Срочные новости раздела
От «Венеры» к «Адаму»: в Третьяковке показали ранние эскизы Александра Иванова

От «Венеры» к «Адаму»: в Третьяковке показали ранние эскизы Александра Иванова

Александр Иванов отправился в Италию в 1830-м году. Как один из лучших выпускников Императорской Академии Художеств, он претендовал на полный пансион. В первый год художнику предстояло изучать памятники итальянского искусства, во второй — сделать копию с фрески Микеланджело «Сотворение Адама», и только на третий год следовало создать собственное творение. В Италии он задержался на восемнадцать лет: и почти все это время посвятил своему самому масштабному полотну.

Мини-экспозиция, посвященная первым опытам столкновения Иванова с античной скульптурой и живописью Эпохи Возрождения, расположилась в одиннадцатом зале Третьяковской Галереи — справа от самой известной картины Александра Иванова — гигантского полотна «Явление Христа Народу».

В полутемном зале — около двадцати эскизов мастера, два из которых специально для выставки отреставрировали мастера Третьяковки. Это «Голова Аполлона Бельведерского» и один из двух эскизов к первой итальянской картине художника — «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой».

Эскизы античной статуи «Венера Медичи» , сделанные во Флоренции, соседствуют с черновыми копиями с картин Да Винчи («Голова Девушки») и фрагментами зарисовок с Рафаэлевской «Афинской школы». В самом центре зала — фрагменты с «Сотворения Адама» Микеланджело. В работах классиков эпохи Возрождения и греческой скульптуре для Иванова главное — обращение к классике, к монументальной красоте античного образа. Заведующая отделом графики XVIII – начала ХХ века Государственной Третьяковской галереи Ирина Шуманова считает, что выставка очень интересна тем, что говорит о действительно важном для Иванова свойстве — его классичности.

- Он как и художник Возрождения, открывает для себя античность (и одновременно Возрождение!), и достигает удивительной классической гармонии ясности языка, соревнуясь с великими мастерами Возрождения и достигая такой же красоты и гармонии. И именно эта Рафаэлевская гармония есть в большой картине Иванова [...] Кстати, на нынешей выставке очень много копий рисунков, которые мастер сделал с различных произведений в Риме - скульптурных, фресок. Но они не смотрятся копиями – и это удивительно, потому как получились вполне оригинальными. Мы, конечно же, узнаем композицию... Мы восхищаемся, как Иванову удалось передать вот эту солнечность мрамора в “Венере Медичи”, например, или какие-то повороты фигур... Удивляемся этой оригинальной штриховке, ведь он делает копии в другом материале и заново переживает этот материал. Скажем, “Венера Медичи” — это и гимн античности, и гимн скульптуры, и графики».

От знакомства с зарубежным искусством — к первой собственной итальянской картине. В Ватикане Иванов делает первые наброски к полотну «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (1831-1834 год). Намечает композицию, зарисовывает статую Аполлона Бельведерского, чтобы позднее «оживить» ее черты в живописи, ищет визуальные образы для Кипариса и Гиацинта... Творческие поиски художника, воплощенные на эскизах, дополняются неожиданными параллелями с полотнами Рафаэля и античными скульптурами из собрания Ватикана.

Куратор выставки, Маргарита Крылова, рассказывает:

- Безусловно, интересную часть выставки составляют рисунки к его первой картине «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением”, которая представлена в десятом зале - вот она, на стене. И будет очень интересно зрителям посмотреть саму картину и то, как художник работал, подготавливая эскизы; композицию, которая родилась не сразу, а рисунки показывают, как художник искал каждый из образов этого полотна. И уже в этих первых листах мы видим его знаменитый, можно сказать, метод сличения и сравнения, который в дальнейшем стал постоянным методом работы над живописными полотнами.

Надо сказать, что свет в зале приглушают специально, чтобы не навредить хрупким карандашным эскизам. Для таких «экспонатов» зал Третьяковки приспособили четыре года назад, когда показывали поздние наброски Иванова к «Явлению...».

