Срочные новости раздела
220 лет со дня рождения Михаила Глинки: что нужно знать о «солнце русской музыки»

220 лет со дня рождения Михаила Глинки: что нужно знать о «солнце русской музыки»

Была ли в России музыка до Глинки? Если Михаил Иванович первый русский классик, то значит ли это, что до него хорошую музыку в России не сочиняли? Были одаренные композиторы среди крестьян, но их талант был в подчинении у барина. Конкуренцию крепостным музыкантам составляли заграничные сочинители, которые приезжали по приглашению дворян. Сами дворяне, безусловно, тоже занимались музыкой, и играли, и пели, и сочиняли. Но, как правило, на дилетантском уровне, отдавая предпочтение основной службе, например, военной, или управлению поместьем. На этой почве формировалось творчество Глинки. Оказали влияние и его старшие современники, профессиональные композиторы Д.С. Бортнянский (прославленный автор духовной музыки), М.В. Попов (автор первой оперы, дошедшей до нас — «Мельник — колдун, обманщик и сват»).

Михаил Иванович же, в отличие от коллег, вышел на мировой уровень благодаря тому, что объединил в своей музыке все лучшее от предшественников: традиции народной музыки, наследие профессиональных композиторов-соотечественников и, конечно, европейский музыкальный опыт. Этим и отличился.

Сделать хобби профессией, а профессию — хобби. Как и все дворяне, Глинка тоже нес службу. Он трудился в канцелярии Совета путей сообщения. Должность занимал невысокую — помощник секретаря. Работа была несложная, а потому композитор занимался ею в свободное от музыки время. Впрочем, долго он на службе не задержался.

Пишите дневники — вдруг опубликуют. Михаил Иванович мог бы составить достойную конкуренцию журналистам и писателям — об этом свидетельствуют его «Записки», автобиографическое произведение, в котором композитор собрал ярчайшие воспоминания о своей жизни и уложил их в четыре части. Если вас спросят, сколько симфоний написал Глинка, смело отвечайте: «Две!». Первая музыкальная — Симфония-увертюра, а вторая  — литературная -  «Записки» в четырех частях (кстати, в симфонии по традиции частей тоже четыре). Вряд ли композитор тогда знал, что из-под его пера выходит замечательная хроника «золотого века», но в этой книге, действительно, можно обнаружить интересные факты из жизни прославленных современников композитора.

Что общего у Глинки с Пушкиным? Мир и тогда был тесен. В Благородном пансионе, куда Глинка поступил на обучение, воспитывался Лев Сергеевич Пушкин, младший брат Александра Сергеевича. А их воспитателем стал близкий друг Пушкина Вильгельм Кюхельбекер, тоже поэт, а позднее один из декабристов. Благодаря Кюхельбекеру Михаил Иванович был лично знаком с человеком, чьи стихи позже легли в основу многих романсов, а поэма — в основу оперы («Руслан и Людмила»).

Кстати, Пушкин старше Глинки всего на 5 лет, в этом году мы празднуем его 225-летие (6 июня 1799).

Любовные разочарования. На любовном фронте Глинка и Пушкин тоже шли рука об руку. Оба любили Керн, оба сочинили «Я помню чудное мгновенье», только каждый свое. Поэт написал стихотворение — для Анны Керн, а композитор написал на эти стихи романс — для Екатерины Керн, ее дочери.

Но у Глинки с Керн все было не так просто. Он был несчастливо женат на другой женщине. Законная супруга изменяла ему, впрочем, как и он ей. Она даже умудрилась тайно обвенчаться с любовником, надоедала композитору своими капризами. Керн-младшая, в свою очередь, требовала от него развода. Михаил Иванович, конечно же, развелся, но и с Екатериной у него отношения не сложились — любовный пыл угас во время затянувшегося бракоразводного процесса. Композитор для себя решил: больше никакого брака.

«Жизнь за царя» или все-таки «Иван Сусанин»? Вряд ли сегодня можно найти билеты на постановку «Жизнь за царя». Но именно под таким названием состоялась премьера первой русской национальной оперы. Вот как было дело. Изначально сам Михаил Иванович назвал свое грандиозное сочинение именем главного героя «Иван Сусанин», но во время репетиции один из министров предложил альтернативу — «Жизнь за царя» или «Смерть за царя». После долгих споров Глинка наконец согласился на смену названия (в пользу жизнеутверждающей версии, конечно же). Так мировая оперная сцена перестала быть прежней, когда 27 ноября 1836 года в Петербурге состоялась премьера «Жизни за царя». Но в 1917 году отдавать жизнь за царя и в названии, и на сцене было запрещено. Патриотическая идея оперы оказалась востребована в 1939 году. Либретто, текст оперы, значительно переработали. Но опера получила вторую жизнь под своим первым названием, каким его задумывал композитор — «Иван Сусанин».

Хор, который знаком каждому. С 2000 года хор «Славься», который звучит в эпилоге оперы «Иван Сусанин», является официальной мелодией инаугурации президента РФ. Кроме того, торжественную музыку хора можно услышать и во время парада Победы 9 мая на Красной площади. Если Глинка действительно хотел создать русскую национальную оперу, то это у него получилась. И столь активная внесценическая жизнь хора «Славься», его участие в важных государственных мероприятиях тому подтверждение.

Любитель птиц. Иногда о композиторе говорят как об орнитологе-любителе, но Глинка, конечно, ценил певческий талант пернатых. «Птичьи домики» композитор обустраивал во многих домах, где жил сам. Их пению он вдохновения ради подражал за роялем, а иногда шутливо соревновался с питомцами, играя на скрипке: кто кого перепоет.

