Срочные новости раздела
«Остров мертвых» превратился на ярославской сцене в остров живых

«Остров мертвых» превратился на ярославской сцене в остров живых

Оркестр «Новая Россия» хоть и знает наизусть все заявленные на финальном концерте произведения – «Остров мертвых» Рахманинова, Первый концерт для скрипки с оркестром Чайковского и концерт №1 Прокофьева – собрался на репетицию в Собиновском зале еще днем. Перед тем, как прогнать весь материал, маэстро Юрий Башмет пообщался с журналистами за чашечкой кофе. Он рассказал, что в этом году успел побывать в разных небольших городах и селах Ярославской области и публика его потрясла. «Встречали как Пола Маккартни», – восхитился публикой маэстро. Накануне завершающего фестиваль вечера Юрий Башмет встретился и с губернатором Ярославской области Михаилом Евраевым, который тоже его поклонник. Договорились в будущем маштабировать фестиваль. Несмотря на то, что проект существует уже 16 лет, каждый год музыканты открывают для себя новые сцены, часто в скромных сельских ДК, и всегда уезжают под большим впечатлением. Так что на финальный вечер оркестранты во главе с дирижером выходили в приподнятом настроении. Начать им предстояло с мистического произведения.

Сложная, насыщенная переливами, как морская волна, музыка потекла сама собой. Сергей Рахманинов писал «Остров мертвых» под впечатлением от черно-белой репродукции картины Арнольда Бёклина, а позже говорил, что, если бы сразу увидел цветной оригинал, мелодия была бы другой. Симфоническую поэму отличают графичность, холодность и мрачность звуковой палитры. Это философское размышление о жизни и смерти сродни стихотворению Валерия Брюсова, который тоже обращался к картине Бёклина: «На годы набегают годы, / Не молкнет ровный стук минут, / И дни и годы, словно воды, / В просторы вечности текут». И все же, аидов пейзаж, с его зловещим «шелестом» скрипок и «ветром», рожденным звуками валторна, пронизан нежными нотками жизни. Сам Рахманинов говорил о своем сочинении: «Сначала — смерть, потом — жизнь».

Следом играли Первый концерт для скрипки с оркестром Ре мажор Сергея Прокофьева, солировал Вадим Репин. Это тоже очень поэтическое произведение, которое, как некогда и очень точно говорил Давид Ойстрах, захватывает «свежестью лирических образов, ярким сказочным колоритом». Репин играл скрипичную партию так пронзительно, что публика долго не отпускала его и маэстро Башмета на антракт. Так что скрипач на бис сыграл неаполитанскую народную мелодию «Венецианский карнавал», которая в свое время стала очень популярна благодаря Никколо Паганини.

После перерыва – еще одно сказочное произведение, которое подчеркнуло общий посыл вечера: после самой темной ночи всегда наступает рассвет. Ярославцы последние недели живут в сложных ощущениях – здесь заблокировали GPS-навигацию из-за нарастающих акат украинских беспилотников, так что конфликт, который длится уже два года, теперь тут чувствуется как никогда близко. Надежда на возвращение к привычной жизни как никогда к месту. В финале концерта зрителей ждал концентр № 1 Петра Чайковского для фортепьяно с оркестром си-бемоль минор (сочинение 23). Солировал пианист Борис Березовский, который впервые приехал в Ярославль. Перед началом концерта он рассказал журналистам, что они с Юрием Абрамовичем обсуждают возможность создания нового балета на основе разных произведений Чайковского, в том числе 1-го концерта. «Это сказочная музыка, которую я очень люблю, даже не припомню сколько раз мне довелось ее исполнять – много», – сказал пианист перед выходом на сцену. А Юрий Башмет рассказал, что только Березовский может так мягко исполнять это сочинение.

Прозвучало оно действительно очень нежно и сказочно. После продолжительных аплодисментов пианист решил сыграть отрывок из того же концерта на бис. И чтобы вы думали? Ошибся! Но тут же нашелся, обратил все в шутку, посмеялся над собой вместе с восторженной публикой. Зрители оцени юмор и одарили Березовского и маэстро Башмета букетами цветов. Напоследок музыкантов и публику поздравила с успехом министр культуры Ярославля Марина Васильева. Так «Остров мертвых» превратился в остров живых.

Мария Москвичева, Ярославль.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...

«Самой большой занозой в заднице сэра Артура Конан Дойла была упрямая одержимость всего мира только одним из его творений - Шерлоком Холмсом, – пишет The Observer. – И сейчас, спустя 94 года после
подробнее...

«Команда юристов работает над тем, чтобы запретить Никитиным по всему миру исполнять песни на мои стихи», — заявила она.Известно, такая реакция последовала после того, как 86-летняя Юнна Петровна
подробнее...

Среди стихийного собрания картин разного уровня, часто составленного по принципу «что дали», есть те, что заставляют пожалеть о напрасно потраченном времени. Но кое-что любопытное все-таки есть.
подробнее...

Тимур Новиков: легенда на стягеЕще в советское время декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ушло от банального интерьерного украшательства и стало мощным выразительным языком. Цензоры меньше следили
подробнее...

К синглу «Мыши», давшему, судя по всему, начало новой Глюк’oZа, автор, продюсер и полноправный Карабас-Барабас (то есть хозяин) проекта Максим Фадеев соорудил солидный фундамент. Прежнюю «глюкозу»
подробнее...

На конкурс в этом этого году было подано более 150 заявок из 34 городов России. Первый тур проходил, как всегда, заочно: жюри выбирало участников по присланным видеоматериалам, а в двух очных турах
подробнее...

Цепь Георгия Победоносца Михалков  по традиции вручил президенту жюри основного конкурса. «Это великий человек, - сказал он об исландском режиссере Фридрихе Тор Фридрикссоне. - Знаю ваши картины.
подробнее...

Диск из тринадцати песен легендарного барда назвали «Проект О», его украшает графический образ поэта, 100 лет со дня рождения которого отмечается 9 мая. Константин Хабенский исполнил куплеты в трех
подробнее...

Миф этот, как и миф о неземной красоте египетской царицы, очень распространен. Ему посвящены сотни произведений в литературе и на сцене, однако не сохранилось никаких достоверных изображений, которые
подробнее...

Музей Ленина, основанный финско–советским обществом, располагается в доме рабочих Тампере уже 78 лет, пишет Yle.Во времена холодной войны музей был известен как арена восточной политики, которую
подробнее...

«Яблоневый сад» ЧеховаКак говорится, устами младенца глаголит истина. Но что, если мы вам скажем, что также уста известных героев являются резонерами писательской души? «Если во всей губернии есть
подробнее...

Об этом стало известно благодаря исследованию, проведенному после переоценки захоронения, которое было обнаружено более двадцать лет назад в Сен-Поль-Труа-Шато возле Авиньона. Могила напоминала
подробнее...

На съемочной площадке нового сериала можно увидеть Анну Михалкову, Тимофея Трибунцева, Екатерину Вилкову, Надежду Маркину, Александра Ильина-младшего и других популярных актеров. Все они стали героями
подробнее...