Срочные новости раздела
«Хранилище номер один»:  почему рукописей Пушкина нет в музеях

«Хранилище номер один»: почему рукописей Пушкина нет в музеях

— Татьяна Ивановна, раскройте «секрет Полишинеля» — куда и зачем спрятали пушкинские рукописи?

— Они все у нас. В 1948 году решением Президиума Академии наук, которую тогда возглавлял Сергей Иванович Вавилов, Пушкинскому Дому предоставили привилегию и право быть единственным хранителем рукописного наследия. Именно здесь осуществляется фундаментальное изучение пушкинского творчества и идет работа по подготовке академического издания полного собрания сочинений. Менее чем за полвека у нас сосредоточились практически все рукописи Пушкина, почти 98%.

— Но отсчет истории Пушкинский Дом ведет с николаевских времен?

— Колыбелью Дома стала выставка, развернутая в 1899 году в главном здании Академии наук на берегу Невы. Она открылась в день рождения Пушкина, 26 мая (по старому стилю) и принимала посетителей три недели.

На выставке было представлено 703 экспоната, девяносто три из них — автографы.

15 декабря 1905 года в Мраморном дворце, в кабинете великого князя Константина Константиновича, президента Императорской академии наук, было принято решение, что кроме установки памятника в Петербурге будет создан еще и Дом, где будет собрано все, связанное с именем поэта.

В.А.Рышков, горячий сторонник идеи Пушкинского Дома и соратник основателя Бориса Львовича Модзалевского, в дневнике назвал эту дату «чудным, памятным днем в истории русской культуры».

— Судя по итоговым девяноста восьми процентам, в Пушкинском Доме решили действовать по принципу горца Коннора Маклауда: «Должен остаться только один!».

— Нет! Создатели Пушкинского Дома никогда не ставили перед собой задачи изъять пушкинские материалы из других государственных и общественных хранилищ, которые существовали в начале XX века. Известные собрания пушкинских подлинников сложились к тому времени в лицее, в «депо манускриптов» Императорской публичной библиотеки, рукописном отделении библиотеки Академии наук, Румянцевской библиотеке в Москве; и они продолжали обогащаться новыми дарами и приобретениями.

Пушкинский Дом возникал «на пустопорожнем месте». Но судьба благоволила нашим создателям — в 1906 году на средства государственной казны была приобретена личная библиотека Пушкина у его внука Александра Александровича, который, нуждаясь, заложил ее и не мог в установленный срок внести платеж по векселю. После 1917 года сотрудники Пушкинского Дома в буквальном смысле слова спасали фамильные собрания и родовые архивы в брошенных дворянских усадьбах, над которыми нависла угроза разорения и исчезновения.

— Сколько всего существует рукописей Пушкина?

— Вы, наверное, знаете, что в архивах документы учтены в виде «дел» или «единиц хранения». В рукописном отделе Пушкинского Дома существует особый «фонд 244» — Пушкинский. Для него отведено специальное хранилище — Пушкинское, и в нем хранятся личная библиотека поэта, его автографы и богатая рукописная Пушкиниана. Сегодня мы храним 1777 автографов Пушкина — около 14 000 страниц.

— «Хранилище номер один» — звучит так же солидно, как «борт номер один» или «Форт-Нокс».

— Во дворе Института русской литературы 25 лет назад, к прошлому юбилею, построили здание нового хранилища для рукописного отдела.

В нем предусмотрены система пожарной сигнализации и автоматического газового пожаротушения, в помещениях автоматически поддерживается температурно-влажностный режим, организована система электронного доступа.

— Рукописи можно назвать капризными?

— Условия хранения одинаковы для всех документов на бумажных носителях, включая фотографии, графику и книги.

Температура — 18 градусов, плюс-минус два градуса; влажность — 55%, плюс-минус пять процентов. Отклонения в допустимом интервале возможны, но важна стабильность — чтобы ни один показатель не менялся резко.

Помимо этого помещения полностью изолированы от света — они без окон. Это защищает хранилища от вредного ультрафиолетового излучения — самого тяжелого поражающего фактора.

Обложки папок с рукописями сделаны из «бескислотного» картона — материала с нейтральным p-H.

— Кажется, хранители исключили любые риски.

— На гербе Шереметевых начертан девиз: Deus conservat omnia — «Бог сохраняет все». А мы просто стараемся помочь Творцу.

