин до переезда в Мюнхен. Плисецкая была в ней за месяц до смерти, организовывая свой юбилейный концерт с балетной
подробнее...

— У меня велосипед есть в райдере, — рассказывает Олег Михайлович. - Я люблю погонять. Много раз здесь ездил, когда раньше приезжал на "Славянский базар в Витебске" - тут очень красивые места. В
подробнее...

Ради этого возвели большую сцену с амфитеатром для зрителей. Смотреть спектакль под открытым небом да еще такой масштабный, в котором 15 артистов играют 50 ролей, да еще поставленный по одному из трех
подробнее...

Накануне юбилея мы встретились на «Мосфильме» в студии Павла Лунгина, где год назад разговаривали о запуске его нового фильма. Тогда шел поиск актеров, локаций, создавались костюмы. Известные актрисы
подробнее...

«Построенное им здание — часть мирового архитектурного наследия и несомненное произведение искусства. Отсюда принципиальное решение нового художественного руководства: вернуть этому шедевру имя его
подробнее...

Регионы не могут жить по принципу: фестиваль, красная дорожка, разбежались. Им необходима круглогодичная жизнь, иначе никакого движения вперед не будет. На недавнем форуме регионального кинематографа
подробнее...

НесчастнаяМы не могли жить вместе, это было ясно. И разойтись не могли. Сам он бы ни за что не ушел. Я приняла решение. Он уехал на охоту. На полтора месяца. Я чувствовала, знала: ему не хочется
подробнее...