Срочные новости раздела
В театре Андрея Миронова представили спектакль о Дон Кихоте

В театре Андрея Миронова представили спектакль о Дон Кихоте

На голой металлической кровати в позе испуганного насмерть эмбриона лежит тело – жилистое, одни ребра. Покоя ему не дают блохи, которые кусают со всех сторон. Тело злится, ловит блох и отрывает им лапки, после чего те, бездыханные, валяются возле кровати на спинках. Пластический этюд по расправе с паразитами завершается победой тела, в руках которого окажется книга о доблестном рыцаре, борце с ветряными мельницами. Материальную точку в прологе поставит раскрывшийся и эффектно взметнувшийся куда-то вверх занавес, что, к удовольствию публики, вдруг превратился в  длинный плащ алого бархата на плечах королевской особы, застывшей на балконе по центру сцены. Трюк с плащом-занавесом произвел сильное впечатление. 

— Здесь ведьма не пролетела? Такая стройная, с длинными волосами, с родимым пятном на правой ноге? Нам поступил сигнал — сатана в женском обличии снова явился на Землю, и снова к вам. Это вызывает большие вопросы. Лучше сразу сознаться, и наш божий суд (и продолжает уже в стиле песнопений) подробно изучит ваши грехи и степень вашего лицемерия. Сатана в нас проникает через развратные мысли, которые как пауки размножаются в книгах, — закончил голос от лица реального поэта Лоренцо Сигуры, жившего за три века до Сервантеса. 

С каждой последующей сценой Влад Фурманов предложит нам смену жанра, стиля, перевертыш. И вот уже строгое песнопение во имя Всевышнего сменяется зрелищем, не угодным Богу, – балаганом, который разбитной ведущий (Александр Васильев), что как черт из табакерки, выскакивает к микрофону и объявляет, что здесь и сейчас, будет представлен концерт эпохи вырож… нет-нет — Возрождения с оперой, балетом, восточными масками и даже кукольным театром.

Своего «Дон Кихота» Влад Фурманов построил на эффекте отражения: историю главного героя в своих рассказах отражают несколько групп персонажей. Первая – очевидцы, в чьей жизни этот смешной человек с тазиком на голове оставил след. Встречи разыгрываются на этом самом концерте эпохи Возрождения, в реальности оказавшейся Вырождением. Крестьяне смешно и грубовато ломают комедию, представляясь Дон Кихотом и его оруженосцем. Вторая группа — изгои, существующие с ним на контрасте: в их рассказах преобладает боль и отчаяние. Каждый здесь так или иначе вовлечен в действие своей судьбой, получив в подарок от драматурга Богаева яркий монолог, в свою очередь выросший из романа. И эти монологи о войне, несчастной любви, обмане удивительным образом дополняют картину сегодняшнего мира.  

Среди очевидцев появится, но чуть позже, та самая Дульсинея Табосская. Впрочем, пока еще не ее выход. Слева возникает долговязая фигура: «Я тот, кто боялся долго: боялся во чреве матери громких звуков. Потом я боялся появиться на свет… Страх руководит нами от рождения до смерти. И когда я это понял, захотел стать счастливым. Но как быть счастливым, если вокруг тебя столько горя и лжи? Тогда я сказал себе: ты создан для того, чтобы сделать этот мир справедливым». И вот этот странного вида господин уже объявляет последний крестовый поход против зла. Рядом с ним оказывается то самое тело – погубитель  блох .

Балаган заканчивается, когда тот, о котором по очереди поминают персонажи, возникает то у края сцены, то в ложе, сверху взирая на зал. Спектакль построен на открытом приеме, чья искренняя наивность обескураживает и подкупает. Артисты гримируются на глазах у публики, а рама столика становится для них окном в мир. Санчо Панса, не прекращая диалога со своим новым хозяином, закрепляет на груди и на поясе толщинки, и эти тряпки грязного цвета то ли с ватой, то ли с песком внутри нарочито подчёркивают не искусность исполнения – в костюмах ли, в игре ли. Но так изготовлено только  земное — от костюмов блох до простых людей с их земными заботами. А вот невидимое для всех, кроме Дон Кихота, выполнено затейливо и роскошно. Бархат костюмов, покрытый причудливыми узорами, многослойные воротники и головные уборы. И то, и другое в сценах, отражающих события, «достойные того, чтобы быть отраженными». 

Достойно отразится Дульсинея (прелестная Полина Севастьянихина уже приглашена работать в театр к Додину), которая появляется в современном плаще цвета капучино, с фетровым чемоданом в руках, с выбеленными бровями и ресницами, как на средневековых портретах. Сообщит, что она — всего лишь плод воображения Дон Кихота, и вздохнет — каково это жить в чужом воображении: «Порой бывает нелегко. А так хочется вырваться, сесть в грязную лужу или крепко выругаться по-испански. Но я вынуждена летать по небу, ждать светлейшего рыцаря».

