Срочные новости раздела
Из жизни позывного Тишина: впервые на сцене «Современника» показали СВО без купюр

Из жизни позывного Тишина: впервые на сцене «Современника» показали СВО без купюр

Всегда немного боязно отправляться на такой спектакль: тема СВО, которая рядом, на уровне Курской области, еще по-настоящему не осмыслена, чтобы в литературе приобрести объем и не выглядеть патриотической поделкой. А такие стали появляться. Но это не для театра Владимира Машкова, на здании которого на Садовом кольце первой появилась георгиевская ленточка, уложенная в букву Z. Поэтому ТОТ и его лидер вне подозрений.

В фойе среди зрителей встречаем молодого человека в джинсах, в белом свитере, зовут Артем — это его история легла в основу спектакля «Позывной Тишина». Парень как парень — улыбчивый, немного стесняется обрушившегося на него внимания. Признается, что второй раз пришел на спектакль.

— Ну и как вам?

— Немножко странно смотреть на себя со стороны. Но все это правда. Все это было со мной.

Зал Другой сцены полностью заполнен. Владимир Машков, вышедший к публике, говорит:

— Слово «воля» в русском языке очень многозначное. Воля как черта характера (волевой человек). Воля — это и желание (моя воля). И воля — свобода (вольный человек). И именно доброволец и составляет эту основу — силу, желание и свободу. А с тем, что произошло и как разворачивались эти события внутри одного человека, — практически монолог. С миром, с собой, со страхами, с победами, поражениями. И, наверное, главное в этой истории — понимание. Как в старом советском фильме «Доживем до понедельника», где мальчишка написал в сочинении: «Счастье — это когда тебя понимают».

С первой минуты на совсем небольшом пространстве разворачиваются боевые действия. Автоматные очереди, взрывы, командир Батя (Дмитрий Бродецкий) орет, точно глухой. Поначалу это раздражает, а потом доходит — там, за ленточкой, чтобы тебя услышали, надо перекричать звуки войны. Маскировочная сетка. Фурки защитного цвета, которые бойцы гоняют с места на место.

Белый занавес, слева немного перекрывающий часть сцены, работает экраном, по которому бегут надписи: они, как хлопушка на съемочной площадке, отбивают один эпизод от другого. Эпизоды из жизни позывного Тишина. И Москва побежит по этому простынному экрану с ее цветными красотами, и обожженный Донбасс с его черно-белой разрухой.

А жизнь Артема вроде бы обычная, но было в ней что-то героическое — служил в МЧС, спасал людей и даже по этому случаю засветился однажды по телевизору, хотя от смущения перед камерой сморозил глупость. Ждал очереди на квартиру, мечтал с Галей завести семью, детей, но потерял работу (не промолчал, когда все промолчали), а его Галя, поняв, что квартира ей теперь не светит, ушла. Жестко так, без лирики: без квартиры какая такая любовь?

Мирная и военная жизни на сцене не сменяются, а кажется, налетают друг на друга на скорости, сцепляются в смертельной схватке, разлетаются. Работают свет и тени, последние добавляют зыбкость происходящему. Задействована пиротехника, всё на сцене искрит, дымит, гремит, вызывая ощущение, как оно может быть там, где не дай Бог оказаться. Это уже бой, а за двадцать минут до него в тишине разговор бойцов, который заканчивается убийственной фразой: «Пацаны, к ним в плен — не вариант».

Но в пьесе Олега Антонова в постановке молодого режиссера Севастьяна Смышникова за огнем и свистом пуль все значительно глубже, острее, горячее. За каждым эпизодом, как за поворотом, не утверждение, и не всегда ответ, а вопрос. Те самые вопросы, которые не очень-то принято задавать или обсуждать публично, особенно в театре, куда люди большей частью приходят отвлечься от навалившихся проблем, отдохнуть — имеют право.

Но вопросы никуда не уходят, а множатся, если на них не отвечать: за что воевали в Великую Отечественную, понятно, а за что теперь? У Бати в блиндаже есть ответ, а у других? Кому нужен доброволец без ноги, а то и без двух? Как вернуться в мирную жизнь и что в ней делать, когда наступает тишина? И так далее до бесконечности…

Артем потерял девушку Галю, на СВО — ногу. В госпитале в Москве познакомился с Катей, проговорили час — поняли, что обрели друг друга. Она развелась, поженились в Питере, где заведующая загсом, войдя в положение военного человека, зарегистрировала их в один день. Они уехали в Крым, где наступила тишина, от которой он, привыкший к другому звуку, не знал куда деться, начал пить — круг замкнулся. Посттравматический синдром все чаще давал о себе знать. Артем оказался на краю.

Борьба с врагом и с самим собой. Реальность и галлюцинации. Потери и обретения — такой путь проходит герой пьесы «Позывной Тишина», а вместе с ним и зрители. Эмоции зашкаливают, слезы наворачиваются на глаза — так просто, талантливо и, главное, честно рассказана и прожита эта история.

В спектакле заняты в основном актеры Театра Табакова, но в главной роли Николай Клямчук, которого в «Современник» еще принимала Галина Борисовна Волчек. В его игре и легкость, и простота, и отчаяние — не картонный, живой человек, который победил даже не врага, а прежде — самого себя. Хеппи-энд? Судя по Артему не сценическому, да, он счастлив — его поняли. А как у других таких Артемов, Сергеев, Иванов…

Так получилось, что, готовясь к спектаклю, Севастьян Смышников сам параллельно снимался в фильме «Свои», где рассказывается подлинная история гибели нашего разведбатальона. Съемки и непосредственное общение с участниками СВО, у которых еще надо заслужить доверие и которые учили его в полном боекомплекте рыть траншею, так называемую «лисью нору», без сомнения, помогли ему в работе над «Позывным Тишина».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...