Срочные новости раздела
От «Венеры» к «Адаму»: в Третьяковке показали ранние эскизы Александра Иванова

От «Венеры» к «Адаму»: в Третьяковке показали ранние эскизы Александра Иванова

Александр Иванов отправился в Италию в 1830-м году. Как один из лучших выпускников Императорской Академии Художеств, он претендовал на полный пансион. В первый год художнику предстояло изучать памятники итальянского искусства, во второй — сделать копию с фрески Микеланджело «Сотворение Адама», и только на третий год следовало создать собственное творение. В Италии он задержался на восемнадцать лет: и почти все это время посвятил своему самому масштабному полотну.

Мини-экспозиция, посвященная первым опытам столкновения Иванова с античной скульптурой и живописью Эпохи Возрождения, расположилась в одиннадцатом зале Третьяковской Галереи — справа от самой известной картины Александра Иванова — гигантского полотна «Явление Христа Народу».

В полутемном зале — около двадцати эскизов мастера, два из которых специально для выставки отреставрировали мастера Третьяковки. Это «Голова Аполлона Бельведерского» и один из двух эскизов к первой итальянской картине художника — «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой».

Эскизы античной статуи «Венера Медичи» , сделанные во Флоренции, соседствуют с черновыми копиями с картин Да Винчи («Голова Девушки») и фрагментами зарисовок с Рафаэлевской «Афинской школы». В самом центре зала — фрагменты с «Сотворения Адама» Микеланджело. В работах классиков эпохи Возрождения и греческой скульптуре для Иванова главное — обращение к классике, к монументальной красоте античного образа. Заведующая отделом графики XVIII – начала ХХ века Государственной Третьяковской галереи Ирина Шуманова считает, что выставка очень интересна тем, что говорит о действительно важном для Иванова свойстве — его классичности.

- Он как и художник Возрождения, открывает для себя античность (и одновременно Возрождение!), и достигает удивительной классической гармонии ясности языка, соревнуясь с великими мастерами Возрождения и достигая такой же красоты и гармонии. И именно эта Рафаэлевская гармония есть в большой картине Иванова [...] Кстати, на нынешей выставке очень много копий рисунков, которые мастер сделал с различных произведений в Риме - скульптурных, фресок. Но они не смотрятся копиями – и это удивительно, потому как получились вполне оригинальными. Мы, конечно же, узнаем композицию... Мы восхищаемся, как Иванову удалось передать вот эту солнечность мрамора в “Венере Медичи”, например, или какие-то повороты фигур... Удивляемся этой оригинальной штриховке, ведь он делает копии в другом материале и заново переживает этот материал. Скажем, “Венера Медичи” — это и гимн античности, и гимн скульптуры, и графики».

От знакомства с зарубежным искусством — к первой собственной итальянской картине. В Ватикане Иванов делает первые наброски к полотну «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (1831-1834 год). Намечает композицию, зарисовывает статую Аполлона Бельведерского, чтобы позднее «оживить» ее черты в живописи, ищет визуальные образы для Кипариса и Гиацинта... Творческие поиски художника, воплощенные на эскизах, дополняются неожиданными параллелями с полотнами Рафаэля и античными скульптурами из собрания Ватикана.

Куратор выставки, Маргарита Крылова, рассказывает:

- Безусловно, интересную часть выставки составляют рисунки к его первой картине «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением”, которая представлена в десятом зале - вот она, на стене. И будет очень интересно зрителям посмотреть саму картину и то, как художник работал, подготавливая эскизы; композицию, которая родилась не сразу, а рисунки показывают, как художник искал каждый из образов этого полотна. И уже в этих первых листах мы видим его знаменитый, можно сказать, метод сличения и сравнения, который в дальнейшем стал постоянным методом работы над живописными полотнами.

Надо сказать, что свет в зале приглушают специально, чтобы не навредить хрупким карандашным эскизам. Для таких «экспонатов» зал Третьяковки приспособили четыре года назад, когда показывали поздние наброски Иванова к «Явлению...».

