Срочные новости раздела
Герасимов, Богомолов, Машков: в нескольких столичных театрах сменилось руководство

Герасимов, Богомолов, Машков: в нескольких столичных театрах сменилось руководство

Все произошло именно так, как мы любим, — внезапно. Да, под конец сезона слухи вяло будоражили театральную общественность (продлят контракты с действующими или нет?), но когда именно и кого на кого поменяют, было неизвестно.

Но тем не менее Департамент культуры подбавил газку, и пошла театральная движуха. В четверг в 22.00 все артисты Театра сатиры, законно строившие планы на уик-энд, внезапно в общий чат получили сообщение: «Завтра в 13.00 вызывается вся труппа театра. Явка обязательна. Пожалуйста, не отпрашивайтесь ни у кого, слишком серьезная ситуация». А тремя часами раньше в Депкульт были вызваны худрук Сергей Газаров и его директор Игорь Берлин, которых вежливо поблагодарили за работу, но уведомили, что в Сатире они больше не служат.

В середине дня пятницы состоялось собрание, где труппе уже был представлен новый худрук — Евгений Герасимов, управляющий Театром на Малой Ордынке (в девичестве «Луна»). Собрание прошло бурно, вопреки ожиданиям чиновников и назначенца. Артистов как прорвало — всплыли все проблемы, до сего дня публично не озвученные, и чувствовалось, что с артистами в Сатире никто особо не разговаривал. Во всяком случае, Алексей Фурсин, год как возглавляющий культурное ведомство столицы, услышал от них правду или бледное подобие истинного положения вещей.

А артисты выступали, как они это умеют, эмоционально, но во многом были убедительны. Говорили о том, что слияние труппы Сатиры в 54 человека с труппой театра Джигарханяна, где артистов почему-то оказалось не меньше, ничего хорошего не принесло ни той, ни другой, а только умножило проблемы.

— Те, кто придумал это объединение, понимают, что такое театр? Труппа Театра сатиры два с половиной года сидит без работы, а у нас опять на сцене сериальные звездуны — лишь бы афишу заполнить, — говорила Мария Ильина. — Мы пережили тяжелые времена в перестройку, когда от нас ушел зритель. И каждый раз, когда приходит новая «метла», от нас снова уходит зритель. И все они говорят о чем угодно, только не об искусстве и не о театре. И все их прекрасные разговоры заканчиваются тем, что приходят непонятные люди и используют нашу сцену. Ну сколько это может продолжаться? Кто-нибудь подумает о людях?

Критика, которую слушало культурное начальство, относилась даже не к Герасимову, который только зашел в здание на Садово-Триумфальной и ничего еще не успел натворить, а к Газарову и его команде. Но теперь это уже вчерашний день Сатиры, вписанный в 100-летнюю историю театра не самыми яркими красками. А каким будет завтрашний день? Это уже вопрос к Герасимову, тоже, похоже, не ожидавшему такой «радушной» встречи. Но худрук Театра на Малой Ордынке молча оценивал критичность ситуации и осознал, что вступил в зону большого риска. Справится ли он с вызовом, который принял?

— Может, хватит на нас тестировать свои амбиции? — спросил молодой актер Семен Лопатин. И предложил выдвинуть худрука из своих рядов — актрису Яковлеву, не присутствовавшую на этом непростом собрании.

Очень непростом не только для чиновников Депкульта, но и для артистов. Прямо во время выступления Фурсина и Герасимова сначала раздался крик «Дайте валидол!» и «Дорогу!», затем увидели, что под руки ведут кого-то. Как выяснилось, артисту Кириллу Анисимову (как раз из театра Джигарханяна) стало плохо. Он начал сползать с кресла, его подхватили коллеги и спустили вниз. Он сумел сказать, что у него немеют пальцы, а уже бывший директор Игорь Берлин махал над ним пиджаком. Итог собрания — одна «скорая», масса возмущений и обещание от главы Депкульта встретиться еще раз с трудовым коллективом. Последнее обнадеживает.

