Срочные новости раздела
В Еврейском музее путешествуют по географическим маршрутам Бродского

В Еврейском музее путешествуют по географическим маршрутам Бродского

На выставку попадаешь, еще не купив билет: прямо в лобби посетителей встречает странная коробка с окнами. Но стоит заглянуть внутрь — увидишь домик в миниатюре (в детстве о таком мечтали многие!). Сейчас это называют румбокс, правда, здесь он в музейном масштабе, крупнее, чем игрушечный. Внутри коробки с окнами прячется та самая комната Бродского: «...Эти десять квадратных метров были моими — лучшие десять квадратных метров, что я знал в жизни». Рассматривать квартирку в окошки хочется долго, заметить детали, все до одной: салфетки на обеденном столе, косметические флакончики на трюмо, крохотные фотографии, книга на тумбе у кровати… Но это всего лишь точка старта. Из комнаты пришлось «выйти» и попасть прямиком в аэропорт. В точку невозврата.

Сидя на чемодане так же, как это делал Бродский накануне вылета из СССР, позируя друзьям на камеру (последние снимки поэта на родной земле здесь тоже представлены), рассматриваем документы, связанные с эмиграцией. Атмосфера — аэропортная. Есть даже табло вылета. Настроение — печально-чемоданное. Багажная квитанция, которая сохранилась, сообщает, что вес чемодана - 27 килограммов. Сам Бродский многократно рассказывал, с каким багажом уехал из страны: пишущая машинка, стихи любимого Джона Донна, бутылка водки (на подарок, не себе!). А, ну и смена белья. Все.

Полетели — Англия, Америка, Швеция, Венеция. Во всех залах-странах есть «связка» — рабочий стол Бродского, на котором неизменно фотографии родителей, Ахматовой, маленький Иосиф с мамой. Базовый настольный набор поэта.

В залах-путешествиях царит полумрак — фальшивые окна, мало места, все крохотное, но наполненное. Высокая концентрация информации в малюсеньком пространстве. Зная любовь поэта к тесному пространству, это даже добавляет особенный смысл.

В каждом зале, в маленьком филиале страны, есть свои особые ценности. Своеобразные зацепки за старую жизнь, которая осталась в точке невозврата. Начнем с книги «Стихотворения и поэмы», вышедшей в 1965 году. Самая первая книга Бродского, изданная в Ною-Йоркском издательстве «Иностранная литература», когда поэт был в ссылке в деревне Норинской Архангельской области. Произведения для сборника надергали из самиздата. А на выставке экземпляр с дарственной надписью Константину Азадовскому, литературоведу: «Иосиф Бродский дарит Константину Азадовскому, за неимением лучшего, эти разрозненные «Стихотворения и поэмы». Если перевернуть страницу, то можно увидеть, что есть и другая подпись «Сей сомнительный дар» — в трех строчках выражено все, что думает поэт о своей первой книге, которую сделали без его ведома. 

Еще одна ценность — пастернаковский галстук. Здесь важны две точки во времени: 1958 год, когда Нобелевскую премию присудили Борису Пастернаку, от которой он под давлением отказался, и 1987-й, когда ее присудили Иосифу Бродскому. На вручение премии Бродский позвал друзей, но из СССР смог вырваться лишь один человек — режиссер Александр Стефанович. В подарок другу-поэту он привез с родины галстук Бориса Пастернака. Символику здесь объясняют так: преемственность с тем, кто когда-то не смог выйти на сцену в Стокгольме. Считается, что во время нобелевской речи на Бродском был тот самый галстук. На выставке, увы, показывают не его, а другой, из коллекции Елены Пастернак. Но здесь важно, пожалуй, другое: галстук связал два знаковых года в жизнях двух знаковых персон.

Есть документы, пропитанные насквозь отчаянием: стенд с документами, вращающимися вокруг первого инфаркта Бродского, который закончился операцией на открытом сердце. Вызов для мамы в Штаты, чтобы она смогла повидать сына. Отказ. Всего родители Бродского получили отказ как минимум двенадцать раз. Из заявления Марии Вольперт, матери Бродского: «Мне уже 71 год, мне, как и всем людям, две жизни не даны. Может быть, это будет последней встречей в жизни… Моя просьба престарелой матери очень скромна. Я просила разрешения на 2 месяца съездить повидаться с сыном». И еще одна цитата, два года спустя: «Мне 73 года, и эта встреча с сыном последняя. Умоляю вас». Отказ.

Особенная атмосфера в последнем зале, в Венеции. Здесь окна выходят на Сан-Микеле, где ныне покоится поэт. Но смотреть стоит не только по сторонам. Бросив взгляд вниз, можно обнаружить, что вы научились ходить по воде. Или плыть, как это делает сама Венеция… Единственная комната, в которой проливается по-настоящему яркий и как будто солнечный свет.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...