- Мы переформатировали этот зал. Здесь раньше была живопись и работы отца Александра Иванова - Андрея Иванова, художника академического плана первой половины XIX века. – рассказывает доктор искусствоведения, замдиректора Третьяковской галереи по научной работ Татьяна Карпова, - Но этот зал нас не удовлетворял, потому что рядом с работами Иванова как-то все это блекло, и само помещение было слишком узким для некоторых крупноформатных произведений академических мастеров, современников Иванова-младшего - может быть, они не достигли таких вершин в творчестве, как он. И мы решили приспособить зал для графических выставок. Как вы видите, мы закрыли потолок, сделали свет специальный для графики, и получили возможность показывать наше собрание Иванова - у нас есть более 700 графических листов - это 40 альбомов.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В полдень едва ли не первого теплого и солнечного дня, пришедшегося на  время фестиваля,  Ричард Гир появился на красной дорожке с бутоном крошечной розы в руках и рядом с умопомрачительной Умой
подробнее...

«Режиссура – это явление любви», - заявил член жюри Джан-Карло дель Монако, подводя итоги первого тура. «То, что режиссеры демонстрируют этот интимный процесс при зрителях – свидетельство их
подробнее...

81-летний канадский классик Дэвид Кроненберг, давно ставший иконой Каннского кинофестиваля, представил на нем уже седьмую свою картину. «Саван» — отчасти автобиографический боди-хоррор, передающий тот
подробнее...

Премьера балета «Спартак» на музыку Арама Хачатуряна в Михайловском состоялась 29 апреля 2008 года. На постановку тогда пригласили Георгия Ковтуна, хореографа масштабно мыслящего и не терпящего
подробнее...

Основная цель Собиновского фестиваля – повысить популярность классической музыки среди широкой аудитории. Оперный фестиваль проводится ежегодно с 1986 года.Представители саратовского филиала
подробнее...

«Мелиховская весна», сохраняя в нынешний условиях статус международного, пригласил на свои площадки Театр драмы имени Якуба Коласа из  Витебска, Академический русский театр имени М. Горького из
подробнее...

«Соня-9», являющаяся продолжением книги того же автора «Соня из 7 «Буээ», — поколенческая история, воплощенная в МХТ режиссером Сашей Золотовицким. И, как всякая поколенческая тематика, она вышла со
подробнее...

Среди последних работ этого режиссера, являющегося бесспорным лидером современного театра (а им он был и до отъезда из страны части его коллег), «Одна и один» — особая постановка. В ней нет
подробнее...

Анна родилась в Москве, окончила переводческий факультет Московского педагогического университета, став лингвистом-переводчиком английского и французского языков, а потом — сценарный факультет
подробнее...

Глядя на запредельно рискованные действия, совершаемые Жариковым по ходу фильма, трудно поверить, что перед камерой работает… кандидат философских наук. А ведь Владимир Юрьевич пришел в кино именно из
подробнее...

«Премия «Художественного театра» — младенец мира театральных наград: в 2024-м она вручалась во второй раз. Но в этом есть некий тайный символизм — МХТ отмечает как раз творческую молодежь, заявившую о
подробнее...

Переезд

20:00 23.05

— Огурцов, ты посмотри на себя. Не просыхаешь. Руки трясутся. Рожа опухла, в дверь не проходит. Где заказчик, запомнить не можешь. Все заказы срываешь. И третий человек вам будет нужен.— Нин, ты на
подробнее...

Тайная экспедицияВ 1968 году для поступления на вечерний журфак требовалась справка о профильном трудоустройстве, меня приголубили курьером в недавно созданном АПН (Агентстве печати «Новости»),
подробнее...

Разработка корректив существующего законодательства, затрагивающего объекты культурного наследия, была возложена на недавно «осиротевший» после ухода Елены Ямпольской на должность советника президента
подробнее...

Напомним, что в самой семье покойного композитора продолжаются конфликты. Молодая вдова Марина Коташенко и дети артиста заняты судебными процессами по поводу наследства. Не озадачились этим вопросом и
подробнее...

Но шоу «Звезды» на НТВ идут. Их на самом деле не закрыли. Есть полиция нравов, в нее может записаться каждый, если только захочет. Вот увидит он не ту персону, которая и смеется не так. Вообще
подробнее...

Почему в списке нет книг местных авторов – об этом корреспондент «МК» спросил члена правления отделения Союза писателей России в ДНР, известного донецкого прозаика Владислава Русанова.«Список
подробнее...

Близкая подруга Филиппа Киркорова, диджей Катя Гусева, прослушала новый хит Пугачевой одной из первых. Впрочем, он ее не вдохновил. Гусева уверена: Алла теряет голос. И это скрывать уже невозможно.— Я
подробнее...