В таком-то плаще и по небу? – не успела подумать я, как в эту же минуту плод воображения резко сбросил плащ, оставшись в плотно облегающем тело прозрачном комбинезоне — как будто с гобелена сошла или татуировкой опутана от шеи до самых щиколоток. Костюм довершает королевская корона в виде солнечных лучей. Хороша невероятно. Воображение Дон Кихота встает на пуанты, играет на саксофоне – просто на все руки. В другой сцене у рояля поет: «…Но я слышу, как сверчок в груди нашу любовную песню поет в ночи: я — Дульсинея…». 

Замечательно, что при скоростном монтаже жанров у спектакля за три часа ни разу не сбилось дыхание. 

Из диалога Дон Кихота и Санчо Панса:

— Рыцарь что, не мужчина?

— Рыцарь должен любить.

— Разве нельзя совмещать одно с другим? Мы с женой совмещаем.

— Любовь — тонкое чувство. Искусство любить утратили Ева с Адамом. И теперь любовью называют инстинкт. Мир наш такой, потому что мы не умеем любить. Никого, ничего, это погубит его окончательно.

Да, таких идеалистов сейчас с днем с огнем не сыщешь. Сейчас все громогласные сетевые борцы и спасители мира, независимо от убеждений, как правило, материально хорошо мотивированы. Но драма в том, что и народу Дон Кихот с его походом за справедливость не так уж и нужен. Народ — ему: «Ты, дядя, мол, чего пристал — видишь, люди хорошо отдыхают».

Сергей Курышев и Анвар Либабов настолько идеальный дуэт по физической и внутренней совместимости, что представить на месте одного из них какого-то другого исполнителя совершенно невозможно – картина рушится. Они — как пара шутов в первоклассном цирке, где весь вечер на манеже белый клоун со своей хрестоматийной печалью по несовершенству мира, человечества и с опытом работы в одном из лучших драматическом театре страны – у Льва Додина. И рыжий клоун — Анвар Либабов — не веселый и находчивый рыжий, не дурной, не шумный, а тихий, мудрый, за плечами которого богатая клоунская школа. 

— Ты знаешь, что такое искусство? – спрашивает его Дон Кихот

— Это что-то вроде вранья, — отвечает Санчо.

— В этом ваша ошибка. Искусство — это правда о человеке. Он создает искусство по законам идеального совершенства.

Вся команда (а в спектакле занято 15 человек) работает на эту пару, но не теряясь в толпе, артисты создают запоминающиеся образы – Нелли Попова, которая все больше выходит в образах благородных особ, тут предстает беспардонной, но безобидной женой Санчо. Прекрасные работы у Александра Васильева, Филиппа Чевычелова, Павла Филиппова. Елизаветы Кафиевой, Максима Кисина, Дмитрия Кушнерева, Петра Логачева. Здесь есть и китайская актриса Синьсюй Ли – как оказалась в команде? Не забыть спросить у режиссера.  

Интервью с Владом Фурмановым после спектакля.

— Мысль поставить Сервантеса у меня была очень давно, — говорит Влад. — Но только сейчас понял, что пришло время. Я хотел погрузиться в роман, но передавать не сюжетную историю, и не хотел делать пьесу Булгакова. И кто такой Дон Кихот вчера/сегодня, меня тоже не интересовало. Скорее как идея, как творчество, как борьба с равнодушием, с ветряными мельницами. 

— Ты делал кастинг?

— В роли Дон Кихота я всегда представлял Сережу Курышева — ведущего актера театра Льва Додина. В нем есть то, что нужно для Дон Кихота. Но я не понимал, каким должен быть Санчо Пансо. Анвар Либабов поначалу просто репетировал в команде, но у него клоунская природа, колоссальный опыт работы в «Лицедеях», и он очень глубокий человек, не врет себе — такой у него класс правды.

— А откуда взялась китаянка? 

— Синьсюй пришла на кастинг. Она такая эмоциональная, я попросил ее почитать что-нибудь на китайском, и она очень органично всё сделала. Выпускница актерской школы  в Петербурге, а сейчас учится во ВГИКе. 

— Вопрос по тексту – все ли монологи Богаев вышли из романа Сервантеса?

