Срочные новости раздела
Корни прошлого, крылья будущего: новый взгляд на авангард художника Чернова

Корни прошлого, крылья будущего: новый взгляд на авангард художника Чернова

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на Шаболовке расположена близ легендарной Шуховской башни, в сердце экспериментальной конструктивистской застройки 1920-х годов — жилой массив признан памятником архитектуры. Район коммун (а не коммуналок) с его доминантой, вдохновившей Алексея Толстого на роман «Гиперболоид инженера Гарина», в начале ХХ века стал символом нового мира, культуры, жизни. Большой романтической мечты с космическим потенциалом. Спустя сто лет после его строительства и несколько десятилетий после распада Советского Союза это место остается «почвой» для новых идей с богатой корневой системой. Не случайно на выставке «Играя в авангард» многие объекты имеют корни — в прямом смысле слова. Центральной инсталляцией стал трехметровый арт-объект «Икар. Квазиплан», пустивший корни в пол, где сошлось много ассоциаций. С одной стороны — у объекта есть крылья, которые напоминают о космических идеях Константина Циолковского и философии Николая Федорова, то есть не только о стремлении выйти за пределы Земли, но познать тайны мироздания. Сергей Чернов своим проектом повторяет эту попытку, но уже из ХХI века, с учетом художественного опыта ушедшего столетия.

Не случайно на выставке много отсылок к модернистской традиции ХХ века, в диалоге с которой постоянно находится автор. На входе, в фойе галереи, встречают версия памятника «Рабочий и колхозница» и фигура, держащая высоко над головой «Спутник-1» — первый в мире искусственный спутник, запущенный на орбиту в 1957 году. Скульптуры полны супрематической условности и напоминают «фигурины» Эль Лисицкого, что должны были действовать вместо актеров в опере «Победа над солнцем», которую ученик Малевича собирался поставить в 1920-х годах, но не смог осуществить. Из этой «серой зоны» (стены выкрашены в этот цвет — в космической терминологии термин означает бездействующие аппараты, остающиеся на орбите) зритель попадает в темный коридор, где сияет большая звезда, сколоченная из дерева и «украшенная» лампочками Ильича в советских керамических патронах, некоторых из которых пусты. Это еще одна ссылка на космизм, которую дополняет оригинальный портрет Циолковского, что мы находим сразу на выходе из черной зоны в белую. Пять изображений ученого со взъерошенными волосами, как на знаменитой «мемной» фотографии Эйнштейна, венчает «Черный квадрат», сложенный из пустых алюминиевых банок. Циолковский озорно взирает на серию объектов, играющих в авангард, большинство из которых Сергей Чернов создал специально для выставки.

Некоторые инсталляции когда-то были представлены в разных проектах по всей стране, но утрачены по разным причинам. Многие художник создавал для уличных проектов, и они не выдержали погоды и человеческого фактора. Поэтому на ряде этикеток можно найти неожиданную датировку, вроде 2013–2024, где первая дата обозначает момент рождения арт-объекта, а вторая — его восстановления. В этом бытовом моменте тоже есть символизм — русский авангард так же был предан забвению, заклеймен «формализмом» и восстал, словно птица Феникс, доказав свою ценность и актуальность. Сегодня общепризнана идентичность русского искусства (то, что открыли мы, а не подсмотрели за бугром), явленная в иконописи и авангарде, имеющих много общего. Если всматриваться в иконописные облачения святых на русских иконах, то там найдется та же графичность и линейность, которая в ХХ веке проявилась в искусстве супрематистов и конструктивистов. Прямых отсылок к православной эстетике у Чернова нет, но есть к народной. Такова супрематическая русская печь, представленная в виде небольшой модели внутри витрины-колонны, которая походит на архитектон Казимира Малевича. Печь не только связывает далекие времена с днем сегодняшним — как национальный код. Это еще и многофункциональный объект, который использовался в старину для готовки, обогрева, как кровать и баня. То есть в нем заложены те же качества, что в конструктивизме. При этом это и глубоко мифологизированный и символический предмет обихода с сакральным смыслом. Не случайно напротив печи расположился арт-объект «Спираль», представляющий собой деревянное панно с небольшими дырочками, сквозь которые лучится свет, превращая простую фанеру в звездное небо. Уникальность национального искусства была и есть как раз в этом соединении простоты и глубины, функциональности и метафоричности.

— Русский авангард — нечто большее, чем общие модернистские корни, — уверен Сергей. — Это культурный феномен, всегда означающий поиск новой национальной идентичности и прежде всего исключительный модус художественного конструирования. Актуальность исторического авангарда особенно отчетливо просматривается именно сейчас, когда культура руинируется, обнажая неожиданные свои пласты, сокрытые доселе смыслы и значения. По-новому раскрывается тайная связь времен.

Не случайно финалом выставки становится «Птичий мост», где между двумя супрематическими скворечниками вырастает длинная перекладина — этот мостик про связь времени и поколений. А в качестве послесловия художник представляет «Капсулу времени»: под «Черным квадратом» с изображением чеки-открывашки, что называется SOT (stay-on tab), или по-русски «остающееся ушко», есть пространство с посланием следующим поколениям исследователей авангардного кода загадочной русской души.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...