Пушкинский фонд и раньше всегда имел отдельное пространство в стенах Пушкинского Дома — сначала это были специальные коробки, потом несгораемый шкаф, а в 1927 году, после переезда в здание старой Петербургской таможни на берегу Малой Невы, «хранилищу номер один» отдали комнату-сейф Морской таможни. Представьте: массивные ставни, кованые двери, уникальный кованый ключ, стены в полтора метра толщиной!

Мне нелегко было расстаться с историческим хранилищем, но переезд был необходим.

— Как конкретно обращаются с рукописями — брать их в руки вообще разрешается? Хотя бы в перчатках...

— Начнем с того, что они не выдаются даже в читальный зал рукописного отдела. Рукопись приносится из хранилища в комнату хранителей, находящуюся рядом. Там исследователь работает за мемориальным столом первого директора Пушкинского Дома Нестора Александровича Котляревского.

Перчатки мы не используем. В них пальцы теряют тактильность, к тому же они не годятся для страничек с микротрещинами — есть риск увеличить повреждение. Кроме того, тканевая перчатка опасна для карандашных рукописей. Мы обезжириваем руки — и исследователь, и хранитель. Как это сделать? Тщательно вымыть руки с мылом или обработать спиртовым раствором.

— Но если все начнут смотреть-пересматривать листки, которым двести лет, от них через год ничего не останется. Уверен, этот процесс строго лимитируется.

— Оригиналы выдаются в исключительных случаях текстологам и другим специалистам. А для рутинной, повседневной работы, требующей бесконечного обращения к рукописи, существуют копии. С середины 50-х годов фонд был отснят на стеклянные негативы, эмульсия, покрывающая пластины, содержала серебро, что защищает их от разрушения.

В 90-е нами осуществлены факсимильные издания восемнадцати рабочих тетрадей Пушкина — самой ценной части рукописного наследия. Тетради сопровождали классика от лицейского порога до последних дней. Это около 2500 страниц.

Еще 650 страниц стали доступными, когда мы подготовили три тома факсимильных воспроизведений болдинских рукописей 1830 года. Также мы издали «Ушаковский альбом» с рисунками Пушкина. В общей сложности мы воспроизвели факсимиле примерно треть пушкинского рукописного фонда.

При этом по проекту «Пушкин цифровой» с помощью бесконтактного сканера отсканировано все автографическое наследие Пушкина, и скоро этот ресурс Пушкинского Дома станет общедоступным.

— Всегда ли копия — «бледная тень» исходника?

— Конечно, для серьезных экспертиз, когда рукопись датируется по бумаге или чернилам, копия совершенно бесполезна. Исследователи составили таблицу трехсот видов бумаги, которой в разное время пользовался Пушкин. Основу для этих изысканий заложили Лев Борисович Модзалевский, сын основателя Пушкинского Дома, и первый ученый хранитель рукописей Пушкина и великий пушкинист Борис Викторович Томашевский.

— Вы упомянули об академических собраниях сочинений. Разве канонический советский шестнадцатитомник 1937–1959 годов нуждается в замене?

— Впервые в нашей стране будет издано полное собрание сочинений с обширными комментариями, представляющее весь корпус написанного Пушкиным: это не только стихотворения, поэмы, драматургия, критика, публицистика, письма, но и подписи в официальных документах, подсчеты, рисунки.

— Сколько томов «обрушится» на головы читателей?

— Издание будет включать двадцать томов (книг будет больше).

— Летом 2019 года в старом здании Российского государственного архива литературы и искусства возник пожар. Случались ли такие инциденты, угрожающие пушкинским артефактам, у вас?

— За все время существования с 1905 года в Пушкинском хранилище не пострадала ни одна рукопись или книга.

— Борис Пастернак советовал писателям не заводить себе архива. Этот завет, получается, актуален лишь для эпохи, когда появилась фотография, звукозапись и так далее?..

— Давайте вспомним отношение Пушкина к его собственному архиву. Он сам дает ответ в элегии «Андрей Шенье», в монологе юного французского поэта, осужденного на казнь революционным Конвентом:

Надежды, и мечты,

и слезы, и любовь — друзья, сии листы

всю жизнь мою хранят.

Из этой же элегии хрестоматийными стали другие строки:

Я скоро весь умру. Но, тень мою любя,

Храните рукопись, о други, для себя!

Когда гроза пройдет, толпою суеверной

Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный

И, долго слушая, скажите: это он;

Вот речь его.

