Срочные новости раздела
Победитель екатеринбургской премии Дмитрий Бавильский сравнил работу критика с работой дегустатора

Победитель екатеринбургской премии Дмитрий Бавильский сравнил работу критика с работой дегустатора

— Дмитрий, за что конкретно удостоились «Виссариона»?

— За две статьи. Во-первых, за рецензию на поэтический сборник Бориса Кутенкова. А во-вторых, за исследование шести книг екатеринбургского гения Юлии Михайловны Кокошко (сценариста, поэта, прозаика, лауреата премии им. Бажова. — И. В.). Обе статьи я писал долго и трудно, но, как теперь понимаю, жюри особенно «зашло» эссе «Надежный рассказчик», пытающееся объяснить значение творчества Юлии Михайловны. Это самый сложный и непрочитанный сегодня так, как надо, российский писатель. Каждый раз, соприкасаясь с ее текстами, я вставал в тупик, не понимал, как такое можно рецензировать. Поэтому работал над этим текстом (журнал «Урал») долгие месяцы. С нуля пришлось изобретать язык описания этого сложного феномена.

— Екатеринбург в массовом сознании стал «городом Бориса Рыжего», и нам немного в диковинку слышать новые имена…

— Юлия Кокошко — ныне живущий представитель старшего поколения уральской литературы, она — логический результат и, можно сказать, итог ее развития и цветения. Никто не смог выразить дух Екатеринбурга, как Юлия Михайловна. В Екатеринбурге есть Театр Коляды, знаменитый рок-клуб и другие важные культурные институции — от оперного театра до Музея писателей Урала, от журнала «Урал» до театра оперетты. А Кокошко — точно такая же важная и незаменимая институция, заменяющая своим индивидуальным творчеством работу огромного творческого коллектива.

— Это как по формуле Виктора Сосноры: нет никакого «литературного процесса». Все определяют гении.

— Городу повезло со своим гением, и Екатеринбург откликнулся на ее творчество: «Кабинетный ученый» опубликовал полное собрание ее сочинений в семи книгах. Вот с ним я и работал года полтора…

— Для специалистов вещь очевидная, но поясните: почему в филологии «критиковать» и «ругать» — не одно и то же?

— Честно говоря, я пишу только о том, что мне нравится. За все десятилетия критической работы я опубликовал лишь несколько отрицательных рецензий, причем через силу, поэтому все свои негативные отзывы я помню до сих пор. Мне кажется, надо писать только о том, что приносит удовольствие. Критике необязательно быть критичной — важнее глубина разбора и убедительность аргументации.

— В каком состоянии критика в России 2024 года — по сравнению с временами Белинского она переживает взлет или упадок?

— С критикой, как и с литературой, все нормально, они у нас сильные и разнообразные, каждой твари не по паре, но гораздо больше — на все уровни восприятия и вкуса. Однако у нас проблемы с редакционно-издательской инфраструктурой и читательским восприятием. Люди не очень понимают, чем литература, например, отличается от беллетристики — прямого рассказывания историй, которые лучше всего получаются у сценаристов.

Это совершенно разные искусства, и чтобы почувствовать разницу между ними, нужно много читать и думать над прочитанным. А это труд, вознаграждаемый крайне опосредованно. Поэтому у нас литературой считается все, что опубликовано под обложкой.

— Должна ли критика возиться с актуальными проблемами и только что написанными текстами? Или ей на пользу идет «академическое отставание» от времени, в котором мы живем?

— Критика никому ничего не должна, она стихийно складывается из букета индивидуальностей, в котором каждый пишет, как он слышит. Конечно, за фундаментальные подходы у нас отвечает литературоведение, а это не совсем критика, хотя ученые у нас занимаются примерно тем же — максимально тщательно и щепетильно разбирают тексты. Как классические, так и современные. Просто у литературоведов угол зрения иной, и разбираемые произведения нужны им как инструменты, а не как самоцель.

А лучшие критики страны — это эксперты, просеивающие текущие тексты, которые еще не закрепились в культуре и вполне могут оказаться мусорными и навсегда исчезнуть. Литературоведы, как правило, работают с уже отстоявшимся контекстом, с избранным из избранного, тогда как работу критика, работающего с новинками, можно сравнить с работой дегустатора. Он каждый раз рискует собственным вкусом и собственным здоровьем.

— СССР/Россия десятилетиями считается самой читающей страной в мире, и вдруг на трибуну выходит Дмитрий Бавильский и объявляет, что не все в порядке с читателями. Ваши доказательства?

— Повторюсь, у нас не все в порядке с восприятием писательской работы. Подавляющее большинство наших с вами соотечественников не понимает цели прозаиков и поэтов. Потому-то и оценивают их как-то криво. Между тем писатель отвечает за смысл жизни, за объяснение того, из чего этот главный смысл состоит и как достигается.

