Срочные новости раздела
«Ленком» представил премьеру «Маленьких трагедий» в жанре кабаре

«Ленком» представил премьеру «Маленьких трагедий» в жанре кабаре

В вестибюле артисты, не обращая внимания на публику, как бы для себя, декламируют стихи Пушкина. А в фойе играет группа – романсы на слова Александра Сергеевича звучат в джазовой аранжировке. Так публику психологически готовят к основной части представления.

Алексей Франдетти выступил в этом проекте не только как режиссер, но и как автор инсценировки. Он выбрал три мини-пьесы Пушкина – «Пир во время чумы», «Каменный гость» и «Моцарт и Сальери», оставив за рамками «Скупого рыцаря». «Пир во время чумы» становится драматургическим стержнем. Именно гости Вальсингама – это посетители "Кабаре Пушкин", безудержно веселящиеся на фоне всеобщего мора. Они – не только действующие лица собственного сюжета, но зрители и участники двух других.

Сцена оформлена в излюбленном Франдетти стиле: сверкающая иллюминация, выплывающие из недр сцены столики, в центре – черный рояль с инкрустацией, тяжелые занавеси эффектно летят вверх и столь же эффектно падают на пол. Художники Анастасия Пугашкина и Екатерина Гутковская оформляют сцену и одевают актеров в стиле ар-деко – черное с золотом, перья, драпирующийся шелк, широкие брюки и пиджаки в тонкую полоску.

Звучит джазовая музыка в исполнении живого биг-бенда под управлением Петра Востокова. Впрочем, композитор Юрий Севастьянов не ограничился джазовым стилем. Партитура спектакля разнообразна и изобретательна. Техничные танцы эпохи 20-30 годов – от шимми до виртуознейшего степа –  поставлены Ириной Кашубой и исполняются артистами безупречно. Как безупречен и блюз, в который превратилась «унылая и приятная» песня Мери в исполнении Сафии Яруллиной.

В инсценировке не потеряно ни одного слова гениального пушкинского текста. Более того, в исполнении ленкомовцев (с которыми, кстати, поработала корифей этого театра народная артистка Елена Шанина), не потеряна и не искажена ни одна смысловая трагическая интонация. По мере развития действия формировалось чувство, что стилистика кабаре каким-то чудесным образом становится тем идеальным обрамлением, в котором пушкинский стих обретает новую энергию внятность и мощную эмоцию.

На сцене появляется Игорь Миркурбанов в роли Сальери – и начинается сильнейшая по выразительности сцена. Сальери пьян – он теперь всегда пьян после убийства Моцарта. Его преследует – нет, вовсе не чувство вины, а ужас, что он не гений. В который раз он проигрывает в своем сознании последнюю встречу с Моцартом. Моцарт в исполнении Ивана Рысина обворожителен. Артист сам играет на рояле – и это очень здорово. Сочинения Моцарта стилизованы изящно и умно – никакого «перебора», никакой травестии. Фольклорный акцент приобретает тема арии Дон Жуана «с шампанским» на электроскрипке «слепого скрыпача» (Илья Халмурзаев). Ну а "Лакримоза", сыгранная Иваном Рыскиным на рояле почти без элементов стилизации, пробирает до слез. Сцена Моцарта и Сальери заканчивается жутким трюком – в истерике герой Миркурбанова разбивает рояль.

По мере развития сюжета растет роль Черного Человека в мастерском исполнении Александра Сирина. Он рулит здесь всем. Тихий голос, скромный костюм слуги, мертвенно бледный цвет лица: он и смерть, и Командор, и рок, и гнев Божий – тот самый Ревизор по Гоголю, «который ждет нас у дверей гроба». Финал первого акта – песня Вальсингама (Станислав Беляев) уводит музыкальную стилистику из джаза в драматический мюзикл. А пластический эпизод, в котором актеры при помощи лонж взбираются на занавес, предвещает трагический финал всего спектакля.

История Дон Гуана начинается с ироничной сцены на кладбище. Комические нотки вносит сама парочка – обаятельный развратник (Станислав Тикунов) и его верный Лепорелло (Александр Горелов). И это очень по-пушкински: солнцу русской поэзии, как никому другому в русской литературе, удавалось балансировать на грани юмора, вплоть до сарказма, и лиризма.

Оригинально решен поединок Гуана и Карлоса (Александр Сальник) – это страстное мужское танго (собственно, именно в таком гендерном раскладе и родился этот танец), в котором один из участников обречен на смерть. Прекрасная Лаура (Наталья Инькова) на самом деле прекрасна, а ее песня – это еще одна находка режиссера: в качестве текста взято стихотворение Пушкина «Опытность», которое он написал еще в лицее в 15 лет.

