Срочные новости раздела
В Москве обсудили будущее национальной театральной премии “Золотая маска»

В Москве обсудили будущее национальной театральной премии “Золотая маска»

Конференцию принимал Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко и его гендиректор Андрей Борисов, где собралось около 60 человек из разных регионов, представляющих театр разных направлений. А сам факт, что конференцию своим присутствием почтили и на панельной дискуссии выступили важные государственные лица, свидетельствовал о том, что институция «Золотая маска» рассматривается как часть государственной культурной политики страны. Если суммировать выступления Ольги Любимовой, Сергея Новикова, Владимира Машкова, Александра Журавского, то можно выделить следующие мысли.

- Необходимо сохранить эту институцию и продолжить ее развитие.

- Государство поддерживает деятельность СТД в этом направлении.

- «З.М.» должна чувствовать время, заниматься поисками золотой середины и в жизни, и в искусстве.

- Традиция - это огонь, и важно, в чьих руках он находится.

Надо сказать, что за 30 лет существования «Золотой маски» это не первая попытка ее реформировать. Положение о премии девять (!!!) раз редактировали (по словам Владимира Машкова, это не плохо и не хорошо - «значит, люди думали»), постоянно вокруг «Маски» шли дискуссии, выдвигались предложения как будто бы по ее улучшению, а члены рабочей группы по некоторым вопросам делились 50 на 50, но так и не могли найти консенсус по ряду позиций. Так, камнем преткновения каждый раз становилась номинация «Эксперимент» или количество частных номинаций, которое почему-то неуклонно росло.

«Мне предлагали отменить и забыть о «Маске» - многих она раздражала. Даже тех, кто ее получал, - признался Владимир Машков, - и у меня была возможность ее отменить. Но все-таки лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть. И мы сделали. То, что мы теперь выберем - наша общая ответственность. И мы найдём решение, чтобы премия стала честной, объективной, открытой и приносила удовлетворение театральным коллективам».

Процесс работы конференции строился в новом формате: накануне секретариат СТД, обобщив поступившие предложения по изменению Положения о премии, передал результаты для обсуждения на конференцию шести рабочим группам - в них вошли секретари региональных отделений Союза, члены последнего жюри, эксперты нынешнего состава. А те, сменяя друг друга за столами, обсуждали шесть важных тем и затем, придя к единому мнению по болевым точкам премии (составы экспертных советов и жюри, критерии в оценках, частные номинации или отказ от них и прочее), вернули на дальнейшее утверждение Секретариата СТД. Группы работали в жёстком тайминге, горячились, спорили - формального подхода не наблюдалось.

О том, каких перемен ждать по итогам конференции, насколько радикальными могут быть меры по реформированию, я поговорила с вице-президентом премии, директором Театра Вахтангова Кириллом Кроком.

- Почему назрела необходимость в реформе институции «Золотая маска»?

- Мы все прекрасно знаем, что в последние годы эта институция очень жестко критиковалась. Жизнь меняется, страна меняется, и «Золотая маска» не может оставаться без изменения. Тем более если мы во главу ставим понятие национальная премия и называем «Маску» «золотой», она должна стать золотым стандартом театрального искусства. Но «Маска» стала отходить от золотого стандарта и превращаться в междусобойчик театральных критиков, объединённых в некую мутную ассоциацию, которые диктовали всему театральному сообществу - что и как нужно ставить, в каком художественном ключе, с какими смыслами. Поэтому то, что происходит сегодня - закономерный результат такой деструктивной политики. Если театр и режиссеры работали в подобном ключе, разделяли художественный и политические взгляды группы, значит, у них был шанс получить «Маску». Я уже не говорю о полукриминальных ситуациях вокруг премии в прежние годы.

- Звучит как обвинение. Что вы имеете в виду?

- По установкам прежнего руководства за спиной премии пул из 7-8 критиков действовал следующим образом: региональным театрам говорилось, что если они хотят попасть в лонг-лист «Золотой маски», критики должны провести там, например, лабораторию современной драматургии, а молодые режиссеры там что-то поставят, и тогда эксперт сделает все, чтобы спектакли из региона попали в лонг-лист «Маски». Я понимаю, что это серьёзные обвинения, но мы знаем фамилии таких экспертов, критиков, до сих пор разъезжающих по России и проводящих в регионах лаборатории.

- Хорошо, вчерашний день «З. М.» закрыт. Давайте о завтрашнем - пока нет результатов конференции, о каких переменах можно говорить предварительно?

- Можно говорить о том, что мы хотим вернуть театральному сообществу театральную премию «Золотая маска». Чтобы главным в приоритете были спектакль и театр, как творческий коллектив, который этот спектакль создал. И мы сегодня постепенно двигаемся к этому формату. Главное - спектакль, а не личные амбиции, и главное спектакль, который театр сделал.

- Будет ли изменён подход к формированию составов экспертов и жюри?

- Безусловно, он изменён уже с прошлого года. Теперь у нас в экспертах не только критики определённого направления, но и присутствуют представители всех театральных профессий. Почему так нам долго навязывали и объясняли, что только критики могут выбирать номинантов? А почему этого не могут делать режиссеры, артисты, художники или продюсеры, которые всю жизнь занимаются театром?

- Что ещё изменится?

- Понятно, что фестиваль будет жить и будет развиваться. Что лучшие спектакли будут приезжать в Москву на фестиваль - в прошлом году мы и финансово не потянули его организацию, и по времени не успевали подготовить фестиваль, поэтому жюри ездило по стране и смотрело отобранные прежним экспертным советом спектакли. И это для нас интересный опыт.

- Когда ждать результатов?

- В ноябре, когда секретариат примет все предложения и это станет новым документом.

Секретарь рязанского Союза театральных деятелей, директор театра кукол Рязани Константин Кириллов считает очень важным то, что решения по национальной театральной премии принимаются председателем СТД не единолично, не секретариатом, а обсуждаются театральным сообществом.

- Вы, как профессионал в области кукольного театра, услышали для себя дельные предложения?

- Во-первых, я сам вносил предложения: разделить составы жюри драматического и театра кукол, и, во-вторых, надеюсь, что у нас появятся номинации детских спектаклей во всех жанрах театрального искусства. Я также внёс предложение сформировать техническое задание (ТЗ) для того, чтобы театры, представляющие на премию свои спектакли, делали это качественно. То есть потратились немного (не такие уж это большие деньги), пригласили бы нормальную съёмочную команду, и только в таком случае материал принимался бы к рассмотрению экспертами.

Выступивший в заключении конференции Александр Журавский представил статистику ВЦИОМа от февраля 2024 года, и она совсем не порадовала: только 25 процентов россиян посещают театр несколько раз в год, 19 - один раз в несколько лет, 21 - никогда не видели театральных постановок, и наконец 34 процента россиян практически не посещают театр. «Правильно, когда не ведомство занимается изменениями, а само профессиональное сообщество», - подвел итог Журавский, которого поддержал председатель СТД Машков: «На работу профессионалов всегда приятно смотреть».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...