Срочные новости раздела
В музыкальном театре минувшего сезона много плакали и громко смеялись

В музыкальном театре минувшего сезона много плакали и громко смеялись

Евгений Писарев - стахановец

По меньшей мере три оперных премьеры стали настоящими украшениями сезона: «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини в «Геликоне» в постановке Дмитрия Бертмана и маэстро Марко Боэми, «Адриана Лекуврёр» Франческо Чилеа в Большом театре (дирижер Артем Абашев, режиссер Евгений Писарев) и «Не только любовь» Родиона Щедрина в МАМТе (дирижер Феликс Коробов, режиссер Евгений Писарев). Очевидно, что Евгений Писарев отметился дважды. Справедливости ради отметим, что Писарев выпустил еще одну премьеру – «Почтальон из Лонжюмо» Адана в Новой Опере. Три оперы за сезон в трех оперных театрах для одного драматического режиссера – это поистине стахановские масштабы. Но не количеством единым… На самом деле и «Не только любовь», и «Адриана» - спектакли, которые стали крупными музыкальными событиями.

«Мадам Баттерфляй» Дмитрия Бертмана, завершившая сезон, стала еще одной его вершиной, заставив зрителей плакать, не скрывая слез, что в современном театре, в основном постмодернистки-циничном, является большой редкостью.

Алексей Франдетти – провокатор

Если музыкальный сезон обойдется без Алексея Франдетти, то это не музыкальный сезон, а непонятно что. Вот и на этот раз, начав в «Ленкоме» свой театральный год с хип-хоп-мюзикла «Маяковский», Алексей завершил его джазовым «Кабаре Пушкин». И на этом исчерпал «Ленком», покинув пост главного режиссера, который он занимал в течение двух лет. Батлы между Есениным и Маяковским в мюзикле «Маяковский», как и противостояние Моцарта и Сальери в «Кабаре Пушкин» (спектакль сделан по маленьким трагедиям великого русского поэта) - детский лепет по сравнению с батлами вокруг этих спектаклей. Одни (автор этих строк в их числе) выражают полное принятие и даже восхищение, другие размазывают творчество Франдетти по асфальту. Правых и неправых здесь быть не может. Но, хотя Франдетти работает преимущественно в жанре мюзикла, накал страстей провоцирует поистине оперный.

«Золотая маска»: что-то про кондитера и монпансье

Театральный фестиваль «Золотая маска», бодро приступивший к обновлению идей, форматов и личного состава, провел награждение номинантов. Интрига заключалась в том, что номинантов определял еще старый экспертный совет – тот самый, чьи идеи, форматы и личный состав подверглись принципиальной критике за ангажированность и апологию чуждых жанров, стилей и гражданских позиций. А вот жюри было уже новым. И его члены, казалось бы, должны были бы обладать новым взглядом на явления музыкального искусства, так сказать в свете новых решений съезда. Имеется в виду съезд СТД. Но, видимо на нервной почве, музыкальное жюри под председательством Вячеслава Стародубцева присудило премию за лучшую работу композитора … Дмитрию Курляндскому, который в первые же дни после начала СВО покинул страну и неоднократно выступал с осуждением внешней и внутренней политики России. Про качество номинированной музыки промолчу – нужно иметь слишком специфические музыкальные предпочтения, чтобы считать подобный опус «лучшей театральной музыкой» в России. Курляндский, в отличие от севших в лужу судей, изящно воспользовался ситуацией, публично от премии отказавшись и назвав ее «гримасой системы, уничтожающей театр». Так что золотомасочным обновленцам придется дальше как-то с этой гримасой жить.

Константин Богомолов – оперный маньяк

Феномен Константина Богомолова в целом пусть обсуждают театральные критики и политологи. В музыкальном театре у него своя особенная роль - еnfant terrible. Порой кажется, что режиссер, на плечи которого взвалена серьезная миссия, связанная с идеологическими манифестами, обличением врагов, а также руководство двумя театрами, в оперном жанре просто отдыхает. Отдохнул он в минувшем сезоне в "Новой Опере" на вагнеровском «Летучем Голландце», что называется, по полной программе. На Бали даже дачники так не отдыхают. Любимый ход Богомолова в опере – вывести героя в образе маньяка. В своем новом спектакле образ этот достался, натурально, самому Голландцу и расцвел всеми цветами, вернее, капустными листьями. Чего тут только нет: и перевод текста либретто с использованием советских песенных стихов, и разбившиеся на самолете артисты Московской оперетты, и отрезанные руки-ноги, и участие вагнеровских персонажей в Грушинском фестивале… Всего не перечислишь. Хочется, чтобы режиссер не терял своего «инфантерибльского» градуса и выдал в следующем сезоне чего-нибудь погорячее. 

Молодые режиссеры – консерваторы

В этом году Шестой конкурс молодых оперных режиссеров «Нано-опера», который проводится в «Геликоне» вот уже 12 лет (один раз в два года), ясно показал смену курса в оперной режиссуре. Если раньше для участников конкурса было естественным и органичным шокировать жюри своими экспериментальными «решениями», то сейчас, если они и прибегают к эпатажу, то скорее вынужденно, потому что «так надо», потому что жюри надо удивить. А удивить жюри все сложнее и сложнее: ведь костяк его сохраняется, члены жюри сами взрослеют, многие – мудреют и вяло реагируют на «режоперские» хулиганства.

Да и сами участники явно пресытились подменой смыслов, которой судящие их мэтры баловались в былое время. Все больше и больше конкурсанты, которые являются реальным и весьма близким будущим русского оперного театра, в своих конкурсных работах предлагают вполне традиционные решения. С одной стороны, это снижает градус шоу, которое нередко превращалось в скандально-веселый оперный капустник. Но с другой, делает соревнование намного более глубоким и профессиональным. Итог конкурса оптимистичен: грядет умное и талантливое поколение оперных режиссеров, способных раскрыть классическую партитуру при помощи своей личности, а не свою личность при помощи партитуры.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...