Срочные новости раздела
Гигантские языческие болваны и кукольная жар-птица птеродактель

Гигантские языческие болваны и кукольная жар-птица птеродактель

Балеты «Жар-птица» и «Петрушка»  Игоря Стравинского, показанные труппой Дягилева в Париже в 1910 и 1911 годах и вошедшие с тех пор во все учебники по истории мировой культуры, представили на этот раз в новой современной хореографии: «Петрушка»  - балет артиста «Стасика» Константина Семёнова, который осуществил на сцене родного театра после балета «Зазеркалье» по сказке  Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» уже вторую свою большую постановку (и уже на основной сцене); «Жар-птица» - современного хореографа Кирилла Радева, ставящего для фестиваля Дианы Вишнёвой Context и труппы «Балет Москва».

Балеты Стравинского – тренд этого сезона. Только что прошли мировые премьеры разных балетов Стравинского в Мариинском театре и Пермском театре оперы и балета имени Чайковского, а после премьеры в «Стасике» к тем же балетам Стравинского летом обратится ещё и Большой театр…

«Петрушка» на шарнирах

Сама идея Алексея Франдетти использовать в балете про кукол собственно куклы, хоть и достаточно интересна и перспективна, тем не менее, конечно, не нова. В первую очередь для самого же Франдетти, который использовал кукол в опере Стравинского «Соловей» для Большого театра 2 года назад и тоже в копродукции с Центральным театром кукол Образцова. А вообще, еще 7 лет назад в том же Большом театре в балете Эдварда Клюга «Петрушка» тоже использовались аналогичные, гигантские куклы, активно задействованные в действии и танце, но тогда это были 5 разноцветных матрешек. 

Тут же танцовщикам противостоят не матрешки, а самые настоящие почти четырехметровые куклы (художник Виктор Никоненко), и их не пять, а аж 12. Как и в спектакле Клюга, они похожи на деревянных языческих идолов, но не только ликами как в спектакле Большого театра, а всем своим видом. Причем некоторые из них ещё и поднимаются в воздух.

Как и в спектакле Клюга, здесь задействованы и марионетки, но если в спектакле Большого театра они появлялись эпизодически и их движения осуществляли сами балетные артисты, то в спектакле Франдетти-Семенова движения марионеток - Петрушки, Балерины и Арапа - осуществляли по три на каждую марионетку кукловода театра Образцова. Причем специально поставлены подмены. Так, чтобы запутать зрителя, когда роли исполняют марионетки, а когда живые люди.

Кроме того, в спектакле Франдетти деревянные четырехметровые истуканы не элементы сценического оформления на подобие декораций, а практически действующие и даже танцующие наряду с артистами персонажи (внутри танцующих болванов, как и у Клюга, здесь находятся и управляют ими артисты миманса).

За основу постановщики взяли традиционное либретто, написанное Александром Бенуа совместно с композитором этого балета Игорем Стравинским для дягилевской труппы и её легендарных артистов Вацлава Нижинского и Тамары Карсавиной. И почти ни в чем от него не отступали. Разве только действие развивается в новом балете не на ярмарке: постановщики его перенесли в кукольную мастерскую, где куклы – Петрушка, Балерина и Арап - оживают и разыгрывают спектакль.

Да и Фокусника мы не увидим на сцене – он манипулирует куклами с помощью рук только на экране, который высвечивается над сценой на заднике. Причем гигантские куклы настолько занимают пространство сцены и концентрируют на себе внимание публики, что манипуляций Фокусника, да и сам этот персонаж, который по либретто и вовсе уходит из своей мастерской в самом начале действия, можно не заметить, и подумать, что действие обходится без него.

Начинается балет с видеоарта художника по видео Ильи Старилова – на занавесе-экране возникают гигантские куклы-истуканы, а когда занавес поднимается, точно такие же куклы материализуются на сцене.

К сожалению, балет «Петрушка» получился поверхностным и несколько схематичным. Концы с концами у постановщиков явно не сходились. Основная идея, сформулированная хореографом как «универсальная драма о мятежной душе, которая не вписывается в рамки общества» - провисала.

Одетый, как и кукловоды театра Образцова в черное, кордебалет из восьми девушек, которые то танцуют, а то и вовсе прыгают через прыгалки, и четырех парней в юбках-брюках; огромная танцующая шарманка на четырех ногах, надетая на головы и туловища двум артистам; гигантский игрушечный медведь; черт с размалеванной красным рожей (и медведь, и черт появляются и в балете Фокина); лошадь на велосипеде, да главные герои балета - вот действующие лица, наделенные не слишком сложной хореографией. Но и она в спектакле имеет чисто прикладное значение и оказалась фактически вытесненной со сцены режиссерскими придумками Франдетти в виде гигантских подсвеченных изнутри кукольных болванов, да марионеток в человеческий рост, водимых кукловодами.

