Срочные новости раздела
Партитура из газовой камеры

Партитура из газовой камеры

Терезин… «Подарок фюрера» - так елейно называли нацистские пропагандисты это страшное место, сочетавшее признаки концлагеря и гетто. «Образцово-показательный лагерь» – его даже демонстрировали комиссии Красного Креста. Правда к этому моменту основная масса узников была переправлена в Аушвиц. Среди этих жертв был и Виктор Ульман вместе со своей семьей. Но тогда в 1942, депортированный в Терезин, он еще имел возможность заниматься музыкой. Здесь была библиотека, издавался журнал, читались лекции, устраивались концерты, где исполнялась «еврейская» музыка, запрещенная в Германии: Мендельсон, Малер, Шёнберг… Вот только периодически из этого «рая» партиями исчезали десятки тысяч людей. Их увозили в лагеря смерти. Обитатели Терезина об этом лишь догадывались.

Карьера Виктора Ульмана до войны была очень успешной и перспективной – он входил в круг учеников Арнольда Шёнберга, который свел его с Александром Цемлински. Когда началась война, эмигрировать из Праги Ульман не успел. В Терезине, где он написал «Императора Атлантиды» - откровенно антивоенную, шокирующую, пугающую оперу на либретто Франца Петера Кина, спектакль до премьеры так и не дошел. Посмотрев репетиции, нацистское начальство адекватно оценило партитуру как аллюзию на фашизм, в императоре Атлантиды, посылающем людей на смерть, узнали фюрера, а сама притча, в которой в полном соответствии с немецкой традицией фигурировали образы Эроса и Танатоса, то есть, любви и смерти (легендарный вагнеровский Liebestod) усмотрели пародию на немецкую эстетику.

Перед отправкой в Аушвиц Ульман успел оставить партитуру библиотекарю. Она обнаружилась только в 1975 году и с тех пор обрела путь на оперную сцену.

Режиссер Вадим Летунов, балансируя между трагедией и гротеском (и того, и другого в сочинении Ульмана и Кина в избытке, несмотря на краткость – опера длится всего один час), сделал акцент на трагедии. И в этом с ним оказался солидарен художник Ростислав Протасов. Они создали черный, мрачный спектакль, в котором и костюмы, и грим носят отпечаток сажи из газовой печи. «Человеческие» персонажи – Император (Михаил Никаноров), Смерть (Александр Киселев), Солдат (Сергей Абабкин) – также черны и будто бы обожжены черным дымом, который поднимался над печами концлагерей. И даже масочно-кабаретные фигуры Громкоговорителя (Николай Пацюк), Барабанщицы (Юлия Никанорова) и Арлекина (Виталий Фомин) не слишком контрастируют с общей макабрической картиной. Решение логичное, хотя, пожалуй, не бесспорное. Ведь пародийность, сатира и бурлеск, присутствующие в этом материале, будь они поданы в брехтовско-вайлевском духе, могли бы сделать месседж спектакля более объемным и в конечно итоге, как это ни парадоксально, более страшным. 

Тем более, что музыка здесь именно такова – она представляет собой фантастический фьюжн, в котором есть место и агрессивному экспрессионизму типа Корнгольда и Цемлински, и разрушительной атональности Шёнберга, и экстатичному мелодизму и гармонической роскоши в духе Рихарда Штрауса и даже Вагнера, и хулиганской кабаретности Вайля. Дирижер Елена Сосульникова, убедительно разрушающая стереотип о понимании профессии «дирижер» как специфически мужской, великолепно ведет оркестр Геликона по этой многослойной палитре музыкального языка, в котором, кстати, при всем богатстве красок не возникает никакой эклектики.

