Срочные новости раздела
В Российской академии художеств исследуют самые добрые сказки

В Российской академии художеств исследуют самые добрые сказки

Выставочный зал на открытии переполнен. Татьяну Шихиреву с долгожданной выставкой поздравляют ученики, друзья и коллеги из Московского союза художников и Российской академии художеств. Самая искренняя эмоция среди первых зрителей — неподдельный восторг. 

Говорят, что выставка — «просто сказочная». Действительно, на своих полотнах Татьяна Сергеевна выстроила собственный мир — и населила его фольклорными, историческими и сказочными (сказочно-добрыми!) персонажами. Работы как будто бы позволяют подглядеть за героями самых добрых сказок в окошко — и увидеть, как они выглядят в своей чудесной жизни.

Коллеги сравнивают панно Татьяны с многоактными спектаклями. Некоторые полотна художница объединяет в пестрые деталями триптихи и полиптихи — и в три или в четыре части укладывает сюжеты, составленные из запечатленных на панно действий. Сюжетом может стать как и жизнь средневековых артистов (полиптих «Балаганчик»), так и христианские сюжеты (полиптих «Праздники Христовы»).

Своих персонажей художница застает врасплох — на городских улицах, в окружении каменных замков, сельских церквей и деревенских избушек, посреди густых лесов и боярских палат. В центре внимания — мелкие и случайные радости: встречи, праздники, разговоры. Точеные фигурки персонажей Татьяна прорисовывает в технике горячего батика.

Граница между двумя мирами — тоже сказочная. Персонажи кочуют с полотен на резные рамы и воплощаются в реальном мире через фантастические деревянные скульптуры и сказочные атрибуты: изящные зеркальца и сундучки. Рамы, наравне с панно — произведения декоративного искусства. Почти все резные наличники делал художник Николай Конончук — супруг Татьяны Шихиревой. Его не стало в 2020 году.

Татьяна Сергеевна работала со своим мужем в творческом тандеме – его она называет своим главным советчиком и соавтором. На открытии выставки она рассказывает:

«Мы прожили вместе почти 50 лет. Он умер в тот год, когда у нас должна была быть золотая свадьба. Мне важно сказать, что если бы не он, то не было бы этого красочного периода, который вы видите здесь, в этом зале — не было бы этих резных храмов, этой динамичной пластики, которая тут присутствует. Он очень любил живопись. С утра до вечера работал: рисовал пейзажи, портреты и натюрморты. Однажды предложил мне помочь сделать рамку. Говорит: «Ну чего ты ищешь наличники, что-то было создано до тебя. Нарисуй эскиз, и я сделаю  раму, которая будет того размера, который тебе  нужен, и с орнаментом, который  нужен. Я сомневалась, что он действительно ее сделает — он не занимался никакой резьбой до этого, как он будет это делать? Но у него было такое большое желание — не только сделать творческую работу, но и мне помочь...»

Атмосфера сказки встречается с историей и сюжетами мировой культуры. Источники вдохновения — в русских сказках (птиц Сирин на картинах — не сосчитать!) и в эстетике допетровской и петровской истории. Татьяна Сергеевна говорит, что обращается к сюжетам и мотивам из мировой культуры и вычленяет из этой сокровищницы то, что сердцу ближе: будь то традиции площадного театра или исторический сюжет о Марине Мнишек. Например, множество образов героев и сюжетов заимствованы из итальянской комедии дель арте. Коломбине, бойкой и остроумной служанке, «отдают» целый зал, в котором размещают целую «модную коллекцию» — вариации ее костюма.

Среди неожиданных источников вдохновения — комедии испанского драматурга Лопе Де Веги. Он часто брал за основу своих пьес народные романсы и анализировал мировой исторический пласт — но при этом призывал актуализировать историю за счет сохранения психологических и социальных смыслов: «Внимай комедии: тебе она / Покажет все, чем ваша жизнь полна». 

Герои панно Татьяны Шихиревой — иногда грустные, иногда смешные — вполне соответствуют этому правилу, потому что в своих эмоциях и позах они узнаваемы. Несмотря на точность исторического костюма и богатую «базу» культурных отсылок, они хранят в себе мощнейший посыл добра и жизнеутверждающего позитива и не кажутся напыщенными или тягостными. Искусствоведы говорят, что такой простоте и легкой идеализации способствует «галантный стиль». Но может быть, это просто доброе сердце?

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...