Срочные новости раздела
Федорченко представил в Петербурге фильм о том, что можно увидеть под ногами

Федорченко представил в Петербурге фильм о том, что можно увидеть под ногами

В альманах вошли четыре новеллы, снятые в разных городах. Путешествуя по стране и миру, Алексей Федорченко никогда не забывает о том, что он кинематографист. Он фиксирует все, что видит. Потом снятый на камеру материал слагается в нечто целое самым причудливым образом. Кажется, что большие замыслы возникают из маленьких зарисовок сами собой. Осколки воспоминаний напоминают мозаику, которую можно сложить тем или иным образом.

Работая над полнометражной картиной «Большие змеи Улли-Кале», премьера которой состоялась когда-то на «Послании к Человеку», Алексей Федорченко побывал на Кавказе. И вот теперь мимолетные кадры, снятые в Грозном, стали частью альманаха. Где-то Алексей снимает сам, как в четвертой новелле во  Вроцлаве. А где-то, как в первой новелле на Красной площади, работали его операторы, в данном случае Леонид Илюхин и Алишер Хамидходжаев. 

Есть там отметка «Нулевой километр автодорог РФ». Каждый, кто проходил мимо, наверняка, видел, как в любое время суток, в любую погоду, там толпится народ. Люди встают в круг, кидают монеты, загадывают желания. Многим из нас и в голову не приходило, что это нулевой километр. У Федорченко глаз-алмаз. Он всегда докапывается до сути, все досконально изучает. 

Лиц людей по началу на экране нет, только обувь мелькает. Глядя на ноги прохожих, можно пофантазировать, кто же они. Дети, взрослые, старики, приехавшие в Москву со всей страны… Иногда попадаются экзотические туфельки. Звучат голоса: «У меня столько желаний! Боюсь этого не выдержит», - говорит незнакомка, приближаясь к заветному кругу. «Загадала. Миллион долларов США». «Стариков, ты задерживаешь процесс», «Дом на берегу моря поди загадала?»,  «Карточку можно кинуть?» (речь о банковской карте) – и такая дребедень целый день. Сапоги, туфли, босоножки… Кажется, сменился не один сезон и год. Кто-то ставит на нулевой километр детскую коляску.  А кто-то идет босиком на Красную площадь. 

Любопытно, что свои желания наши граждане готовы загадывать где-угодно, даже в некрополях. Например, на немецком кладбище в Москве люди исписали все стены старинного сооружения просьбами помочь наладить бизнес, получить лицензии, приобрести новую модель телефона. А некой Свете необходимо удачно продать квартиру, и чтобы неизвестный нам Алексей кого-то полюбил и предложил встречаться в течение  трех дней. 

Вторая новелла альманаха «Зоопарк» снята в Перми. Вместо ног мелькают лапы зверей и птиц, копыта, облепленные мошкарой. Сова внимательно смотрит с экрана застывшими желтыми глазами.  Царственно несет свой хвост павлин. И на этом фоне идут какие-то имена – городского головы, купца  первой гильдии, главного  начальника  горных заводов уральского хребта, директора мужской гимназии, губернского почтмейстера, ректора духовой семинарии…. Люди все уважаемые, солидные. Зачем они здесь? Вдруг появляется почти гоголевское имя – Николай Иванович Денгоф-Добкиевич, командир батальонов военных кантонистов. Опять  лапы леопардов и других диковинных животных, черви в земле… 

Оказывается, под ногами у них – прах. Титры сообщают, что на Архиерейском кладбище многие годы хоронили почетных граждан Перми, а уже в советские времена эту землю отдали зоосаду.  Имена вышеназванных соотечественников были написаны на уже несуществующих надгробий. Могильные плиты давно использованы для строительства дорог и зданий. Сохранились кадры, где их вырывают из земли. Титры сообщают о том, что тела именитых горожан  Перми не были перезахоронены. 

Третья новелла «Инсульт» снята в мечети Грозного. Мужчины идут на молитву, оставляя у входа обувь. В основном это черные ботинки. Редко попадаются яркие кроссовки. Люди переступают через ряды обуви, в которых сложно потом найти свою пару.  Они поэтому стараются развернуть ботинки, поставить их не так, как все. Места в мечети всем не хватает, и люди располагаются для молитвы во дворе.   Пожилого мужчину быстро вывозят на коляске, прикрыв чем-то лицо. У входа уже дежурит машина скорой помощи.

Финальную новеллу «Изумление Реба Лансберга» Алексей Федорченко снимал сам, возможно, на телефон. Он бродит между могильных памятников., на одном из которых надпись «Кто живет в памяти своих любимых, тот не мертв, тот только отдален, но кто забыт – мертв». Мы находимся на территории еврейского кладбища немецкого города Бреслау, который после 1945 года стал польским Вроцлавом.  Об этом нам сообщает закадровый голос самого Федорченко. Мы видим старые фотографии с вывесками магазинов. Люди умирали, и их имена уходили с вывесок магазинов и контор на могильные камни. 

Когда пришло «начало большой беды», как называет Федорченко Вторую мировую войну, фашисты начали стрелять по именам на могильных плитах. Памятники пробиты, изрешечены пулями. В конце войны тут был бой.  Немецкий город, некогда населенный евреями, получил название Вроцлав.  Он сменил страну и жителей. У новых горожан появилось свое кладбище. Обо всем этом нам сообщает все тот же закадровый голос, а на экране мерцают сотни лампад и свечей.  

Алексей Федорченко говорит о том, что лежащих на старом еврейском кладбище не поминают уже 80 лет, и не осталось тех, кто их помнит. И он решил поставить поминальную свечу у первой  могилы. В ней покоится неизвестный нам Реб Лансберг, покинувший этот мир в 1902 году.  На плите - портрет мужчины с бородой, и вскоре появится улыбка. Прах у наших ног становится напоминанием о быстротечности жизни и о фатальном забвении, на которое обречено в этом мире почти все. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...