Срочные новости раздела
Интеллигенция за чугунной оградой

Интеллигенция за чугунной оградой

Питерские зрители перед началом спектакля внимательно изучают театральную программку, где указан состав труппы, радуются, что имя Данилы Козловского на месте. Годовой давности события, связанные с отменой спектаклей, и сгустившиеся вокруг театра тучи привели к тому, что Козловский взял длительный отпуск, чтобы отвести от коллег беду. Он подал иск о защите чести и достоинства и на днях выиграл суд. Написавший на него донос господин должен в порядке моральной компенсации выплатить ему один рубль. В случае неповиновения окажется под пристальным вниманием судебных приставов. Отчасти эта история напомнила все то, что случается по закону бумеранга у Чехова с бывшим судебным приставом Громовым. Удивительно, что «Палата №6», вышедшая в свет в 1892 году, актуальна в любые времена. В этом ее гениальность и ужас.

В афише МДТ значится: «Чехов. «Палата №6» и «Палата №6». Пьеса Льва Додина». Хрестоматийный текст существенно адаптирован, как это умеет делать худрук МДТ, извлекая самое важное в тот или иной исторический момент. В чеховской «Чайке» он отказался от некоторых персонажей, сохранив семь из тринадцати, кому-то добавив реплик из другой чеховской пьесы, кого-то пересадил на велосипеды и в лодки, а теперь определил спать в ржавых ваннах. Додин не ставит цель удивить внешними находками. Ему давно никому и ничего не нужно доказывать. Ставит — как видит и чувствует.

Действие «Палаты №6» происходит в сумасшедшем доме. С чеховских времен выдающиеся люди эпохи, начиная с художника Ильи Репина, сравнивали российское мироустройство с этой обителью скорби. «Палата №6» — и этим все сказано.

Перед началом спектакля по трансляции женский голос напоминает о необходимости выключить мобильные телефоны. Напрасный труд — все равно не выключат, и важный диалог героев пройдет под бренчание звонка, что усилит эффект присутствия в безумном мире. «Содержательного вам вечера», — также пожелают своим зрителям от лица театра. Один час и сорок минут без антракта нам предстоит провести перед чугунной оградой, отделяющей от зала героев спектакля — интеллигенцию, еще вчера определявшую судьбы других, а сегодня томящуюся в сумасшедшем доме.

Художник Александр Боровский выстроил на сцене старинную решетку, напоминающую о садах Петербурга. Вся Россия — наш сад, как говорит чеховский Петя Трофимов. И какой, в сущности, прекрасной там могла бы быть жизнь. К решетке прилипли люди в больничных робах, всматриваясь в наши лица. У каждого страдальца свое навязчивое состояние. Кто-то молчит, кто-то ведет диалог с самим собой. Мещанин, которого играет Владимир Захарьев, бредит орденами, воображает себя увенчанным ими за труды праведные.

За оградой — желтая стена больницы с облупившейся краской, заброшенное пространство с ржавыми перевернутыми ваннами, напоминающими валуны. На них можно присесть. В них можно поспать. Они заменяют кровати. Под ногами — искусственный снег.

По ту сторону решетки до поры до времени находится только один герой — доктор Рагин. Он впервые появляется в зале, выходя из фойе в длинном черном пальто и шапке-пирожке, приходит, как свободный человек, напоминая обликом Чехова.

Ворота все же распахнутся — в финале, когда артисты выйдут на поклон, и по ходу действия, когда бывший судебный пристав Громов, ныне признанный душевнобольным, изъявит желание покинуть медучреждение. Доктор Рагин предоставит ему такую возможность. Но Громов ее отвергнет. К относительной свободе за пределами ограды он не готов.

Доктора Рагина играет Сергей Курышев, а бывшего судебного пристава Громова, страдающего манией преследования, его сокурсник Игорь Черневич — два больших артиста, умеющих сконцентрировать боль и нерв времени. К Громову тоже пришли, как прежде приходил к кому-то он сам. Предчувствие по поводу арестантов его не подвело. Он сам им стал. На диалоге двух героев и держится спектакль. Они ведут философские споры. Громов безжалостно диагностирует жизнь доктора, вроде бы приличного человека, но давно плывущего по течению, не отзывающегося на чужую боль. Рагин вскоре тоже окажется среди душевнобольных в коротких кальсонах и больничном халате, от которого несет копченой рыбой.

Всего шаг — и ты уже не тот, кем был недавно. За тебя все определят другие. А ведь только что Рагин объяснял Громову: «Кого посадили, тот и сидит, а кого не посадили, тот гуляет». А пострадал он за то, что слишком подолгу разговаривал с пациентом Громовым. Не будет же нормальный человек часами беседовать с умалишенным.

