Срочные новости раздела
В Музее музыки раскрыли загадку рукописи Глинки

В Музее музыки раскрыли загадку рукописи Глинки

На выставках к юбилейным датам всегда ждешь чего-то биографического: детство, отрочество, юность, быт, привычки. Но куратор выставки Лидия Адэр сразу предупреждает о нестандартности экспозиции: «Мы ломаем стереотипы о том, что монографическая выставка о композиторе — это последовательный рассказ о всем многообразии фактов из его жизни и творчества. Здесь нет прямолинейности в подходе. Коллекция музея невероятна, в ней хранится гораздо больше, чем мы показываем. Многое, к сожалению, пришлось отсечь ради той идеи, которую мы хотели донести». А идея следующая - показать, как «гениальные дилетанты» в начале XIX века создавали русскую национальную музыку. 

Первый раздел называется «Музыкальный салон». И действительно, первое, что бросается в глаза — это обязательный атрибут музыкальных салонов той эпохи — рояль. Он необычный. Музыканты, в кругу которых формировалась личность Глинки, трепетно относились к русской культуре, записывали народные песнопения. Обычный рояль не подходил для того, чтобы точно отражать их звучание. Нужен был энгармонический клавицин. Таким и обзавелся князь Владимир Одоевский, философ и один из первых музыковедов в России, друг Глинки. Именно его инструмент и представлен на экспозиции. Вместо привычных 12 клавиш в октаве — целых 19! А теперь представляем: вокруг рояля собрались музыканты. Споры, дискуссии, музицирование, смех, снова обсуждения. Атмосфера этих салонных бесед формировала русскую национальную музыку. Там, в кругу дилетантов, зарождались идеи, которые отображает второй раздел выставки. 

В зале «Быль и небыль» представлена лишь малая, но яркая часть того, во что  вылились дискуссии музыкантов-любителей у рояля. Здесь речь идет, конечно же, об «Иване Сусанине» («Жизнь за царя») и «Руслане и Людмиле». От истории того, как формировалась русская национальная опера, нас уводят к диалогу культур Запада и Востока, которому посвящен третий раздел, «Свои» и «чужие». В творчестве Глинки отражена идея особенности русской культуры, того, что она не вписывается ни в понятие «Запад», ни в понятие «Восток». Хотя стоит сказать, что самому композитору «чужие» не были так уж чужды. Сказываются и частые путешествия за границу, и знание шести иностранных языков. 

Завершает экспозицию раздел «Русский дух». И здесь наконец мы буквально препарируем образ мысли композитора. Вот почему Глинка выводит на сцену крестьянина Ивана Сусанина в качестве главного героя, вот почему в самом начале экспозиции мы видим энгармонический рояль, который точнее всего отражает все тончайшие нюансы народного пения. Мыслители, художники и другие творцы «золотого века» пришли к мысли о том, что пора раскрыть глаза на «русскость», которая на тот момент была на грани забвения.

Экспонаты выставки не просто извлекли из фонда Музея музыки. Часть эскизов декораций доставлена из Театрального музея А.А. Бахрушина, кое-что привезли из Музея В.А. Тропинина. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства привез ценнейшие костюмы для опер «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», а также поделился эскизами. Из любопытного: шапочка-феска, принадлежащая Михаилу Ивановичу, и его настольный звонок. Да, посетив эту выставку, мы не узнаем, из какой чашки композитор любил пить кофе по утрам (и любил ли он его вообще?), какие книги читал и на каком кресле отдыхал. Но зато отчетливо можем представить, как он создавал свои шедевры. Невозможно представить подобную выставку без рукописей композитора, и они здесь имеются. Самый нарядный нотный автограф бросается в глаза в первом разделе выставки. Это романс «Молитва» на стихи Михаила Лермонтова, который попал в коллекцию музея из собрания певца Назария Райского. Как автограф оказался у него — загадка. Научный куратор выставки Наталия Тартаковская говорит о двух версиях. Первая — сестра Михаила Глинки Людмила Шестакова сама подарила исполнителю этот экземпляр. Вторая — певец  был коллекционером подобных артефактов, хотя и скрывал этот факт, а потому мог попросту приобрести у кого-то  рукопись. 

Не может существовать выставка о композиторе и без музыки. Можно воспользоваться наушниками и колонками, сопровождающими экспозицию, и послушать произведения Глинки, например, хор «Славься». Почему он так важен для русской культуры, объясняет куратор выставки Лидия Адэр: «Эта хоровая монументальные сцена в опере Глинки является олицетворением голоса народа. Прежде людям не было дано право голоса, право слова. А тут они впервые заговорили. Хор славит царя, который не был навязан людям. Он был ими выбран. Ради него крестьяне (в лице Ивана Сусанина) пошли на подвиг, на самопожертвование. Хор гимнический, основан на русской народной мелодике. И здесь не так важно слово, которое менялось сквозь времена. Неизменной оставалась музыка, которая по своим интонациям нам близка. Она как генетический код. А потому «Славься» никуда не уходит. Он звучал на Параде Победы в 1945 году, звучит и сегодня». 