Таким же неожиданным стало для всех назначение Константина Богомолова в Театр Романа Виктюка. Где, спрашивается, Бронная, а где Виктюк с его пластичными артистами? Сам КомБог в день объявления находился в Питере на Экономическом форуме, ничего комментировать не стал, лишь написал на своих страницах в Телеге и ВКонтакте следующее:

«Дорогие друзья! В связи с этой новостью хочу сказать следующее. Предложение возглавить еще один театр — это серьезный профессиональный вызов. Моя задача — сделать так, чтобы это пространство — уникальное пространство, созданное в начале XX века выдающимся русским архитектором и замечательно отреставрированное городом, — стало бы новой точкой притяжения для москвичей и гостей города, для всех, кто любит театр.

Я делаю театр для людей. И работа с этим театром — не будет исключением. При этом не существует универсальных рецептов создания успешной площадки. И невозможно «шить костюм» для разных театров по одним лекалам. Каждое пространство уникально — место на карте, здание, люди, история. Однако есть очевидные вещи, к которым нужно стремиться. Высокое профессиональное качество, высокая художественность, живое чувство современности и зрительский успех — вот, на мой взгляд, составляющие хорошего театра».

Константин пообещал изучить репертуар, равно как и творческий состав. По словам режиссера, он не испытывает желания все зачистить и начать с нуля. Не обещает произносить «сладких» речей, которые коллективы часто слышат от новых руководителей, желающих «успокоить» людей. Но конкретику отложил только на «после знакомства с репертуаром и положением дел».

«Конечно, я прихожу руководить театром, созданным режиссером-автором. Воспитавшим и своего актера, и свою публику. Но думаю, что худшее, что можно было бы сделать в память о режиссере, — превращать рожденный им театр в музей, имитировать или мумифицировать его стиль. Верность отечеству, верность семье — непреложная ценность, основа человеческого существования. В искусстве же верность стилю — знак застоя. Театр ждет обновление. И этого не нужно пугаться. Этому надо радоваться». При этом Богомолов дал понять, что менеджерская команда Бронной станет для него опорой в работе с новой сценой и коллективом.

Что касается «Современника», то в театр на Чистые пруды приходит мощный лидер. Это почувствовали все с первых его слов на сборе, состоявшемся здесь в субботу: Владимир Машков был краток, жесток, говорил про Волчек — для него память о ней, существовавшая в театре лишь в теории, как затасканное знамя, совсем не пустой звук. Еще при жизни Галины Борисовны Владимир Львович заглядывал к ней, говорил о театральном квартале, и она его в этих мечтах всячески поддерживала. Она его любила, и можно только сожалеть, что не успела передать бразды правления. После ее ухода театр, входивший в пятерку лучших столичных театров, буквально за два сезона внутренне расшатался, раскололся не без помощи прежнего худрука. Теперь же большинство артистов рассчитывает, что в связи с приходом Машкова «Современник» вернет себе былую славу. «Я знаю, что Галина Борисовна видит и чувствует, что сейчас в сердце и голове каждого из нас», — произнес Машков, и это прозвучало как предупреждение.

Важная деталь — Владимир Машков назначен в «Современник» почему-то директором, а не худруком. Но это скорее может говорить о том, что либо будет изменен устав театра, либо произойдет объединение театров двух великих современниковцев, созидателей — Галины Волчек и Олега Табакова.

Подводим итоги: за выходные круто изменена жизнь сразу трех крупных столичных театров, трех руководителей, два из которых (Машков и Богомолов) — лидеры своего направления. Что у них получится, в какую сторону они развернут приписанные к ним «корабли» и как разберутся с командами — разговор недалекого будущего.

А вот происходящее в настоящем крупно обозначило тенденцию, вытекающую из одной глобальной проблемы — кадры, которых нет. Скамейка запасных на городском и федеральном уровнях, о которой говорят и все без результата, по-прежнему пуста. Пуста, если на одного успешного худрука или директора теперь приходится по два, а то и три театра. Но успешные не значит железные. Они тоже люди, тем более с природой театральной, и таких нагрузок, которые теперь получили три назначенца, могут не выдержать.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В полдень едва ли не первого теплого и солнечного дня, пришедшегося на  время фестиваля,  Ричард Гир появился на красной дорожке с бутоном крошечной розы в руках и рядом с умопомрачительной Умой
подробнее...