Давайте разберемся раз и навсегда. Новостники отвечают за хронику событий, публицисты разъясняют, что с нами происходит в текущем моменте, репортеры ведут свои рассказы с места важных событий, но никто, кроме настоящих писателей, не способен обобщить и объяснить, зачем мы живем и почему надо жить так, а не иначе. Каковы наши перспективы, причем не только бытовые, но и бытийные. Поэты работают над развитием языка, прозаики — над наполнением языка подлинным бытием. А больше такую работу выполнять некому.

Критики раскрывают писательские намерения и объясняют, если умеют, конечно, для чего нужно трудиться над сложностями Кокошко и почему следует избегать модных новинок, которые являются «пустой породой». Кстати, вот вам совет по выбору книг: если какое-то название произведения на слуху, это должно вызывать подозрение и останавливать вас от импульсной покупки в книжном — такие покупки часто случаются, когда зашел в книжный и растерялся. Вот критики нужны для того, чтобы мы никогда не терялись!

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

«В храме иконы никогда не портятся. Более того, были случаи, когда отбирали иконы в соответствующее (имеется в виду советское – авт.) время, помещали их в стерильные условия музеев, вокруг них были
подробнее...

Как известно, в мире существует всего лишь четыре оперных школы. Одна из них — русская. И это притом, что опера в Россию пришла из Европы с большим опозданием в сравнении с местом своего рождения. Но
подробнее...

Он один из немногих универсальных актеров и режиссеров, с равным успехом работающих в театре и кино. Выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства, мастерской легендарного педагога
подробнее...

Встреча проходила в Звенигороде на территории усадьбы Введенское, построенной августейшей милостью императора Павла I для своей фаворитки Анны Лопухиной, усадьбы, владельцами которой были такие
подробнее...

Слухи попали в телеграм-каналы и активно обсуждались в социальных сетях вечером 9 июля, но официальное подтверждение получили только на следующий день. Так что 10 июля Андриан Фадеев возвращается в
подробнее...

– Где-то за год до смерти Елены, которая случилась как гром среди ясного неба, мы договорились с ней о том, что она передаст в театр домашний рабочий кабинет своего великого отца, – в эксклюзивном
подробнее...

Фестиваль принимают два города одновременно – Ижевск и Воткинск. Программа концерта 5 июля в исполнении струнного оркестра «Солисты Москвы», лауреата премии Грэмми, во главе с Юрием Башметом, была
подробнее...

В спокойных серо-белых коридоры с такими живыми, выразительными фотографиями разбегаются глаза, хочется подходить и рассматривать ближе. В пространстве выставки объединены работы лучших представителей
подробнее...

Но это я сгоряча, конечно. Вот сколько буду жить, столько писать, говорить о канале «Культура». Потому что это лучшее, что сделало государство за последние десятки лет. Нам подарили канал для души,
подробнее...

— Как мы играли? Я вас спрашиваю! Молчите? Стыдно? И я так думаю, что вам должно быть стыдно: проиграть со счетом 0:6! Да скажи кому — не поверят! Вы же — футболисты, а не балерины на коньках! Разве
подробнее...

— Для меня эта новость стала приятной неожиданностью. Я узнала про высокую награду, когда посыпались поздравления от друзей и коллег. Не буду лукавить, мне очень приятно. Особенно тепло стало на
подробнее...

В этой квартире на Тверской около тридцати лет жили Майя Плисецкая и Родион Щедрин до переезда в Мюнхен. Плисецкая была в ней за месяц до смерти, организовывая свой юбилейный концерт с балетной
подробнее...

— У меня велосипед есть в райдере, — рассказывает Олег Михайлович. - Я люблю погонять. Много раз здесь ездил, когда раньше приезжал на "Славянский базар в Витебске" - тут очень красивые места. В
подробнее...

Ради этого возвели большую сцену с амфитеатром для зрителей. Смотреть спектакль под открытым небом да еще такой масштабный, в котором 15 артистов играют 50 ролей, да еще поставленный по одному из трех
подробнее...

Накануне юбилея мы встретились на «Мосфильме» в студии Павла Лунгина, где год назад разговаривали о запуске его нового фильма. Тогда шел поиск актеров, локаций, создавались костюмы. Известные актрисы
подробнее...

«Построенное им здание — часть мирового архитектурного наследия и несомненное произведение искусства. Отсюда принципиальное решение нового художественного руководства: вернуть этому шедевру имя его
подробнее...

Регионы не могут жить по принципу: фестиваль, красная дорожка, разбежались. Им необходима круглогодичная жизнь, иначе никакого движения вперед не будет. На недавнем форуме регионального кинематографа
подробнее...

НесчастнаяМы не могли жить вместе, это было ясно. И разойтись не могли. Сам он бы ни за что не ушел. Я приняла решение. Он уехал на охоту. На полтора месяца. Я чувствовала, знала: ему не хочется
подробнее...