А показать было что: похожий на Пьеро весь в белом и с белым колпаком Петрушка (Марчелло Пеллицони, в другом составе Георги Смилевски-мл.), нарочито стилизованная под глупенькую красавицу Барби с розовым ободком на светлых волосах Балерина в розовато-фиолетовой  пачке и колготках (Наталья Сомова, во втором составе Камилла Исмагилова) и нисколько не похожий на арапа, самовлюбленный качок Арап, целующий свои бицепсы и любующийся своим отражением в зеркале, светловолосый и весь сверкающий позолотой– копия игрушечного супермена Кена (Иван Михалёв, во втором составе Герман Борсай)… Все это было задумано интересно и остроумно, но на практике реализовано недостаточно, да и кукольные гиганты отвлекают внимание на себя. Так что все эти придумки своей цели не достигают и старания замечательных артистов, показать в танце историю своих героев, к сожалению, пропадает втуне…

Заканчивался балет, как и начинался, тоже на экране. Но заканчивался не как у Фокина криком ожившего Петрушки грозящего Фокуснику кулаком (фокинские движения, изображающие крик и угрозы, Петрушка тут делает почему-то в середине балета). После того как Петрушка, разобранный по частям, с оторванными конечностями, умирает на сцене (сломался? - почему умирает из спектакля понять невозможно), неумирающее киноизображение главного героя, скопированное с обаятельного итальянца Марчелло Пеллицони улыбается публике…

«Жар-птица» из мусорного ведра

Показанная во втором отделении «Жар-птица» разочаровала ещёебольше. Когда объявлялись планы театра в сентябре, над хореографией этого балета должна была работать Ксения Тернавская… Но что –то не сложилось и в результате «Жар-птицу» сочинял Кирилл Радев. Однако, довлеющий над спектаклем концепт Алексея Франдетти от этого, по-видимому, не сильно изменился. Вечер и задумывался как в первую очередь режиссерский проект. И Франдетти напридумывал тут кучу всего, что, однако, на пользу балету не пошло, а опять же, только отвлекало от него внимание.

Жар - птица тут тоже кукольная, весьма упитанная и размером с жирного индюка. Этого светящегося изнутри, алого, летающего птеродактиля тяжело носят по сцене с помощью тростей, аж четыре кукловода. В процессе спектакля кукольная Жар-птица материализуется в вылезшую из мусорного ведра-помойки балерину в красном клоунском парике, в красных обтягивающих коротких штанах и лифе (как и в балете «Петрушка» костюмы Екатерины Гутковской м Анастасии Пугашкиной), которые могут визуально изуродовать любую танцовщицу с не очень изящными пропорциями (на премьере пострадала исполняющая партию Жар-птицы Анастасия Лименько). Помойка эта – тоже материализовавшаяся с экрана компьютера корзина, в которую выкидываются ненужные документы. Как и «Петрушка», «Жар-птица» начинается с видеозаставки.

Тут от задумки Фокина, который и создавал либретто к этому балету по мотивам многочисленных русских народных сказок, вообще ничего не осталось. Франдетти решил придать балету современное звучание: некий «молодой архитектор Иван (партию исполнял Иннокентий Юлдашев) работает над проектом ЖК «Жар-птица» и творческий кризис доводит его до безумия. Как написано в синопсисе «выгорание доводит до трагического исхода». Человек буквально сгорел на работе заживо, причем не в фигуральном смысле, а в самом, что ни на есть прямом. Давшая ему прикурить зажигалку Жар-птица в лифе и трусах раздула из нескольких искр, которые по началу летают в офисе, пока она не появилась, настоящий пожар. При этом сначала пуляющего в неё ботинками, а потом доверившегося ей и влюбившегося в неё очкарика-архитектора Жар-птица, кажется не только придушила в конце, но, подобно вурдалаку выпила из него кровь (высосала творческую энергию).

Вместо девушек - подружек Ненаглядной Красы, в балете Фрадетти офисные работницы в черных одеяниях и черных очках, как злобные фурии домогаются архитектора, но не добившись, преследуют его; вместо поганой нечисти Кощеева царства, кикимор, да билибошек и их «Поганого пляса», появляются танцовщики в противогазах, которым архитектора отдают на растерзание офисные работницы. А место Кощея Бессмертного занимает огромный спрут или осьминог с механическими руками-рычагами по бокам - электронная кукла с вращающимися красными глазами – лампочками, синим вентилятором и шестью прозрачными шлангами вместо щупалец из которых идет задымление.

Явно обескураженный хореограф пытался эту махину хореографически как-то приподнять. Но безуспешно. Получалось это скучно и неинтересно, и еще хуже, чем у Константина Семёнова, показавшего в своей хореографии хоть какие-то проблески. Махина оказалась неподъёмной и нежизнеспособной.

Оптимистическим в новой «Жар-птице» получился только финал: стилизованный под фокинскую хореографию и одетый в костюмы Бакста и Головина дуэт в исполнении изящной и эффектной Анфисы Ощепковой и артистичного Романа Шевченко (перспективных артистов, недавних выпускников эйфмановской академии) произвел большое впечатление. Обыграно это было как видение сошедшего с ума Ивана. Показывая его под сказочный апофеоз музыки Стравинского, постановщики по сути расписались в своем творческом бессилии: ничего лучше хореографии и задумки Фокина они придумать так и не смогли…

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...