Финал спектакля возвращает нас к «Пиру во время чумы». И вновь гости Председателя пытаются карабкаться вверх теперь уже по внезапно поднимающейся стене, но под пристальным взглядом Черного Человека скатываются вниз в клубах дыма и красного света (художник по свету Иван Виноградов). Вспоминаются известные полотна Рубенса и Босха, и, как это водится у Пушкина, ирония оборачивается реальной смертью.

Исследуя в «Маленьких трагедиях» дуальность мира, Пушкин применил оксюморон во всех названиях – от самого цикла до каждой пьесы. Алексей Франдетти в названии спектакля идет тем же путем:  «Кабаре Пушкин» – это очевидный оксюморон, в котором автор спектакля изящно раскрывает секрет пушкинского письма – сплав иронии и глубоких смыслов. И в этом, пожалуй, причина удачи столь смелого режиссерского решения. Так и хочется воскликнуть: ай да Пушкин! Ай да постмодернист!

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В полдень едва ли не первого теплого и солнечного дня, пришедшегося на  время фестиваля,  Ричард Гир появился на красной дорожке с бутоном крошечной розы в руках и рядом с умопомрачительной Умой
подробнее...

«Режиссура – это явление любви», - заявил член жюри Джан-Карло дель Монако, подводя итоги первого тура. «То, что режиссеры демонстрируют этот интимный процесс при зрителях – свидетельство их
подробнее...

81-летний канадский классик Дэвид Кроненберг, давно ставший иконой Каннского кинофестиваля, представил на нем уже седьмую свою картину. «Саван» — отчасти автобиографический боди-хоррор, передающий тот
подробнее...

Премьера балета «Спартак» на музыку Арама Хачатуряна в Михайловском состоялась 29 апреля 2008 года. На постановку тогда пригласили Георгия Ковтуна, хореографа масштабно мыслящего и не терпящего
подробнее...

Основная цель Собиновского фестиваля – повысить популярность классической музыки среди широкой аудитории. Оперный фестиваль проводится ежегодно с 1986 года.Представители саратовского филиала
подробнее...

«Мелиховская весна», сохраняя в нынешний условиях статус международного, пригласил на свои площадки Театр драмы имени Якуба Коласа из  Витебска, Академический русский театр имени М. Горького из
подробнее...

«Соня-9», являющаяся продолжением книги того же автора «Соня из 7 «Буээ», — поколенческая история, воплощенная в МХТ режиссером Сашей Золотовицким. И, как всякая поколенческая тематика, она вышла со
подробнее...

Среди последних работ этого режиссера, являющегося бесспорным лидером современного театра (а им он был и до отъезда из страны части его коллег), «Одна и один» — особая постановка. В ней нет
подробнее...

Анна родилась в Москве, окончила переводческий факультет Московского педагогического университета, став лингвистом-переводчиком английского и французского языков, а потом — сценарный факультет
подробнее...

«Премия «Художественного театра» — младенец мира театральных наград: в 2024-м она вручалась во второй раз. Но в этом есть некий тайный символизм — МХТ отмечает как раз творческую молодежь, заявившую о
подробнее...

Глядя на запредельно рискованные действия, совершаемые Жариковым по ходу фильма, трудно поверить, что перед камерой работает… кандидат философских наук. А ведь Владимир Юрьевич пришел в кино именно из
подробнее...

Переезд

20:00 23.05

— Огурцов, ты посмотри на себя. Не просыхаешь. Руки трясутся. Рожа опухла, в дверь не проходит. Где заказчик, запомнить не можешь. Все заказы срываешь. И третий человек вам будет нужен.— Нин, ты на
подробнее...

Тайная экспедицияВ 1968 году для поступления на вечерний журфак требовалась справка о профильном трудоустройстве, меня приголубили курьером в недавно созданном АПН (Агентстве печати «Новости»),
подробнее...

Разработка корректив существующего законодательства, затрагивающего объекты культурного наследия, была возложена на недавно «осиротевший» после ухода Елены Ямпольской на должность советника президента
подробнее...

Напомним, что в самой семье покойного композитора продолжаются конфликты. Молодая вдова Марина Коташенко и дети артиста заняты судебными процессами по поводу наследства. Не озадачились этим вопросом и
подробнее...

Но шоу «Звезды» на НТВ идут. Их на самом деле не закрыли. Есть полиция нравов, в нее может записаться каждый, если только захочет. Вот увидит он не ту персону, которая и смеется не так. Вообще
подробнее...

Почему в списке нет книг местных авторов – об этом корреспондент «МК» спросил члена правления отделения Союза писателей России в ДНР, известного донецкого прозаика Владислава Русанова.«Список
подробнее...

Близкая подруга Филиппа Киркорова, диджей Катя Гусева, прослушала новый хит Пугачевой одной из первых. Впрочем, он ее не вдохновил. Гусева уверена: Алла теряет голос. И это скрывать уже невозможно.— Я
подробнее...