Срочные новости раздела
Супрематическая репка и Дюймовочка в телефоне: в сокровищнице Казани показали «Всякие сказки»

Супрематическая репка и Дюймовочка в телефоне: в сокровищнице Казани показали «Всякие сказки»

В «сокровищнице» Казанского Кремля немало интересных проектов, а путь к новому лежит через выставку одного из самых прославленных мастеров республики Татарстан Хариса Якупова. Он известен не только своим творчеством, именно Якупов аккумулировал строительство выставочного здания на территории Казанского Кремля, которое ныне занимает галерея «Хазинэ». Арт-площадка входит в структуру Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, пожалуй, главного музея казанского художественного музея, где, помимо прочего, хранится лучшая в России коллекция работ Николая Фешина, мастера с мировым именем и уроженца Казани. Выставка Фешина, кстати, сейчас идет в одном из залов «Хазинэ» и там тоже есть мистические и сказочные мотивы. Есть они у Якупова – отдельный зал посвящен его иллюстрациям к детским сказкам. То есть, прежде чем прочитать новую мифологию, зрители видят классику, как «Царевна-Лебедь», «Руслан и Людмила» или татарская и башкирская народная сказка «Камыр-батыр». А проект «Всякие сказки» посвящен еще одному классику – художнику Леониду Кузнецову, деду Анастасии Кузнецовой-Руф, на книжных иллюстрациях детских сказок которого выросло несколько поколений. 

В новом прочтении сказочной темы легко узнать первоисточники, но каждый переосмыслен в контексте нового времени. Легендарная группа «Синие носы» перевоплощаются в трех богатырей, только – в отличие от васнецовского сюжета –художники одеты в супрематические цвета авангарда. На фоне русского поля они строят Змея Горыныча из фанерных квадратов и линий, тем самым соединяя одну классику с другой и помещая ее ироничный постмодернистский контекст. Владимир Дубосарский обращается к дорогому ему сюжету нижегородской резьбы: мифические лица изображены с фотографической точностью и чем-то напоминают смайлики, которыми сегодня мы ежедневно обмениваемся в сообщениях. Книга с оригинальными рисунками десятилетиями хранилась в его семье, художник часто листал ее в детстве и обращается к ней регулярно по сей день. Александр Виноградов, который почти 20 лет выступал дуэтом с Дубосарским, напротив, пишет просто, нативно, в духе наивного искусства. Он, например, обращается к сказке о Колобке, только вот не вырисовывает лицо ожившего кругляшка теста, оттого оно напоминает солнце, которое катится по лесной тропинке. Другая акварель рисует волшебный лес, в который мы заглядываем через «окошко» между ветвей. В этой недосказанности считывается аллюзия на сюрреалистический метод Рене Магритта: Виноградов тоже предлагает дофантазировать историю, тем самым делая зрителя соавтором своего произведения.

Константин Звездочетов пишет Карлсона в роли шведа, летящего над Полтавой, скрещивая карикатурный жанр с мультипликационным. Екатерина Белявская представляет метафорические карты, где знакомые герои смотрятся совсем иначе: Кащей Бессмертный молод и брутален и играет с нами в шахматы, у Царевны Лягушки на спине на тату с сердцем, пронзенным стрелой, Марьюшка делает селфи с блюдечком, по которому катится наливное яблочко. Дарья Котлярова изображает то же яблочко на серебряном блюдце надкусанным, напоминая об известном мировом бренде, который изменил реальность конца ХХ-начала ХХI веков. Тимофей Смирнов пишет закрытые книги, где белым по черному можно прочесть названия новых преданий: «Сказка о нашем всем», «Сказка про настоящее искусство», «Сказка про нечто и ничто». Иван Коршунов в свойственной ему гиперреалистической манере изображает чан с кашей из топора или золотое яичко, а под сказочными образами, как бы вторым планом, можно найти предрассветные деревенские пейзажи. Они символизируют важный мотив, который есть почти в каждой сказке, – надежду на чудо.

Анастасия Кузнецова- Руф тоже обращается к теме чуда. На одном из ее полотен, созданных угольным карандашом, изображена морская гладь, на поверхности которой мертвые рыбы и бездыханная русалка. «Глушили рыбу – всплыла русалка. Такие действия могут вместе с природой убить и чудо, которое в ней есть, как и в сказках», – объясняет художница и организатор проекта. На другой ее картине в цветочном горшке на листьях изображена Дюймовочка, но девочка не обращает внимания на природу, а смотрит в телефон. Иной раз нужно пересытиться виртуальным миром, чтобы обратить внимание на живой, настоящий.

Казанский художник Альберт Закиров пишет Златовласку (по-татарски – Алтынчач), оставляя от ее образа только копну волос и силуэт, вместо тела перед нами – фиолетовая пустота. Закиров – из числа новых участников проекта, задуманного Анастасией Кузнецовой-Руф во время пандемии и ставшей своего рода «сказкотерапией» для ее семьи. В числе новых авторов, присоединившихся к проекту, который с 2023 года путешествует по России (успел побывать в Новосибирске, Красноярске, Самаре, Нижнем Новгороде и Петербурге) еще два московских автора. Это Никита Макаров, который создает сказочную керамику в духе фарфора и эмали ХIХ и ХХ столетий с виртуозной детализацией, и Юрий Уляшев, который соединяет авангардную геометрию, психологию и мультипликацию.

Он, кстати, приехал на открытие. Специально для этого проекта написал две новые работы – про домовенка Кузю и Репку. Кузя предстает 10-летним мальчиком, который учится справляться с маленькими задачами и сложностями. Они изображены на полотне в виде небольших супрематических деталей. Над ними нависают гигантские авангардные фигуры – взрослая жизнь и большие задачи. Но Уляшев уверен, что Кузя и тут справится. Он из тех художников, которые верят в чудо, что можно сотворить своими руками. Вторая его работа – переработанная сказка про Репку. Сам овощ, который тянули всей семьей, и дедка, бабка, и внучка, и Жучка, вписан большую космическую композицию в духе Малевича и Кандинского. Мышку еще надо поискать. Порой, решающую роль играет малость, нечто, на первый взгляд кажущееся слабым и незначительным, но в итоге без него не обойтись. Та же идея, впрочем, и в «Репке», только в картине Уляшева она рассказывается с помощью авангардного культурного кода, а само полотно превращается в квест: среди больших фигур маленькая главная героиня почти не заметна. Так и тут «сказкотерапия» требует зрительского соучастия и включения в осмысление новой мифологии, родом из детства.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...