- Мы переформатировали этот зал. Здесь раньше была живопись и работы отца Александра Иванова - Андрея Иванова, художника академического плана первой половины XIX века. – рассказывает доктор искусствоведения, замдиректора Третьяковской галереи по научной работ Татьяна Карпова, - Но этот зал нас не удовлетворял, потому что рядом с работами Иванова как-то все это блекло, и само помещение было слишком узким для некоторых крупноформатных произведений академических мастеров, современников Иванова-младшего - может быть, они не достигли таких вершин в творчестве, как он. И мы решили приспособить зал для графических выставок. Как вы видите, мы закрыли потолок, сделали свет специальный для графики, и получили возможность показывать наше собрание Иванова - у нас есть более 700 графических листов - это 40 альбомов.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

«В храме иконы никогда не портятся. Более того, были случаи, когда отбирали иконы в соответствующее (имеется в виду советское – авт.) время, помещали их в стерильные условия музеев, вокруг них были
подробнее...

Как известно, в мире существует всего лишь четыре оперных школы. Одна из них — русская. И это притом, что опера в Россию пришла из Европы с большим опозданием в сравнении с местом своего рождения. Но
подробнее...

Он один из немногих универсальных актеров и режиссеров, с равным успехом работающих в театре и кино. Выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства, мастерской легендарного педагога
подробнее...

Встреча проходила в Звенигороде на территории усадьбы Введенское, построенной августейшей милостью императора Павла I для своей фаворитки Анны Лопухиной, усадьбы, владельцами которой были такие
подробнее...

Слухи попали в телеграм-каналы и активно обсуждались в социальных сетях вечером 9 июля, но официальное подтверждение получили только на следующий день. Так что 10 июля Андриан Фадеев возвращается в
подробнее...

Фестиваль принимают два города одновременно – Ижевск и Воткинск. Программа концерта 5 июля в исполнении струнного оркестра «Солисты Москвы», лауреата премии Грэмми, во главе с Юрием Башметом, была
подробнее...

– Где-то за год до смерти Елены, которая случилась как гром среди ясного неба, мы договорились с ней о том, что она передаст в театр домашний рабочий кабинет своего великого отца, – в эксклюзивном
подробнее...

В спокойных серо-белых коридоры с такими живыми, выразительными фотографиями разбегаются глаза, хочется подходить и рассматривать ближе. В пространстве выставки объединены работы лучших представителей
подробнее...

Но это я сгоряча, конечно. Вот сколько буду жить, столько писать, говорить о канале «Культура». Потому что это лучшее, что сделало государство за последние десятки лет. Нам подарили канал для души,
подробнее...

— Как мы играли? Я вас спрашиваю! Молчите? Стыдно? И я так думаю, что вам должно быть стыдно: проиграть со счетом 0:6! Да скажи кому — не поверят! Вы же — футболисты, а не балерины на коньках! Разве
подробнее...

— Для меня эта новость стала приятной неожиданностью. Я узнала про высокую награду, когда посыпались поздравления от друзей и коллег. Не буду лукавить, мне очень приятно. Особенно тепло стало на
подробнее...

В этой квартире на Тверской около тридцати лет жили Майя Плисецкая и Родион Щедрин до переезда в Мюнхен. Плисецкая была в ней за месяц до смерти, организовывая свой юбилейный концерт с балетной
подробнее...

— У меня велосипед есть в райдере, — рассказывает Олег Михайлович. - Я люблю погонять. Много раз здесь ездил, когда раньше приезжал на "Славянский базар в Витебске" - тут очень красивые места. В
подробнее...

Ради этого возвели большую сцену с амфитеатром для зрителей. Смотреть спектакль под открытым небом да еще такой масштабный, в котором 15 артистов играют 50 ролей, да еще поставленный по одному из трех
подробнее...

Накануне юбилея мы встретились на «Мосфильме» в студии Павла Лунгина, где год назад разговаривали о запуске его нового фильма. Тогда шел поиск актеров, локаций, создавались костюмы. Известные актрисы
подробнее...

«Построенное им здание — часть мирового архитектурного наследия и несомненное произведение искусства. Отсюда принципиальное решение нового художественного руководства: вернуть этому шедевру имя его
подробнее...

Регионы не могут жить по принципу: фестиваль, красная дорожка, разбежались. Им необходима круглогодичная жизнь, иначе никакого движения вперед не будет. На недавнем форуме регионального кинематографа
подробнее...

НесчастнаяМы не могли жить вместе, это было ясно. И разойтись не могли. Сам он бы ни за что не ушел. Я приняла решение. Он уехал на охоту. На полтора месяца. Я чувствовала, знала: ему не хочется
подробнее...