— Практически все. Специально был написан только финальный — сторожа, его нет у Сервантеса, но мог быть, поскольку это такой постмодернистский роман своего времени. В частности, во второй части романа действуют герои, которые читали первую часть. Более того, он придумал автора — некоего араба, и такая игра позволила Сервантесу расширить рамки художественной литературы: это и сатира, и роман в романе, и философское произведение. А Богаев вдохнул в роман еще и сегодняшнюю жизнь, ощущение от нее, ничего особенно при этом не добавляя. 

— Для тебя Дон Кихот как герой сегодня реален?

— Я убеждён, что это есть в каждом человеке. Момент донкихотства — это когда ты веришь во что-то искренне. Он видит суть вещей, как Босх. И как художник видит то, чего не видят другие. И в конечном счете Дон Кихот — это о любви, об искусстве и о том, какой жизнь должна быть. Это обращено к Богу, к человеку. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

«Режиссура – это явление любви», - заявил член жюри Джан-Карло дель Монако, подводя итоги первого тура. «То, что режиссеры демонстрируют этот интимный процесс при зрителях – свидетельство их
подробнее...

81-летний канадский классик Дэвид Кроненберг, давно ставший иконой Каннского кинофестиваля, представил на нем уже седьмую свою картину. «Саван» — отчасти автобиографический боди-хоррор, передающий тот
подробнее...

Основная цель Собиновского фестиваля – повысить популярность классической музыки среди широкой аудитории. Оперный фестиваль проводится ежегодно с 1986 года.Представители саратовского филиала
подробнее...

Анна родилась в Москве, окончила переводческий факультет Московского педагогического университета, став лингвистом-переводчиком английского и французского языков, а потом — сценарный факультет
подробнее...

«Премия «Художественного театра» — младенец мира театральных наград: в 2024-м она вручалась во второй раз. Но в этом есть некий тайный символизм — МХТ отмечает как раз творческую молодежь, заявившую о
подробнее...

Переезд

20:00 23.05

— Огурцов, ты посмотри на себя. Не просыхаешь. Руки трясутся. Рожа опухла, в дверь не проходит. Где заказчик, запомнить не можешь. Все заказы срываешь. И третий человек вам будет нужен.— Нин, ты на
подробнее...

Тайная экспедицияВ 1968 году для поступления на вечерний журфак требовалась справка о профильном трудоустройстве, меня приголубили курьером в недавно созданном АПН (Агентстве печати «Новости»),
подробнее...

Разработка корректив существующего законодательства, затрагивающего объекты культурного наследия, была возложена на недавно «осиротевший» после ухода Елены Ямпольской на должность советника президента
подробнее...

Напомним, что в самой семье покойного композитора продолжаются конфликты. Молодая вдова Марина Коташенко и дети артиста заняты судебными процессами по поводу наследства. Не озадачились этим вопросом и
подробнее...

Почему в списке нет книг местных авторов – об этом корреспондент «МК» спросил члена правления отделения Союза писателей России в ДНР, известного донецкого прозаика Владислава Русанова.«Список
подробнее...

Близкая подруга Филиппа Киркорова, диджей Катя Гусева, прослушала новый хит Пугачевой одной из первых. Впрочем, он ее не вдохновил. Гусева уверена: Алла теряет голос. И это скрывать уже невозможно.— Я
подробнее...

Интерьер экспозиции напоминает больничную палату: верхняя часть стен — белая, нижняя — голубого цвета. На входе посетителей встречает врачебный халат на вешалке со стетоскопом на «шее». В то время как
подробнее...

Собак в этом году на экране было много. А по красной дорожке в день открытия фестиваля прошел пес Месси из победившей год назад в Каннах «Анатомии падения» Жюстин Трие. Месси поработал на нынешнем
подробнее...

В полутемном зале на втором этаже пол устлан домашними коврами. Если присмотреться, на нем можно увидеть следы. Эти тропы нахожены человеческими ногами. Как объясняет Сабина Байсарова, обряд зикр (с
подробнее...

И тут главное не проморгать этой благосклонности очень непростой, а временами и жестокой профессии. Так случилось, как только студент третьего курса института культуры, готовившийся стать режиссером
подробнее...

В сентябре 2022 года после того как первое столичное шоу «Кино» породило нешуточный трепет среди всех, кто его ждал. Александр Цой, сын рок-легенды и один из разработчиков нового концертного действа
подробнее...

Проект Petro открывает масштабное полотно, своим появлением оно обязано  обычному  календарю. Даты, которые по идее должны  идти одна за другой, здесь перемешаны в хаотичном порядке или  повторяются.
подробнее...

Режиссер фильма Дарья Вирова сама родом из Архангельска, а предки ее обитали в Каргополье, о семи храмах которого идет речь в сериале. Название родилось из личных воспоминаний Дарьи: “Мой дедушка,
подробнее...