Еще одну цитату я постоянно твержу наизусть. Она взята из пушкинской статьи «Вольтер», которая представляет собой рецензию на переписку Вольтера с президентом де Броссом:

«Всякая строчка великого писателя становится драгоценной для потомства. Мы с любопытством рассматриваем автографы, хотя бы они были не что иное, как отрывок из расходной тетради или записка к портному об отсрочке платежа. Нас поражает мысль, что рука, начертавшая эти смиренные цифры, эти незначащие слова, тем же самым почерком и, возможно, тем же самым пером написала и великие творения, предмет наших изучений и восторгов».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В полдень едва ли не первого теплого и солнечного дня, пришедшегося на  время фестиваля,  Ричард Гир появился на красной дорожке с бутоном крошечной розы в руках и рядом с умопомрачительной Умой
подробнее...

«Режиссура – это явление любви», - заявил член жюри Джан-Карло дель Монако, подводя итоги первого тура. «То, что режиссеры демонстрируют этот интимный процесс при зрителях – свидетельство их
подробнее...

81-летний канадский классик Дэвид Кроненберг, давно ставший иконой Каннского кинофестиваля, представил на нем уже седьмую свою картину. «Саван» — отчасти автобиографический боди-хоррор, передающий тот
подробнее...

Премьера балета «Спартак» на музыку Арама Хачатуряна в Михайловском состоялась 29 апреля 2008 года. На постановку тогда пригласили Георгия Ковтуна, хореографа масштабно мыслящего и не терпящего
подробнее...

Основная цель Собиновского фестиваля – повысить популярность классической музыки среди широкой аудитории. Оперный фестиваль проводится ежегодно с 1986 года.Представители саратовского филиала
подробнее...

«Мелиховская весна», сохраняя в нынешний условиях статус международного, пригласил на свои площадки Театр драмы имени Якуба Коласа из  Витебска, Академический русский театр имени М. Горького из
подробнее...

«Соня-9», являющаяся продолжением книги того же автора «Соня из 7 «Буээ», — поколенческая история, воплощенная в МХТ режиссером Сашей Золотовицким. И, как всякая поколенческая тематика, она вышла со
подробнее...

Среди последних работ этого режиссера, являющегося бесспорным лидером современного театра (а им он был и до отъезда из страны части его коллег), «Одна и один» — особая постановка. В ней нет
подробнее...

Анна родилась в Москве, окончила переводческий факультет Московского педагогического университета, став лингвистом-переводчиком английского и французского языков, а потом — сценарный факультет
подробнее...

Глядя на запредельно рискованные действия, совершаемые Жариковым по ходу фильма, трудно поверить, что перед камерой работает… кандидат философских наук. А ведь Владимир Юрьевич пришел в кино именно из
подробнее...

«Премия «Художественного театра» — младенец мира театральных наград: в 2024-м она вручалась во второй раз. Но в этом есть некий тайный символизм — МХТ отмечает как раз творческую молодежь, заявившую о
подробнее...

Переезд

20:00 23.05

— Огурцов, ты посмотри на себя. Не просыхаешь. Руки трясутся. Рожа опухла, в дверь не проходит. Где заказчик, запомнить не можешь. Все заказы срываешь. И третий человек вам будет нужен.— Нин, ты на
подробнее...

Тайная экспедицияВ 1968 году для поступления на вечерний журфак требовалась справка о профильном трудоустройстве, меня приголубили курьером в недавно созданном АПН (Агентстве печати «Новости»),
подробнее...

Разработка корректив существующего законодательства, затрагивающего объекты культурного наследия, была возложена на недавно «осиротевший» после ухода Елены Ямпольской на должность советника президента
подробнее...

Напомним, что в самой семье покойного композитора продолжаются конфликты. Молодая вдова Марина Коташенко и дети артиста заняты судебными процессами по поводу наследства. Не озадачились этим вопросом и
подробнее...

Но шоу «Звезды» на НТВ идут. Их на самом деле не закрыли. Есть полиция нравов, в нее может записаться каждый, если только захочет. Вот увидит он не ту персону, которая и смеется не так. Вообще
подробнее...

Почему в списке нет книг местных авторов – об этом корреспондент «МК» спросил члена правления отделения Союза писателей России в ДНР, известного донецкого прозаика Владислава Русанова.«Список
подробнее...

Близкая подруга Филиппа Киркорова, диджей Катя Гусева, прослушала новый хит Пугачевой одной из первых. Впрочем, он ее не вдохновил. Гусева уверена: Алла теряет голос. И это скрывать уже невозможно.— Я
подробнее...