МОСКВА, 28 мар - РИА Новости. Король новозеландского коренного народа маори Тухеитиа Потатау Те Фероферо VII выступил с призывом предоставить китам те же законные права, что и людям, а также признать наличие личности у млекопитающих в целях их защиты как вида, сообщает новозеландский портал Voxy.
По данным издания, в четверг король подписал историческую декларацию, составленную лидерами полинезийских общин. Документ получил название "Хе Вакапутанга Моана", что на языке маори означает "декларация моря", и содержит призыв предоставить китам правосубъектность, излагая комплексный план их защиты.
В документе утверждается, что киты, равно как и представители коренного народа маори, обладают атрибутами личности - "мана" (духовная сущность) и "маури" (жизненная сила). Таким образом, декларация требует признать китов "юридическими лицами с неотъемлемыми правами", а не просто частью природных ресурсов. Эти права включают свободу передвижения, способность развивать естественное поведение, "выражать свою уникальную культуру", процветать в здоровой окружающей среде и "быть свидетелями восстановления своей популяции".
Для практического осуществления поставленной задачи авторы декларации наметили несколько шагов - так, предлагается создать морские охраняемые территории, а также объединить "мудрость коренных народов" с наукой для более целостного подхода к защите китов.
"Это путешествие невозможно совершить в одиночку. Декларация протягивает руку сотрудничества всем странам Полинезии и всем, кто разделяет любовь к… обширному Тихому океану. Расширение прав и возможностей прибрежных сообществ, защитников этих берегов, а также обмен знаниями и ресурсами занимают центральное место", - отмечается в документе.
Новая Зеландия ранее уже принимала законы, предоставляющие правовой статус природным объектам, таким как реки и горы. Вулкан гора Таранаки и река Уонгануи, расположенные на Северном острове Новой Зеландии, рассматриваются маори как "предки" и имеют духовное значение. Обоим объектам был предоставлен статус личности в 2017 году. С тех пор этот статус использовался для замедления или отмены различных инфраструктурных проектов и для принуждения к обязательным консультациям с местным населением.