Срочные новости раздела
В Италии представляют русский и туркестанский авангард из Лувра в пустыне

В Италии представляют русский и туркестанский авангард из Лувра в пустыне

На выставке представлено около 150 работ конца XIX века и вплоть до 1945 года. Это живопись, рисунки, образцы сюзане, тюбетейки XIX века, национальная одежда, картины основателя Нукусского музея Игоря Савицкого, запечатлевшие дома Хивы и среднеазиатские пейзажи, архивные фотографии, сделанные во время его экспедиций. Есть даже топчан, правда, современный, на который можно присесть и посмотреть  фильм Валдиса Пельша с английским переводом. Почему не документальный фильм Али Хамраева о Савицком?

Савицкий приобретал в Москве работы гонимых художников, пополняя ими свой музей. Они соседствуют на выставке с картинами Александра Волкова, Николая Карахана, Надежды Кашиной, Елены Коровай, Михаила Курзина, Виктора Уфимцева, Урала Тансыкбаева, которые никогда еще за пределами Узбекистана  не выставлялись. 

Для европейской публики имя Игоря Савицкого – художника и выпускника института им. Сурикова, коллекционера от Бога, ученого и  археолога, основателя Нукусского музея  - абсолютно новое, но интерес к нему огромный.  Он родился в Киеве в 1915 году,  большую часть жизни прожил в Каракалпакстане,  а умер в Москве в 1984-м. За свою жизнь не побывал в главных столицах европейского искусства, но стал наиталантливейшим специалистом в своем деле. Зато в  1942-м впервые оказался  в Самарканде, куда эвакуировали Суриковский институт. И там    познакомился  с  Фальком и другими художниками, определившими во многом его творческий путь.  

Савицкого воспитывала французская гувернантка. А его деда Тимофея Флоринского - слависта и историка, члена Императорской Академии наук - расстреляли чекисты в 1919 году, после чего большую семья раскидало  по всему свету. Игорь с родителями оказался в Москве, где его дядя служил в Наркомате иностранных дел, пока  не арестовали  и не расстреляли в 1937 году. Все вехи биографии Савицкого и его семьи подробно изложены на выставочном стенде. 

Он покинул Москву, когда там стало невозможно заниматься любимым делом, и остался в Каракалпакской АССР. Надо отдать должное  местным руководителям, которые не мешали ему работать и даже дальновидно помогали. А поехал он туда сначала на  раскопки – там когда-то располагалось Хорезмское царство. 

Савицкий прожил одинокую взрослую жизнь, не имея семьи и детей, целиком посвятив себя музейному делу. Он ездил по аулам, собирая ценную утварь, старинную вышивку, одежду и украшения, закупал в Москве картины гонимых художников. Он часто ночевал  на раскладушке прямо в музее, которому после его смерти присвоили его имя. 

 Собирать авангард в те годы было отчаянной смелостью, если не сказать, что   безумием. Только одержимый человек мог так рисковать. За подобное коллекционирование  могли не только уволить, но наказать, хотя далеко бы не сослали. Куда уж дальше пустыни, жизнь в которой Савицкий предпочел московской. Пустыня его и спасла, как и скромный провинциальный музей, до которого у тех, кто вершил судьбы, руки не дошли. 

Кандинский, Фальк, Лентулов, Экстер, Родченко – теперь представлены на выставке в Венеции. Произведения русского авангарда соседствуют с дивными работами узбекских мастеров. Это «Караван» (1921),  где смешались верблюды, люди, уроженца Ферганы, получившего образование в Петербурге и вернувшегося в Ташкент Александра Волкова.  И «К поезду» Виктора Уфимцева (1929) -  необычного формата картина , словно бы скошенная, где изображена девушка в красном с большой бутылкой  кумыса  и без лица. Вместо него - гладкая поверхность, лишенная глаз, носа, губ. А рядом - «Казахская женщина» Уфимцева (1928) года в белом  и тоже с высокой бутылкой, но только стоящей у ее ног. 

Из Нукусского музея привезены «Семейный портрет» и «Темноволосая девушка» Алисы Порет, словно напоенные яркими красками, поражающие необычностью лиц и смешанными пропорциями фигур. На полотнах Николая Карахана - мощные фигуры строителей с красными, словно ошпаренными  торсами, в тюбетейках,  белых штанах, с  синими трубами на плечах.  

В Ташкенте смогли сохранить то, что подлежало уничтожению в Москве, когда велась борьба со всякими «измами». И теперь мы имеем великолепное собрание авангарда, в 2021 году направленное туда  по распоряжению Наркомпроса. 

Над проектом работали кураторы   Сильвия Бурини и Джузеппе Барбьери из Центра изучения русского искусства при Университете Ка’Фоскари и целый коллектив их  коллег из Узбекистана. Научным консультантом стала  чрезвычайно востребованная в арт-мире Зельфира Трегулова. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...