Срочные новости раздела
Томик Пушкина в солдатском вещмешке и подлинник «Катюши» Исаковского

Томик Пушкина в солдатском вещмешке и подлинник «Катюши» Исаковского

Столичный Государственный музей А.С.Пушкина после «гостевой» выставки о спасении культурных ценностей Ленинграда в условиях блокады, о которой писал «МК», в формате «онлайн» представил «Пушкинские издания времен Великой Отечественной войны». Оказалось, что, несмотря на нападение сильного и жестокого врага, в 1941 году в серии «Школьная библиотека» вышли в свет «Цыганы»/«Медный всадник», в 1942 году в Москве и Ленинграде издали избранную поэзию, в 1943-м «Детгиз» выпустил тираж «Повестей Белкина», и, наконец, в 1944-м вышел роман в стихах «Евгений Онегин». Причем эти книги как духовная подпитка нужны были не только мирным гражданам и жителям тыла. Крайне востребованными томики небольшого формата стали в войсках. Они оказывались в солдатских вещмешках вместе с сухпайками и были таким образом приравнены нашими бойцами по ценности к хлебу и запасу патронов.  

Такие же компактные, размером чуть больше пачки сигарет или современного смартфона, сборники духоподъемной фронтовой поэзии и песни показали и в ГМИРЛИ им. В.И. Даля.

Речь о «карманных» изданиях «Василия Тёркина», «Ленинградского дневника» Ольги Берггольц, «Отечества героев» Светлова, фронтовой поэме Исаковского «Сын артиллериста», «Стихах о войне» Ильи Эренбурга и других шедеврах, рожденных страшными и великими событиями 1941-1945 годов.

Куратор выставки, ведущий научный сотрудник ГМИРЛИ Олег Николаев пояснил, что поэзия о войне, помимо издания отдельной книгой, могла стать песней, частью агитплаката (на которых печатали двустишия, четверостишия и объемные поэтические произведения, зачастую в сопровождении картинок, то есть в виде советского «комикса»). Также стихи могли быть прочитаны автором по радио (нередко до официальной публикации), перед солдатами на фронте или в госпитале. Но даже самая тиражная по тем временам форма существования стихотворения - публикация в газете – не могла сравниться с уходом созданного конкретным человеком произведения в «народ», когда его переписывали в тысячах фронтовых альбомов, цитировали в миллионах писем с фронта. И даже переделывали по законам народного творчества, которое не знает автора и окончательной редакции.

Чтобы у посетителей наворачивались слезы, музею не обязательно экспонировать фотографии сожженных деревень, или горы тел замученных фашистами мирных граждан. «Звуковую волну» ВОВ можно ощутить иначе - через пожелтевшую вырезку из «Красноармейской правды» с первыми главами «Тёркина» или газетную страничку с «Рассказом танкиста» Твардовского:

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить…

Или увидев в стеклянной витрине подлинник автографа «Катюши» Михаила Исаковского или акварель «Возращение с войны» Кустодиева 1944 года (!). На ней советский солдат, потерявший ногу, опираясь на костыли, идет к родному дому.

Напомнил Гослитмузей и о своей исторической миссии – работе по сбору фольклора, в результате которой были записаны и систематизированы 650 народных песен, почти тысяча частушек, свыше семисот солдатских «самодеятельных» стихотворений.

В завершении приведем полукомичный случай. Оказывается, в 1942-м году Твардовскому написал настоящий Тёркин, артиллерист, командир взвода, сражавшийся с захватчиками на Западном фронте. Но только звали его Виктор Васильевич, и чтобы привести поэму в соответствие с реальностью, боец просил «переименовать» Василия в Виктора. Такая «обратная связь» с читателями ни одному нынешнему стихотворцу даже не снилась.

Кстати, база «Память народа» по запросу «Виктор Васильевич Теркин» выдает почти шестьсот результатов. Нашлись и сотни Василиев Тёркиных: рядовые, сержанты, награжденные медалями и орденами, получившие ранение…. Но именно Василий Иванович Тёркин (такое отчество упоминается в поэме) оказался всего один. 1903 года. Рядовой. Работник завода №562 был разбронирован и призван в Москве, но потом, судя по всему, признан негодным к службе.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...