Российский национальный музей музыки возник в 1912-м. Фонд музея вырос из материалов коллекции Николая Рубинштейна, музыканта, основателя и первого директора Московской консерватории, при котором и располагалась первая экспозиция. В год 150-летия Глинки (1954) музею было присвоено имя композитора, однако в 2018 году музей был переименован. Хотя исторически музей действительно никак не связан с именем композитора, фонд Михаила Глинки в Музее музыки начали собирать одним из самых первых.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

«Режиссура – это явление любви», - заявил член жюри Джан-Карло дель Монако, подводя итоги первого тура. «То, что режиссеры демонстрируют этот интимный процесс при зрителях – свидетельство их
подробнее...

81-летний канадский классик Дэвид Кроненберг, давно ставший иконой Каннского кинофестиваля, представил на нем уже седьмую свою картину. «Саван» — отчасти автобиографический боди-хоррор, передающий тот
подробнее...

Основная цель Собиновского фестиваля – повысить популярность классической музыки среди широкой аудитории. Оперный фестиваль проводится ежегодно с 1986 года.Представители саратовского филиала
подробнее...

Анна родилась в Москве, окончила переводческий факультет Московского педагогического университета, став лингвистом-переводчиком английского и французского языков, а потом — сценарный факультет
подробнее...

«Премия «Художественного театра» — младенец мира театральных наград: в 2024-м она вручалась во второй раз. Но в этом есть некий тайный символизм — МХТ отмечает как раз творческую молодежь, заявившую о
подробнее...

Переезд

20:00 23.05

— Огурцов, ты посмотри на себя. Не просыхаешь. Руки трясутся. Рожа опухла, в дверь не проходит. Где заказчик, запомнить не можешь. Все заказы срываешь. И третий человек вам будет нужен.— Нин, ты на
подробнее...

Тайная экспедицияВ 1968 году для поступления на вечерний журфак требовалась справка о профильном трудоустройстве, меня приголубили курьером в недавно созданном АПН (Агентстве печати «Новости»),
подробнее...

Разработка корректив существующего законодательства, затрагивающего объекты культурного наследия, была возложена на недавно «осиротевший» после ухода Елены Ямпольской на должность советника президента
подробнее...

Напомним, что в самой семье покойного композитора продолжаются конфликты. Молодая вдова Марина Коташенко и дети артиста заняты судебными процессами по поводу наследства. Не озадачились этим вопросом и
подробнее...

Почему в списке нет книг местных авторов – об этом корреспондент «МК» спросил члена правления отделения Союза писателей России в ДНР, известного донецкого прозаика Владислава Русанова.«Список
подробнее...

Близкая подруга Филиппа Киркорова, диджей Катя Гусева, прослушала новый хит Пугачевой одной из первых. Впрочем, он ее не вдохновил. Гусева уверена: Алла теряет голос. И это скрывать уже невозможно.— Я
подробнее...

Интерьер экспозиции напоминает больничную палату: верхняя часть стен — белая, нижняя — голубого цвета. На входе посетителей встречает врачебный халат на вешалке со стетоскопом на «шее». В то время как
подробнее...

Собак в этом году на экране было много. А по красной дорожке в день открытия фестиваля прошел пес Месси из победившей год назад в Каннах «Анатомии падения» Жюстин Трие. Месси поработал на нынешнем
подробнее...

В полутемном зале на втором этаже пол устлан домашними коврами. Если присмотреться, на нем можно увидеть следы. Эти тропы нахожены человеческими ногами. Как объясняет Сабина Байсарова, обряд зикр (с
подробнее...

И тут главное не проморгать этой благосклонности очень непростой, а временами и жестокой профессии. Так случилось, как только студент третьего курса института культуры, готовившийся стать режиссером
подробнее...

В сентябре 2022 года после того как первое столичное шоу «Кино» породило нешуточный трепет среди всех, кто его ждал. Александр Цой, сын рок-легенды и один из разработчиков нового концертного действа
подробнее...

Проект Petro открывает масштабное полотно, своим появлением оно обязано  обычному  календарю. Даты, которые по идее должны  идти одна за другой, здесь перемешаны в хаотичном порядке или  повторяются.
подробнее...

Режиссер фильма Дарья Вирова сама родом из Архангельска, а предки ее обитали в Каргополье, о семи храмах которого идет речь в сериале. Название родилось из личных воспоминаний Дарьи: “Мой дедушка,
подробнее...