В царстве мужчин только одна женщина — Дарьюшка с ведром. Ее играет Татьяна Рассказова, которая всякий раз словно вваливается на сцену, чтобы сделать необходимую черную работу — убрать, принести, унести... Раздаются звуки расстроенной шарманки. И вот уже вечно сонный сторож Никита (Павел Грязнов), только что выполнявший распоряжения доктора, его же отделает так, что только слабые ступни будут торчать из ванны, напоминая о бездыханном Иисусе. Никита добрый — бьет и желает доктору поскорее выбраться отсюда.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

«В храме иконы никогда не портятся. Более того, были случаи, когда отбирали иконы в соответствующее (имеется в виду советское – авт.) время, помещали их в стерильные условия музеев, вокруг них были
подробнее...

Как известно, в мире существует всего лишь четыре оперных школы. Одна из них — русская. И это притом, что опера в Россию пришла из Европы с большим опозданием в сравнении с местом своего рождения. Но
подробнее...

Он один из немногих универсальных актеров и режиссеров, с равным успехом работающих в театре и кино. Выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства, мастерской легендарного педагога
подробнее...

Встреча проходила в Звенигороде на территории усадьбы Введенское, построенной августейшей милостью императора Павла I для своей фаворитки Анны Лопухиной, усадьбы, владельцами которой были такие
подробнее...

Слухи попали в телеграм-каналы и активно обсуждались в социальных сетях вечером 9 июля, но официальное подтверждение получили только на следующий день. Так что 10 июля Андриан Фадеев возвращается в
подробнее...

Фестиваль принимают два города одновременно – Ижевск и Воткинск. Программа концерта 5 июля в исполнении струнного оркестра «Солисты Москвы», лауреата премии Грэмми, во главе с Юрием Башметом, была
подробнее...

– Где-то за год до смерти Елены, которая случилась как гром среди ясного неба, мы договорились с ней о том, что она передаст в театр домашний рабочий кабинет своего великого отца, – в эксклюзивном
подробнее...

В спокойных серо-белых коридоры с такими живыми, выразительными фотографиями разбегаются глаза, хочется подходить и рассматривать ближе. В пространстве выставки объединены работы лучших представителей
подробнее...

Но это я сгоряча, конечно. Вот сколько буду жить, столько писать, говорить о канале «Культура». Потому что это лучшее, что сделало государство за последние десятки лет. Нам подарили канал для души,
подробнее...

— Как мы играли? Я вас спрашиваю! Молчите? Стыдно? И я так думаю, что вам должно быть стыдно: проиграть со счетом 0:6! Да скажи кому — не поверят! Вы же — футболисты, а не балерины на коньках! Разве
подробнее...

— Для меня эта новость стала приятной неожиданностью. Я узнала про высокую награду, когда посыпались поздравления от друзей и коллег. Не буду лукавить, мне очень приятно. Особенно тепло стало на
подробнее...

В этой квартире на Тверской около тридцати лет жили Майя Плисецкая и Родион Щедрин до переезда в Мюнхен. Плисецкая была в ней за месяц до смерти, организовывая свой юбилейный концерт с балетной
подробнее...

— У меня велосипед есть в райдере, — рассказывает Олег Михайлович. - Я люблю погонять. Много раз здесь ездил, когда раньше приезжал на "Славянский базар в Витебске" - тут очень красивые места. В
подробнее...

Ради этого возвели большую сцену с амфитеатром для зрителей. Смотреть спектакль под открытым небом да еще такой масштабный, в котором 15 артистов играют 50 ролей, да еще поставленный по одному из трех
подробнее...

Накануне юбилея мы встретились на «Мосфильме» в студии Павла Лунгина, где год назад разговаривали о запуске его нового фильма. Тогда шел поиск актеров, локаций, создавались костюмы. Известные актрисы
подробнее...

«Построенное им здание — часть мирового архитектурного наследия и несомненное произведение искусства. Отсюда принципиальное решение нового художественного руководства: вернуть этому шедевру имя его
подробнее...

Регионы не могут жить по принципу: фестиваль, красная дорожка, разбежались. Им необходима круглогодичная жизнь, иначе никакого движения вперед не будет. На недавнем форуме регионального кинематографа
подробнее...

НесчастнаяМы не могли жить вместе, это было ясно. И разойтись не могли. Сам он бы ни за что не ушел. Я приняла решение. Он уехал на охоту. На полтора месяца. Я чувствовала, знала: ему не хочется
подробнее...