Срочные новости раздела
300-й спектакль «Матренин двор» показали в Вахтанговском

300-й спектакль «Матренин двор» показали в Вахтанговском

На сцене в полумраке по черпаниям угадывается декорация: горница, уголок для умывания, сундук, шкаф, что-то отдаленно напоминающее прихожую — интерьер избы Матрены. Появляется Игнатич (Александр Михайлов) и глядя в глаза зрителям первых рядов начинает свой рассказ о том, как вернулся из тюрьмы, как приехал в деревушку, где разместился у Матрены (Елена Михайлова), «одинокой женщины лет шестидесяти». Дальше — история, знакомая нам со школьной скамьи. Но раз это был трехсотый по счету спектакль, раз постановка живет уже 16 лет и все еще пользуется зрительской любовью, есть в ней что-то особенное! 

Не каждый спектакль доживает до сотого показа, — говорит директор Вахтанговского театра Кирилл Крок, — Это магическая цифра! Когда мы выходим на сто и дальше, то  значит супер успешная история. А мы пришли к цифре 300! Это рекорд, достойный самых высоких театральных результатов!

А все начиналось чуть ли не с разговоров на кухне. Идея постановки пришла самим исполнителям ролей, супругам Александру и Елене Михайловым, а если быть точнее, то Александру, исполнителю роли Игнатича. Еще в 2004 году он усадил супругу на кухне, вставил в приемник кассетку с аудиозаписью, на которой рассказ «Матренин двор» читает автор. Оба слушали, замерев: «Чувствую, что это можно поставит на двоих, будет твой бенефис», — сказал Александр супруге. Но от замысла до постановки нужно было пройти непростой путь. Идею одобрил режиссёр Владимир Иванов: «Это ваша тема! Будем делать!». И действительно, сделал, ему же принадлежит сценическая версия рассказа. Правда, на юбилейном показе спектакля присутствовать не смог — приболел. 

Предстояла непростая работа над спектаклем. Текст сильно повествовательный и сделать из него то, чего требует сцена — задачка не из простых. Об адаптации рассказа для сцены рассказала Наталия Солженицына: 

Владимир Иванов сумел раскадрировать на два голоса прозаический текст, в котором вообще почти нет диалогов и прямой речи.  Это крайне редкая удача! Из всех постановок по Солженицыну «Матренин двор» в Вахтанговском выделяется. 

Постановку делали в качестве подарка к 90-летнему юбилею самого Солженицына, но в то время писатель тяжело болел и не мог ни помочь в процессе постановки (к тому же много сил ушло на работу над сериалом «В круге первом»), на премьере тоже присутствовать не смог. Наталия Дмитриевна распорядилась, чтобы операторы записали постановку.: Солженицын видел спектакль в записи и лично одобрил работу вахтанговцев.

Но вернемся в «избу Матрены». Помимо достоинств, связанных с талантливой работой режиссера и актеров, стоит обратить внимание на то, как художник спектакля Максим Обрезков распорядился небольшим сценическим пространством и какую трансформацию декорации придумал. Текст Солженицына хорошо знаком, а потому складывается уверенность, что все и закончится в стенах Матрениной избы. Но даже те, кто знают, что горницу Матрене придется отвезти воспитаннице, не подозревают, что произойдет на сцене. Горница, вокруг которой происходит довольно много суеты и по сюжету рассказа, и в сценическом воплощении, легко превращается в погост, где обрела покой Матрена Васильевна. 

Не все зрители аплодировали в зале, но не потому что не хотели поблагодарить артистов, а потому, что доставали из сумок носовые платки и утирали слёзы. Поменяла что-то внутри каждого Матрена Васильевна. Вот пример - и героини, и самого автора, как в любых обстоятельствах оставаться человеком. «Праведники, без которых не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша…»

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...