Срочные новости раздела
Социопат, гений, убийца: в «Современнике» состоялась премьера «Парфюмера»

Социопат, гений, убийца: в «Современнике» состоялась премьера «Парфюмера»

Различные творческие рефлексии по поводу этой шокирующей книги — песни, в том числе Курта Кобейна, который с этой книгой не расставался, а также группы «Рамштайн», экранизации, театральные постановки — вспыхивали то там, то здесь.

Магическая привлекательность зла, сочетание злодейства и гениальности в личности главного героя — все это ставит парфюмера-убийцу Жана-Батиста Гренуя в ряд с Демоном, Воландом, Джекилом/Хайдом и Призраком Оперы. Создатели спектакля «Парфюмер», премьеру которого представил Современный театр мюзикла, сделали безупречный выбор артиста на главную роль: именно Дмитрий Ермак, звезда русского мюзикла, обладатель «Золотой маски» за роль Призрака в шедевре Ллойда Уэббера, может воплотить на сцене столь сложный и противоречивый образ.

Социопат, гений, убийца, жертва, избранник, псих… Кто он, этот Жан-Батист Гренуй, рожденный матерью-убийцей, выброшенный на помойку вместе с рыбьей чешуей на вонючем парижском рынке, но каким-то странным образом выживший? И выживавший еще неоднократно, заболевая неизлечимыми болезнями, в том числе сибирской язвой, от которой не излечивался никто. Значит, все-таки избранник? Только чей — вот в чем вопрос. Богом или совсем наоборот? Постмодернистский текст Зюскинда провоцирует читателя на весьма страшные ответы. Постмодернистский мюзикл, придуманный Андреем Носковым (автор идеи и либретто) и небезызвестным Алексеем Кортневым (стихи) в соавторстве с петербургским композитором Сергеем Кузьминым, дает свой очень внятный вариант ответа. Но спойлера не будет. Каждый имеет право на собственную оценку тех моральных качелей, которые всегда заложены в дуалистическом понимании добра и зла.

Пожалуй, странно, что такие философские мысли приходят после просмотра самого что ни есть демократичного и, казалось бы, развлекательного жанра, как мюзикл. Но есть такие примеры — довольно редкие. Как «Джекил и Хайд», «Суинни Тодд», как тот же «Призрак Оперы», за который Дмитрий Ермак получил «Золотую маску». И дело не в том, что это так называемые хоррор-мюзиклы, а в том, что они затрагивают важнейшие аспекты социума, психологии, этики, религии без всяких скидок на «легкость жанра».

Центр этой истории — Дмитрий Ермак. Фактически «Парфюмер» — моноспектакль: герой ни на минуту не покидает сцену. Он постоянно в действии — пении, пластике, танце, монологе. Артист держит невероятный градус эмоции, которая мастерски интегрирована в высочайший уровень актерской техники. Он играет как драматический артист, поет как великолепный вокалист, танцует и двигается как профессиональный танцор. Его уникальное обаяние, в котором есть нечто уязвимое, вызывающее сочувствие, не пафосное, не победное, не агрессивное, — вот тот секрет, который рождает малообъяснимую эмпатию по отношению к монстру, образ которого он воплощает. Потому что Ермак играет именно гения — одержимого своим уникальным даром, «абсолютным нюхом», сделавшим его рабом собственного таланта. А то, что гений стал убийцей — да… нехорошо, конечно. Но мы готовы его возлюбить точно так же, как толпа, которая только что неистово требовала его казни, но, почувствовав созданный им аромат, объявила его невинным.

Музыка Сергея Кузьмина разнообразна, но не эклектична. Ее объединяет роковый драйв, и, пожалуй, жанр этого спектакля ближе именно к рок-опере. На сцене три музыканта — гитарист, клавишник и скрипач, чье живое исполнение сливается с записанной фонограммой. Здесь есть и фольклорный танец, и хорал, есть даже фокстрот и рэп. Но все же именно рок задает тон и атмосферу — как в динамичных ансамблевых композициях, которые выступают в роли комментирующего «греческого» хора, так и в лирических балладах.

Второстепенные персонажи решены режиссерами Рамзилей Минибаевой и Ириной Корнеевой, а также художниками Константином Розановым и Яниной Кремер как участники венецианского карнавала: жутковатые белые маски с длинными носами, стилизованные кринолины и головные уборы. Таков и знаменитый парижский парфюмер Балдини (Роман Котляров), и мадам Гайяр (Вита Пестова), и мадам Арнульфи (Ксения Соколова). Они неестественны, пародийны и, надо признать, выглядят намного страшнее, нежели сам Жан-Батист, костюм которого скроен как наискромнейшее исподнее. И в этом есть смысл: Гренуй не источает запахов. Он как бы лишен оболочки. А потому не воспринимается вонючей толпой, кажется чужим и враждебным, его не любят и презирают, как изгоя, которыми часто становятся избранники. Лишь рыжеволосая Лаура (Мария Паротикова) — ангел во плоти. Из которой получаются такие чарующие ароматы! Особенно после смерти.

Визуальное решение спектакля не вполне внятно. Символы (если они есть) не считываются — какие-то то ли сети, то ли паутины, что-то круглое свисает сверху. Ну и, конечно, спасительные на все случаи лестницы, которые съезжаются и разъезжаются, образуя скромный, но добротный сценографический штамп в бюджетных проектах. Впрочем, это — мелочи. Атмосфера трагедии создается — и этого вполне достаточно. Тем более что Ермак настолько концентрирует зрительское внимание на себя, что визуальный контекст работает априори. Главное, что вопрос о том, так ли уж на самом деле несовместны гений и злодейство, как это утверждал Пушкин, повисает в воздухе.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...