Лингвист и путешественник. Если бы Глинка не был гениальным композитором, то наверняка был бы одаренным филологом. Лингвистический талант будущего великого композитора проявился еще в юности, когда во время обучения в Благородном пансионе Михаил Иванович выучил английский, французский, немецкий, а также латынь и персидский. Позднее к ним прибавился испанский. Ну и родной русский — всего семь языков. Свободное знание такого количества языков позволило композитору легко путешествовать по Европе и общаться с величайшими современниками, среди которых, например, Мендельсон, Берлиоз, Беллини, Доницетти. Испанский язык композитор вообще выучил специально для своего путешествия. Путешествие в Испанию было плодотворным во всех смыслах. В Мадриде Михаил Иванович любовался ночным городом, в Севилье просто веселился и развлекался. Иногда немного грустил, что не везде получается познакомиться с национальной испанской музыкой, а потому искренне радовался, когда попал в Гранаду, где открыл для себя местное народное творчество, в котором танец неотделим от музыки. И даже сам научился танцевать испанские танцы. Результатом поездки стали восхитительные «Испанские увертюры». «Арагонскую хоту», равно как и «Воспоминания о ночи в Мадриде», непременно надо слушать.

А что же сейчас? Сегодня оперные труды композитора живут активной сценической жизнью. «Ивана Сусанина», равно как и «Руслана и Людмилу», легко можно обнаружить в репертуаре главных музыкальных театров страны — в Большом и в Мариинке. Романсы Глинки очень часто певцы включают в концертные программы.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

«В храме иконы никогда не портятся. Более того, были случаи, когда отбирали иконы в соответствующее (имеется в виду советское – авт.) время, помещали их в стерильные условия музеев, вокруг них были
подробнее...

Как известно, в мире существует всего лишь четыре оперных школы. Одна из них — русская. И это притом, что опера в Россию пришла из Европы с большим опозданием в сравнении с местом своего рождения. Но
подробнее...

Он один из немногих универсальных актеров и режиссеров, с равным успехом работающих в театре и кино. Выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства, мастерской легендарного педагога
подробнее...

Встреча проходила в Звенигороде на территории усадьбы Введенское, построенной августейшей милостью императора Павла I для своей фаворитки Анны Лопухиной, усадьбы, владельцами которой были такие
подробнее...

Слухи попали в телеграм-каналы и активно обсуждались в социальных сетях вечером 9 июля, но официальное подтверждение получили только на следующий день. Так что 10 июля Андриан Фадеев возвращается в
подробнее...

Фестиваль принимают два города одновременно – Ижевск и Воткинск. Программа концерта 5 июля в исполнении струнного оркестра «Солисты Москвы», лауреата премии Грэмми, во главе с Юрием Башметом, была
подробнее...

– Где-то за год до смерти Елены, которая случилась как гром среди ясного неба, мы договорились с ней о том, что она передаст в театр домашний рабочий кабинет своего великого отца, – в эксклюзивном
подробнее...

В спокойных серо-белых коридоры с такими живыми, выразительными фотографиями разбегаются глаза, хочется подходить и рассматривать ближе. В пространстве выставки объединены работы лучших представителей
подробнее...

Но это я сгоряча, конечно. Вот сколько буду жить, столько писать, говорить о канале «Культура». Потому что это лучшее, что сделало государство за последние десятки лет. Нам подарили канал для души,
подробнее...

— Как мы играли? Я вас спрашиваю! Молчите? Стыдно? И я так думаю, что вам должно быть стыдно: проиграть со счетом 0:6! Да скажи кому — не поверят! Вы же — футболисты, а не балерины на коньках! Разве
подробнее...

— Для меня эта новость стала приятной неожиданностью. Я узнала про высокую награду, когда посыпались поздравления от друзей и коллег. Не буду лукавить, мне очень приятно. Особенно тепло стало на
подробнее...

В этой квартире на Тверской около тридцати лет жили Майя Плисецкая и Родион Щедрин до переезда в Мюнхен. Плисецкая была в ней за месяц до смерти, организовывая свой юбилейный концерт с балетной
подробнее...

— У меня велосипед есть в райдере, — рассказывает Олег Михайлович. - Я люблю погонять. Много раз здесь ездил, когда раньше приезжал на "Славянский базар в Витебске" - тут очень красивые места. В
подробнее...

Ради этого возвели большую сцену с амфитеатром для зрителей. Смотреть спектакль под открытым небом да еще такой масштабный, в котором 15 артистов играют 50 ролей, да еще поставленный по одному из трех
подробнее...

Накануне юбилея мы встретились на «Мосфильме» в студии Павла Лунгина, где год назад разговаривали о запуске его нового фильма. Тогда шел поиск актеров, локаций, создавались костюмы. Известные актрисы
подробнее...

«Построенное им здание — часть мирового архитектурного наследия и несомненное произведение искусства. Отсюда принципиальное решение нового художественного руководства: вернуть этому шедевру имя его
подробнее...

Регионы не могут жить по принципу: фестиваль, красная дорожка, разбежались. Им необходима круглогодичная жизнь, иначе никакого движения вперед не будет. На недавнем форуме регионального кинематографа
подробнее...

НесчастнаяМы не могли жить вместе, это было ясно. И разойтись не могли. Сам он бы ни за что не ушел. Я приняла решение. Он уехал на охоту. На полтора месяца. Я чувствовала, знала: ему не хочется
подробнее...