«Режиссура – это явление любви», - заявил член жюри Джан-Карло дель Монако, подводя итоги первого тура. «То, что режиссеры демонстрируют этот интимный процесс при зрителях – свидетельство их
подробнее...

81-летний канадский классик Дэвид Кроненберг, давно ставший иконой Каннского кинофестиваля, представил на нем уже седьмую свою картину. «Саван» — отчасти автобиографический боди-хоррор, передающий тот
подробнее...

Премьера балета «Спартак» на музыку Арама Хачатуряна в Михайловском состоялась 29 апреля 2008 года. На постановку тогда пригласили Георгия Ковтуна, хореографа масштабно мыслящего и не терпящего
подробнее...

Основная цель Собиновского фестиваля – повысить популярность классической музыки среди широкой аудитории. Оперный фестиваль проводится ежегодно с 1986 года.Представители саратовского филиала
подробнее...

«Мелиховская весна», сохраняя в нынешний условиях статус международного, пригласил на свои площадки Театр драмы имени Якуба Коласа из  Витебска, Академический русский театр имени М. Горького из
подробнее...

«Соня-9», являющаяся продолжением книги того же автора «Соня из 7 «Буээ», — поколенческая история, воплощенная в МХТ режиссером Сашей Золотовицким. И, как всякая поколенческая тематика, она вышла со
подробнее...

Среди последних работ этого режиссера, являющегося бесспорным лидером современного театра (а им он был и до отъезда из страны части его коллег), «Одна и один» — особая постановка. В ней нет
подробнее...

Анна родилась в Москве, окончила переводческий факультет Московского педагогического университета, став лингвистом-переводчиком английского и французского языков, а потом — сценарный факультет
подробнее...

«Премия «Художественного театра» — младенец мира театральных наград: в 2024-м она вручалась во второй раз. Но в этом есть некий тайный символизм — МХТ отмечает как раз творческую молодежь, заявившую о
подробнее...

Глядя на запредельно рискованные действия, совершаемые Жариковым по ходу фильма, трудно поверить, что перед камерой работает… кандидат философских наук. А ведь Владимир Юрьевич пришел в кино именно из
подробнее...

Переезд

20:00 23.05

— Огурцов, ты посмотри на себя. Не просыхаешь. Руки трясутся. Рожа опухла, в дверь не проходит. Где заказчик, запомнить не можешь. Все заказы срываешь. И третий человек вам будет нужен.— Нин, ты на
подробнее...

Тайная экспедицияВ 1968 году для поступления на вечерний журфак требовалась справка о профильном трудоустройстве, меня приголубили курьером в недавно созданном АПН (Агентстве печати «Новости»),
подробнее...

Разработка корректив существующего законодательства, затрагивающего объекты культурного наследия, была возложена на недавно «осиротевший» после ухода Елены Ямпольской на должность советника президента
подробнее...

Напомним, что в самой семье покойного композитора продолжаются конфликты. Молодая вдова Марина Коташенко и дети артиста заняты судебными процессами по поводу наследства. Не озадачились этим вопросом и
подробнее...

Но шоу «Звезды» на НТВ идут. Их на самом деле не закрыли. Есть полиция нравов, в нее может записаться каждый, если только захочет. Вот увидит он не ту персону, которая и смеется не так. Вообще
подробнее...

Почему в списке нет книг местных авторов – об этом корреспондент «МК» спросил члена правления отделения Союза писателей России в ДНР, известного донецкого прозаика Владислава Русанова.«Список
подробнее...

Близкая подруга Филиппа Киркорова, диджей Катя Гусева, прослушала новый хит Пугачевой одной из первых. Впрочем, он ее не вдохновил. Гусева уверена: Алла теряет голос. И это скрывать уже невозможно.— Я
подробнее...