Срочные новости раздела
Литовский режиссер Бартас и дочь русской художницы из Вены почувствовали дым отечества

Литовский режиссер Бартас и дочь русской художницы из Вены почувствовали дым отечества

«Возвращение в семью» Шарунаса Бартаса  участвует  в секции «Большой экран», а это значит, что  картину будет оценивать большое зрительское жюри.  Победитель  получит  поддержку в прокате в Нидерландах. 

Фильм снимался долго, и как признался Бартас, появился с третьей попытки. Шарунас сам заговорил на больную тему, связанную с трагической потерей в 2021 году дочери  Ины Марии Бартайте. Она родилась в браке с  российско-французской актрисой Катей Голубевой, снимавшейся не только у Шарунаса, который ее открыл, но  и у французских мастеров  - Клер Дени, Брюно Дюмона, Леоса Каракса.  Катя  Голубева  погибла в 2011 году во Франции при трагических и туманных обстоятельствах. Ей было 44 года. 

В своей картине «Покой нам только снится» (Литва-Франция), премьера которой состоялась в 2015 году в  «Двухнедельнике режиссеров» на  Каннском кинофестивале, Шарунас сыграл 50-летнего героя, приехавшего  в деревенский дом с 16-летней дочерью и своей новой подругой. Девочку сыграла Ина Мария Бертайте.  Это был ее дебют в кино. На премьере в Каннах отец и дочь едва сдерживали слезы, поскольку картина была очень личной для них и посвящалась Кате Голубевой. 

В 2015-м 19-летняя Ина Мария Бартайте приезжала на фестиваль «Киношок» в Анапу с фильмом «Покой нам только снится». Она тогда только поступила в Вильнюсский университет, готовилась изучать  французский язык,  мечтала поступить в европейскую киношколу.  

Ина Мария рассказывала в Анапе: «Это реальная история про мою маму, и монолог моего отца не был придуман. Наш диалог был снят за  день. Я не хотела говорить, все время плакала, а отец просил рассказать о том, что важно для меня. Это его личное  высказывание. А герои, которых вы видите, – деревенские люди,  не актеры. Они живут  недалеко от нашего дома».  

Возможно, что фильм «Возвращение в семью», который так долго рождался, тоже стал своего рода терапией для Шарунаса. Он начинал снимать его с дочерью, но Ина Мария погибла, когда ехала в темное время суток на велосипеде к дому своей бабушки в Вильнюсе. Ее сбила машина, за рулем которой находился сын какого-то политика. Что тогда произошло? Кто виноват?  Все утонуло в предположениях. Фильм не состоялся, но это была совсем другая история, совсем не та, которую мы увидели в Роттердаме. 

Потом была еще одна попытка снимать,  но ничего из этого не получилось, поскольку боль не утихала. И только теперь появилось  «Возвращение в семью», снятое  в литовской деревне с участием непрофессиональных актеров, за исключением двоих профессионалов.  Съемки проходили в разное время года, но на экране только ранняя осень, тревожное  межсезонье.  Актрису на главную роль Шарунас  нашел в той же деревне, где готовился снимать кино. Она очень молода, естественно,  непрофессиональная актриса, тем удивительнее, что смогла  так мощно сыграть  сцену отчаяния своей героини, танцующей в одиночестве после похорон бабушки. 

Симона – так зовут главную героиню - уехала из родной деревни в лучшую жизнь. Особого желания возвращаться у нее не было. Близости с родителями нет. Они пьющие люди, и о дочери не вспоминают. Узнав о  болезни бабушки, Симона приезжает в деревню, чтобы  с ней проститься. Она единственная тут не из царства тьмы, светлая душа. 

Отец начинает приставать к дочери. Она же такая молодая. Его речь – это поток бранных слов. Люди в деревне, а они литовцы, не русские, изъясняются исключительно матом, который европейские зрители не смогли считать. Все разговоры о чем-то незначительном. Люди   утратили возможность любить, чувствовать, нормально разговаривать. Они могут только пить. 

Проводы бабушки в последний путь, печальные сельские похороны выльются в пьяное застолье. Встреча с друзьями тоже  превратиться  в пьянку в обшарпанном жилище. Из этой  бездны  надо только бежать и никогда не возвращаться. Шарунас Бартас словно бы вернул в 90-е, но все происходит в наши дни и так безнадежно. 

Начав вполне бытовое повествование, он удивил тем, что нет  привычной для него вертикали (горизонтальное кино Шарунас  в принципе не снимает), нет разговора с богом.  Но потом  он выйдет на  другой уровень, поднимется на ту метафорическую высоту, за которую мы и ценим его кинематограф. 

В основном конкурсе участвует картина «Перла» дебютантки Александры Макаровой, созданная в копродукции Словакии и Австрии. Perla – имя главной  героини, а не жемчужина, как можно было предположить до просмотра. 

Александра Макарова родилась в 1985 году в Чехословакии. Вместе с мамой, русской художницей Сашей Макаровой, она  позднее переехала  в Вену, где  окончила киношколу и теперь представляет  свой первый фильм на одном из главных дебютных фестивалей мира. 

Ее героиня Перла Адамова – тоже художница из Чехословакии, когда-то нелегально попытавшаяся пересечь границу Австрии вместе с отцом  будущей дочери.  Перла была  беременна, и  опытный пограничник  сразу это понял, что  его не остановило, а ее не спасло  от  насилия. У молодого пограничника  свой кураж – продемонстрировать власть,  изнасиловать женщину на глазах у ее спутника, который не в силах ей помочь. 

Этот ужас  навеки с Перлой, хотя она освоилась в Вене. Ее картины покупают и выставляют. В них есть нечто трагическое и потаенное.  Перла  встретила приличного человека, ставшего ее мужем. У них хорошая семья.  Дочь выросла, учится музыке. Но прошлое дает о себе знать.

Отец девочки, живущий в Чехословакии, добивается с ней встречи, сообщает Перле, что болен, хотя это всего лишь уловка. В начале 80-х  семейство Перлы  отправляется в социалистическую Чехословакию. На экране  - убогая, безрадостная  страна. Люди бедно одеты, и Перла в роскошном белом пальто выглядит белой вороной среди них. В  магазинах  очереди.   

В то же самое время и еще в совсем юные годы мне удалось посетить Чехословакию, показавшуюся тогда  оплотом  благополучия  и свободы.   Удивляло все: бурная жизнь улиц,  молодежь, сидевшая с гитарами прямо на булыжной мостовой,  одетая совсем не так, как было в СССР, необычные спектакли, совсем других жанров, каких у нас не было.  А уж магазины по советским меркам были просто великолепны.  Но в фильме мы видим совсем другую страну глазами героев. 

Дым отечества окажет на нее гипнотическое действие. Странное впечатление производит сцена, когда Перла  в скверной столовой начнет набивать  рот  привычной с детства едой,  словно  не может  насытиться.  Осталось только поцеловать землю. 

На этом сюрпризы не закончатся. Перла отправит мужа с дочерью в Вену, а сама отправится в родную деревню навестить дом родителей, которых давно нет.  Финал окажется трагичен. Перла пройдет череду унижений, физических в том числе. Земляки ей отомстят. Дальше последуют арест и тюрьма.  Хороший актерский состав смягчил  жесткую режиссерскую буксировку. Это еще одно напоминание о том, что не стоит возвращаться к былым возлюбленным  и дважды вступать в одну воду. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...