Вокальные работы заслуживают оваций. Певцы замечательно соединяют чисто оперные приемы вокализации с разговорной речи (при этом переходя с немецкого языка на русский), а также используют элементы шпрехгезанга – особого приема речевого пения, синтезирующего разговорные и вокальные приемы. Впрочем, говорить о вокальных работах в отрыве от актерских здесь нельзя. И в этом режиссер Вадим Летунов, выпускник ГИТИСа, прекрасно реализует принципы своего мастера Дмитрия Бертмана. Каждый из персонажей – будь то нежная Девушка (Александра Соколова), выделяющаяся из всего траурного цветового ансамбля своим наивным розовым платьем, Смерть в образе наемного киллера, уставшего убивать, тщетно пытающийся веселиться Арлекин, чокнутый Громкоговоритель, как будто сбежавший из сумасшедшего варьете, жестокая кукла Барабанщица, Император, приносящий себя в жертву во имя торжества смерти (в финале он снимает с себя одежду - как это делали узники фашистских лагерей перед отправкой в печь), Солдат, влюбляющийся в Девушку, которая поначалу является его врагом на поле боя – все они одновременно и маски инфернального кабаре, и живые люди, вызывающие сочувствие. 

Постановка такого спектакля особенно важна сегодня. И логично, что премьерные спектакли проходят в дни, когда ровно 84 года назад советские войска освободили от нацистов гетто Терезин. К 9 мая 1945 года из 140 тысяч человек там осталось 17 247 выживших. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...

«Самой большой занозой в заднице сэра Артура Конан Дойла была упрямая одержимость всего мира только одним из его творений - Шерлоком Холмсом, – пишет The Observer. – И сейчас, спустя 94 года после
подробнее...

«Команда юристов работает над тем, чтобы запретить Никитиным по всему миру исполнять песни на мои стихи», — заявила она.Известно, такая реакция последовала после того, как 86-летняя Юнна Петровна
подробнее...

Среди стихийного собрания картин разного уровня, часто составленного по принципу «что дали», есть те, что заставляют пожалеть о напрасно потраченном времени. Но кое-что любопытное все-таки есть.
подробнее...

Тимур Новиков: легенда на стягеЕще в советское время декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ушло от банального интерьерного украшательства и стало мощным выразительным языком. Цензоры меньше следили
подробнее...

К синглу «Мыши», давшему, судя по всему, начало новой Глюк’oZа, автор, продюсер и полноправный Карабас-Барабас (то есть хозяин) проекта Максим Фадеев соорудил солидный фундамент. Прежнюю «глюкозу»
подробнее...

На конкурс в этом этого году было подано более 150 заявок из 34 городов России. Первый тур проходил, как всегда, заочно: жюри выбирало участников по присланным видеоматериалам, а в двух очных турах
подробнее...

Цепь Георгия Победоносца Михалков  по традиции вручил президенту жюри основного конкурса. «Это великий человек, - сказал он об исландском режиссере Фридрихе Тор Фридрикссоне. - Знаю ваши картины.
подробнее...

Диск из тринадцати песен легендарного барда назвали «Проект О», его украшает графический образ поэта, 100 лет со дня рождения которого отмечается 9 мая. Константин Хабенский исполнил куплеты в трех
подробнее...

Миф этот, как и миф о неземной красоте египетской царицы, очень распространен. Ему посвящены сотни произведений в литературе и на сцене, однако не сохранилось никаких достоверных изображений, которые
подробнее...

Музей Ленина, основанный финско–советским обществом, располагается в доме рабочих Тампере уже 78 лет, пишет Yle.Во времена холодной войны музей был известен как арена восточной политики, которую
подробнее...

«Яблоневый сад» ЧеховаКак говорится, устами младенца глаголит истина. Но что, если мы вам скажем, что также уста известных героев являются резонерами писательской души? «Если во всей губернии есть
подробнее...

Об этом стало известно благодаря исследованию, проведенному после переоценки захоронения, которое было обнаружено более двадцать лет назад в Сен-Поль-Труа-Шато возле Авиньона. Могила напоминала
подробнее...

На съемочной площадке нового сериала можно увидеть Анну Михалкову, Тимофея Трибунцева, Екатерину Вилкову, Надежду Маркину, Александра Ильина-младшего и других популярных актеров. Все они стали героями
подробнее...