Срочные новости раздела
Последний советский аристократ:  не стало народного артиста СССР Олега Стриженова

Последний советский аристократ: не стало народного артиста СССР Олега Стриженова

Поражает, что при таких данных, при всей бешеной популярности с того момента, как он появился на экране в картине «Овод» (1955 год), когда женщины ради него готовы были на всё, фильмография артиста насчитывает не более тридцати картин, а самых известных меньше десятка. И счастье, что он совпал со временем, которому нужны были не только воины-победители, не только опаленные войной мужики, но и романтические герои. Как символ красоты послевоенного мира, надежды, что он будет лучше, справедливее, честнее.

Время ждало героя, и герой пришел — родом из семьи военнослужащего, родившийся в далеком Благовещенске. Мальчик подавал большие надежды в изобразительном искусстве и в сороковых уехал в Москву, где поступил на художественно-бутафорский факультет художественно-технического училища. Уже потом, став актером, он будет продолжать рисовать. Однако судьба готовила к славе не художника, а актера.

Учился в Щуке у прямого ученика Евгения Вахтангова Иосифа Толчанова, который сам был прекрасным характерным актером, но сразу понял амплуа Олега Стриженова — героя, и не ломал его. Его герой был голубоглаз, со светлыми рыжеватыми волосами, словом, хорош собой. Но если бы его внешние данные, данные ему от рождения, не совпали с внутренними, то Стриженов просто бы пополнил ряды красивых ординарных артистов.

Но Стриженов был исключительным. И эта исключительность шла изнутри: какой-то внутренний свет, благородство, порыв, честь читались в его лице. Первая роль — Артур в картине «Овод». И трудно было в 1955 году найти мальчишку, который бы не хотел подражать Артуру, пожертвовавшему своей жизнью ради свободы родины. Высокие идеалы, жертвенность, преданность и честность… Ох, как громко звучали эти слова, но их с экрана произносил невероятной красоты молодой человек, чьи глаза горели огнем и ни на секунду не позволяли усомниться в чистоте его помыслов и честности поступков.

Свой невероятный успех молодой Стриженов закрепил через год в картине «Сорок первый», где сыграл белогвардейского поручика Говоруху-Отрока. А Марютка, классово чуждый ему элемент в исполнении Изольды Извицкой, всё ругала его «рыбьей холерой» и любила его голубые глаза. Но ярость революционного времени не помешала ей произвести выстрел в возлюбленного. Сорок первый по счету.

В его биографии было четыре театра: Русский драматический в Эстонии, Александринский, Театр-студия киноактера и, наконец, Московский художественный театр, который в середине шестидесятых был един и неделим и носил имя писателя Максима Горького. Здесь Стриженов прослужил чуть более десяти лет, здесь сыграл свои лучшие роли — Треплева, Тузенбаха, Глумова.

— Меня только что приняли в труппу МХАТа, я ввелась в «Три сестры» на роль Ирины, а Тузенбаха играл Олег, — рассказывает народная артистка РФ Светлана Коркошко.

— Но Тузенбах у Чехова, как говорят сестры, очень некрасив.

— В том-то и дело, что Олег в жизни не был так красив, как на экране. Рыжеватый, белесый… Тузенбахом он был замечательным. И буквально через несколько месяцев Борис Ливанов начал ставить «Чайку» — это была моя первая дебютная роль во МХАТе. Я — Нина, он — Треплев. Он был на пятнадцать лет старше меня, звезда, от которой все теряли голову. Но ни когда мы репетировали, ни когда играли, этой звездности я не ощущала. Мне с ним было легко.

Он женился на моей любимой подруге Любочке Лифенцовой (мы обе с Украины), поэтому наши отношения были почти родственными. И мой муж Владимир Салюк (актер, режиссер, сценарист) как-то предложил Олегу сыграть роль циника Суслова в «Дачниках». «Я не могу, Володя, пойми, я — герой, мне нельзя», — сказал тогда Олег Володе. Он действительно был герой и очень берег свое реноме.

В его биографии есть кинокомедия «Его звали Роберт», где у него две роли — ученого, разрабатывающего новый тип робота, и самого робота по имени Роберт. Так этот Роберт, постоянно попадавший в истории, при всей их комичности, оставался героем с трагическим финалом. И все это Стриженов блистательно сыграл.

— Как он ощущал себя в театре, ведь славу ему принес именно кинематограф? Театр для него был номером два?

— Конечно, главным в его жизни было кино, а после обоймы его блистательных ролей 50–60-х годов кино у него такого уже не было. Поэтому он не скрывал, что театр не то что номер два, но кино есть кино. Впрочем, это никогда не отражалось на его работах в театре.

Актер МХТ Виктор Кулюхин:

— Когда я учился в школе-студии МХАТ, мы, студентами, участвовали в массовке спектакля «Без вины виноватые». Он шел в филиале театра на улице Москвина, и я был поражен тем, что увидел Олега Александровича в одной большой общей гримерке. Нам-то казалось, что ему как звезде полагается отдельная гримуборная, а тут… Я увидел веселого, жизнерадостного человека, который шутил, был таким простым. И играл он потрясающе Незнамова — мы стояли в кулисе, смотрели на него, открыв рты, — кумир, настоящий герой, а он — вот же, рядом. Я смотрел и думал, что никогда таким не стану, как он. И не стал. Но имел перед глазами такой пример, такой образец.

По воспоминаниям Светланы Коркошко, Олег Стриженов был очень гордым и очень свободным человеком.

— Я помню, как ему в коридорах МХАТа сделала замечание старая актриса Анастасия Платоновна Зуева. Она его спросила: «Почему вы со мной не здороваетесь? Я, между прочим, народная артистка СССР» — «Да я тоже не пальцем деланый», — ответил Олег. Для меня, молодого существа, только что принятого в великий театр, это был шок. Но потом, узнав Олега ближе, поняла, что такой ответ не был наглостью. Просто он был абсолютно свободным, независимым и очень гордым. Сейчас вот читаю в воспоминаниях своих коллег, что люди на «Мосфильме» ходили по стенке, когда он появлялся там. Ну, не знаю… Во МХАТе ничего подобного не было. И никаким он для нас, молодых, не был Олегом Александровичем, а просто Олегом. К тому же театр (во всяком случае, того времени) звездность не поощрял — дело было важнее.

У него было потрясающее чувство юмора, я бы сказала, такое острое. Как-то он сделал на меня шарж: я изображена такой большой, с формами, а в ногах у меня валяется маленький муж — Володя Салюк. Не потому что подкаблучник, а просто всегда имел мальчишеский вид.

Стриженов прекрасно рисовал. Старый мхатовский гример Анатолий Чирков, который гримировал всех корифеев, рассказывал, что Стриженов сам себе придумывал гримы, сам гримировался. А уж какие портреты он рисовал…

Я сейчас, когда пересматриваю с ним фильмы, думаю: «Боже мой, какой артист, какой герой — и лицо, и нутро, такому делать ничего не надо». И знаете, он на удивление умел прекрасно управлять своим лицом: знал все его достоинства и недостатки. Он романтический герой, родившийся в нужное время и воспользовавшийся этим на сто процентов.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...