Срочные новости раздела
Партитура из газовой камеры

Партитура из газовой камеры

Терезин… «Подарок фюрера» - так елейно называли нацистские пропагандисты это страшное место, сочетавшее признаки концлагеря и гетто. «Образцово-показательный лагерь» – его даже демонстрировали комиссии Красного Креста. Правда к этому моменту основная масса узников была переправлена в Аушвиц. Среди этих жертв был и Виктор Ульман вместе со своей семьей. Но тогда в 1942, депортированный в Терезин, он еще имел возможность заниматься музыкой. Здесь была библиотека, издавался журнал, читались лекции, устраивались концерты, где исполнялась «еврейская» музыка, запрещенная в Германии: Мендельсон, Малер, Шёнберг… Вот только периодически из этого «рая» партиями исчезали десятки тысяч людей. Их увозили в лагеря смерти. Обитатели Терезина об этом лишь догадывались.

Карьера Виктора Ульмана до войны была очень успешной и перспективной – он входил в круг учеников Арнольда Шёнберга, который свел его с Александром Цемлински. Когда началась война, эмигрировать из Праги Ульман не успел. В Терезине, где он написал «Императора Атлантиды» - откровенно антивоенную, шокирующую, пугающую оперу на либретто Франца Петера Кина, спектакль до премьеры так и не дошел. Посмотрев репетиции, нацистское начальство адекватно оценило партитуру как аллюзию на фашизм, в императоре Атлантиды, посылающем людей на смерть, узнали фюрера, а сама притча, в которой в полном соответствии с немецкой традицией фигурировали образы Эроса и Танатоса, то есть, любви и смерти (легендарный вагнеровский Liebestod) усмотрели пародию на немецкую эстетику.

Перед отправкой в Аушвиц Ульман успел оставить партитуру библиотекарю. Она обнаружилась только в 1975 году и с тех пор обрела путь на оперную сцену.

Режиссер Вадим Летунов, балансируя между трагедией и гротеском (и того, и другого в сочинении Ульмана и Кина в избытке, несмотря на краткость – опера длится всего один час), сделал акцент на трагедии. И в этом с ним оказался солидарен художник Ростислав Протасов. Они создали черный, мрачный спектакль, в котором и костюмы, и грим носят отпечаток сажи из газовой печи. «Человеческие» персонажи – Император (Михаил Никаноров), Смерть (Александр Киселев), Солдат (Сергей Абабкин) – также черны и будто бы обожжены черным дымом, который поднимался над печами концлагерей. И даже масочно-кабаретные фигуры Громкоговорителя (Николай Пацюк), Барабанщицы (Юлия Никанорова) и Арлекина (Виталий Фомин) не слишком контрастируют с общей макабрической картиной. Решение логичное, хотя, пожалуй, не бесспорное. Ведь пародийность, сатира и бурлеск, присутствующие в этом материале, будь они поданы в брехтовско-вайлевском духе, могли бы сделать месседж спектакля более объемным и в конечно итоге, как это ни парадоксально, более страшным. 

Тем более, что музыка здесь именно такова – она представляет собой фантастический фьюжн, в котором есть место и агрессивному экспрессионизму типа Корнгольда и Цемлински, и разрушительной атональности Шёнберга, и экстатичному мелодизму и гармонической роскоши в духе Рихарда Штрауса и даже Вагнера, и хулиганской кабаретности Вайля. Дирижер Елена Сосульникова, убедительно разрушающая стереотип о понимании профессии «дирижер» как специфически мужской, великолепно ведет оркестр Геликона по этой многослойной палитре музыкального языка, в котором, кстати, при всем богатстве красок не возникает никакой эклектики.

Вокальные работы заслуживают оваций. Певцы замечательно соединяют чисто оперные приемы вокализации с разговорной речи (при этом переходя с немецкого языка на русский), а также используют элементы шпрехгезанга – особого приема речевого пения, синтезирующего разговорные и вокальные приемы. Впрочем, говорить о вокальных работах в отрыве от актерских здесь нельзя. И в этом режиссер Вадим Летунов, выпускник ГИТИСа, прекрасно реализует принципы своего мастера Дмитрия Бертмана. Каждый из персонажей – будь то нежная Девушка (Александра Соколова), выделяющаяся из всего траурного цветового ансамбля своим наивным розовым платьем, Смерть в образе наемного киллера, уставшего убивать, тщетно пытающийся веселиться Арлекин, чокнутый Громкоговоритель, как будто сбежавший из сумасшедшего варьете, жестокая кукла Барабанщица, Император, приносящий себя в жертву во имя торжества смерти (в финале он снимает с себя одежду - как это делали узники фашистских лагерей перед отправкой в печь), Солдат, влюбляющийся в Девушку, которая поначалу является его врагом на поле боя – все они одновременно и маски инфернального кабаре, и живые люди, вызывающие сочувствие. 

