Срочные новости раздела
Сергей Безруков расследовал бунт Пугачева: в Губернском театре поставили повесть Пушкина

Сергей Безруков расследовал бунт Пугачева: в Губернском театре поставили повесть Пушкина

Переживать, а не посмотреть, — я бы так сказала о зрительском самочувствии на спектакле «Капитанская дочка». Автор инсценировки Анна Матисон перевела прозу в жанр расследования — оно сразу исключает повествовательный характер действия и наличие фигуры рассказчика. Рассказчиками, собственно, здесь являются чуть ли не все: Петр Гринев, его денщик — дядька Архип Савельич, капитан крепости Миронов Иван Кузьмич с супругою Василисой Егоровной, их дочь Маша, офицер-предатель Алексей Швабрин. А также сам Емельян Пугачев и поднятые им на штурм военных гарнизонов казаки — и сами казаки из массовки.

Допрос на авансцене ведут чины по следственному ведомству — генерал Маврин (Сергей Вершинин) и капитан (Алексей Фролов): в приглушенном, мрачноватом свете один задает вопросы, другой фиксирует ответы.

— Когда вы прибыли в крепость?

— В каких отношениях состояли с бунтовщиком Пугачевым?

— Почему скрыли свою связь с…?

И так далее, и так далее…

Слова допрашиваемого Петра Гринева подтверждают другие персонажи — участники, очевидцы трагических событий, которые на сцене тут же и реконструируются — эпизодом, репликами персонажа из прошлого, развернутыми сценами, в том числе и музыкальными. Так постепенно, из разноразмерных фрагментов, вырисовывается картина жизни гарнизона Белогорской крепости — куда прибывает молодой прапорщик Гринев (Олег Савостюк), полный надежд и устремлений, — и казацкого мятежа. Причем последовательность эпизодов, тщательно фиксируемых следствием, не имеет значения: вопрос подследственному задан по факту произошедшего — ответ становится иллюстрацией.

Напряжение, продиктованное жанром расследования, по мере раскрытия сюжетной линии нарастает, усиливается и за счет музыки Александра Биллиона. Ощущение большой неуправляемой массы, страшной и, как известно по истории, беспощадной, сохраняется не только на сцене, где режут, расстреливают и вешают, подменяя в последний момент актеров манекенами. Страх сохраняется и за пределами сцены: зритель не замечает, как сам оказывается втянут в мятеж. Кому-то в четвертом ряду на голову уже нахлобучивают казацкую шапку, и со сцены к этим «своим» устремляется орава казаков, опьяненных победами…

Сценография Максима Обрезкова, без которого теперь не обходится, кажется, ни одна столичная премьера, имеет вид грубого дощатого помоста, поднятого под резким углом к залу и накрывшего сцену, отчего та сама как будто взбунтовалась — чернотой по горизонту.

В эпицентре событий оказались два юных существа с их первой любовью. Сентиментальная линия повести в инсценировке тоже выдержана в духе интриги, которую разрешит лишь сама императрица Екатерина II (как у Пушкина) — во втором акте она лично поведет допрос (а это уже по Матисон). Но условность, взятая за принцип, разрешает постановщикам многое: им веришь.

Первая любовь героев опалена огнем, подвергнута испытанию жестокими сценами, которые разворачиваются во время показаний — прапорщика Гринева ли, пощадившего ли его бунтовщика или какого другого персонажа. Схватка Гринева со Швабриным, где первый в силу неопытности обречен на поражение, захватывает, как какой-нибудь киноэкшн. В Губернском бьются не по-детски, и тут «браво» постановщику боев Айдару Закирову: энергия сцены перебрасывается в зал, вызывая бурю эмоций. Когда Гринев упал, и Швабрин занес над ним шпагу, чтобы нанести смертельный удар, сидящая рядом со мной девушка испуганно закрыла лицо руками, и было слышно, как она всхлипывает.

Впрочем, за истинно маскулинным зрелищем режиссер Безруков не забывает главной темы, и она настойчиво прорастает в сценической борьбе: береги честь смолоду, и служба Отечеству превыше всего. Не в одних фразах Гринева-старшего как представителя старшего поколения дворянского рода, а в поступках сына его, который постоянно оказывается перед выбором: жизнь ценой отречения от присяги, счастье ценой предательства… И именно это играют актеры: Олег Савостюк (прапорщик Гринев), Александра Лукьянова (Маша Миронова), Антон Соколов (Алексей Швабрин). Для студентки третьего курса ВГИКа Саши Лукьяновой это яркий дебют. Степень искренности ее чувств поразительна, и с учетом ее небольшого опыта понимаешь, что опору в роли будущая артистка ищет не в технике, а в подлинных чувствах. В паре с Олегом Савостюком на сцене — красивая пара.

Удивительный образ Емельяна Пугачева получился у Дмитрия Карташева: выразительное, крупной лепки лицо, физическая и внутренняя мощь исходит от этого артиста. Постановщик усилил его роль текстом Пушкина из его же монографии «История Пугачева».

Однако свой брутальный и яростный спектакль Сергей Безруков заканчивает на тихой и в прямом смысле слова воздушной ноте: все, кто находится на сцене (а это не менее двадцати пяти человек), вереницей потянулись прямо в зал вслед за монументальной фигурой русской царицы, которая управляет… полетом воздушного змея. И самый обычный бумажный змей в руках монаршей особы рифмуется со змеем, который запускал ее верноподданный Петруша Гринев в первом акте, не зная, какую участь ему уготовили небеса. Впрочем, такой поход верховной власти в народ вселял надежду в то, что когда-нибудь между этими двумя полюсами исчезнет вечно-непреодолимая пропасть.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...