Срочные новости раздела
В Новой Третьяковке открыли первую персональную выставку Алексея Моргунова

В Новой Третьяковке открыли первую персональную выставку Алексея Моргунова

Выставка оправдывает свое название если не с первых шагов, то с первого поворота — работы Моргунова выставлены в 10-м зале, отделенном от русского авангарда сквозными арками. Их распределили по временным отрезкам: получилась своего рода ретроспектива, которая по хронологии охватывает первую выставку «Бубнового валета», ранние выступления Малевича, зарождение кубизма. 

— Моргунов принадлежал к поколению художников, которые обладали уникальным творческим мышлением и были ни на кого не похожи, — объяснила Ирина Вакар. — На выставке «Бубновый валет» его работы не терялись на фоне картин Машкова, дерзких и ярких картин Петра Кончаловского, Наталии Гончаровой, озорной солдатской серии Ларионова.

Ирина Вакар сравнивает первую персональную выставку Моргунова с пунктирной линией. Проект позволяет узнать о его влиянии на русский авангард. В отличие от именитых соратников - Ларионова, Малевича и Татлина — Моргунов не создал собственного направления. Его творческий путь затрагивал уже существующие «-измы», в философии которых он находил собственные новаторские приемы.

На выставке эта пестрота стилей представлена в формате ретроспективы: небольшое количество работ позволяет в полной мере отследить эволюцию, по словам кураторов выставки, характерную для своего времени.

Сын русского пейзажиста Алексея Саврасова, он прошел долгий путь, в котором сложно нащупать точку отсчета: от ранних неоимпрессионистских работ, написанных в том числе и под влиянием творческой манеры отца, к кубизму, советскому реализму в духе Александра Дейнеки. 

Одним из ранних событий, которое повлияло на Моргунова как художника, стала поездка в Париж, где он приобщился к фовизму и кубизму. Часть работ из парижской серии (к ней относится «Под розовой тенью» 1911 года) он экспонировал на первой выставке «Бубнового валета». Еще говорят, что логотип объединения нарисовал именно Моргунов.

Общение с Ларионовым и Гончаровой подарило увлечение «русской» фактурой — после туманного, розово-изумрудного Парижа он начал рисовать неопримитивистские сельские пейзажи и городские виды. Разглядеть манеру можно, например, на полотне «Чаепитие», которое по одной из версий называлось «В трактире».

Художник одновременно работал над разными по стилистике циклами, обращался и к кубизму. В рамках этого направления Моргунов искал новые формы, много работал с композицией. Игорь Смекалкин — один из кураторов выставки — называет Моргунова экспериментатором.

Выставка примечательна не только небольшой и точной выборкой работ, но и масштабной архивной работой, о которой кураторы рассказывают с огромной любовью. Многолетний труд научных сотрудников — в атрибуции и датировке, уточнении названий и работе с воспоминаниями современников.

Татьяна Карпова рассказывает, что в работе с архивами Моргунова возникли сложности. Во-первых, не удалось договориться с Нукусским Музеем Савицкого, в котором хранится основной корпус работ Моргунова. Во-вторых, не хватало масштабных исследований творчества Моргунова, о нем осталось не так много информации в архивах:

— Было бы важно изучить более внимательно и детально произведения, которые находятся в Нукусе, в Музее Савицкого. Мы их опубликовали в каталоге, но они не вошли в экспозицию. Очень хотели их включить в состав выставки, очень жаль, что не смогли это сделать. К сожалению, пока не найдены корпусы архивов, связанные с Моргуновым. Мы опубликовали все, что есть. Может быть, они найдутся, и мы получим какие-то дополнительные свидетельства и факты. Но сейчас тот результат, который предъявлен на выставке и в каталоге, - плод долгой работы научных сотрудников. И надо выдохнуть и понять, куда мы можем двигаться с Моргуновым дальше. Конечно, много вопросов, много белых пятен, но без архивов довольно трудно их заполнять.

С результатами исследования творчества русского авангардиста можно до конца января.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...