Постановка такого спектакля особенно важна сегодня. И логично, что премьерные спектакли проходят в дни, когда ровно 84 года назад советские войска освободили от нацистов гетто Терезин. К 9 мая 1945 года из 140 тысяч человек там осталось 17 247 выживших. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

«В храме иконы никогда не портятся. Более того, были случаи, когда отбирали иконы в соответствующее (имеется в виду советское – авт.) время, помещали их в стерильные условия музеев, вокруг них были
подробнее...

Как известно, в мире существует всего лишь четыре оперных школы. Одна из них — русская. И это притом, что опера в Россию пришла из Европы с большим опозданием в сравнении с местом своего рождения. Но
подробнее...

Он один из немногих универсальных актеров и режиссеров, с равным успехом работающих в театре и кино. Выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства, мастерской легендарного педагога
подробнее...

Встреча проходила в Звенигороде на территории усадьбы Введенское, построенной августейшей милостью императора Павла I для своей фаворитки Анны Лопухиной, усадьбы, владельцами которой были такие
подробнее...

Слухи попали в телеграм-каналы и активно обсуждались в социальных сетях вечером 9 июля, но официальное подтверждение получили только на следующий день. Так что 10 июля Андриан Фадеев возвращается в
подробнее...

Фестиваль принимают два города одновременно – Ижевск и Воткинск. Программа концерта 5 июля в исполнении струнного оркестра «Солисты Москвы», лауреата премии Грэмми, во главе с Юрием Башметом, была
подробнее...

– Где-то за год до смерти Елены, которая случилась как гром среди ясного неба, мы договорились с ней о том, что она передаст в театр домашний рабочий кабинет своего великого отца, – в эксклюзивном
подробнее...

В спокойных серо-белых коридоры с такими живыми, выразительными фотографиями разбегаются глаза, хочется подходить и рассматривать ближе. В пространстве выставки объединены работы лучших представителей
подробнее...

Но это я сгоряча, конечно. Вот сколько буду жить, столько писать, говорить о канале «Культура». Потому что это лучшее, что сделало государство за последние десятки лет. Нам подарили канал для души,
подробнее...

— Как мы играли? Я вас спрашиваю! Молчите? Стыдно? И я так думаю, что вам должно быть стыдно: проиграть со счетом 0:6! Да скажи кому — не поверят! Вы же — футболисты, а не балерины на коньках! Разве
подробнее...

— Для меня эта новость стала приятной неожиданностью. Я узнала про высокую награду, когда посыпались поздравления от друзей и коллег. Не буду лукавить, мне очень приятно. Особенно тепло стало на
подробнее...

В этой квартире на Тверской около тридцати лет жили Майя Плисецкая и Родион Щедрин до переезда в Мюнхен. Плисецкая была в ней за месяц до смерти, организовывая свой юбилейный концерт с балетной
подробнее...

— У меня велосипед есть в райдере, — рассказывает Олег Михайлович. - Я люблю погонять. Много раз здесь ездил, когда раньше приезжал на "Славянский базар в Витебске" - тут очень красивые места. В
подробнее...

Ради этого возвели большую сцену с амфитеатром для зрителей. Смотреть спектакль под открытым небом да еще такой масштабный, в котором 15 артистов играют 50 ролей, да еще поставленный по одному из трех
подробнее...

Накануне юбилея мы встретились на «Мосфильме» в студии Павла Лунгина, где год назад разговаривали о запуске его нового фильма. Тогда шел поиск актеров, локаций, создавались костюмы. Известные актрисы
подробнее...

«Построенное им здание — часть мирового архитектурного наследия и несомненное произведение искусства. Отсюда принципиальное решение нового художественного руководства: вернуть этому шедевру имя его
подробнее...

Регионы не могут жить по принципу: фестиваль, красная дорожка, разбежались. Им необходима круглогодичная жизнь, иначе никакого движения вперед не будет. На недавнем форуме регионального кинематографа
подробнее...

НесчастнаяМы не могли жить вместе, это было ясно. И разойтись не могли. Сам он бы ни за что не ушел. Я приняла решение. Он уехал на охоту. На полтора месяца. Я чувствовала, знала: ему не хочется
подробнее...