Срочные новости раздела
Андрей Могучий населил пьесу Гнедича «Холопы» новыми героями, но рабство осталось

Андрей Могучий населил пьесу Гнедича «Холопы» новыми героями, но рабство осталось

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и спектакль уже идет.   

Рабочие заваривают доширак, лежат на разбитом паркете старинного особняка, где идет вялотекущий ремонт. На их глазах оживают призраки полуразрушенного дома, былой жизни, хотя никакая она не былая, а самая что ни на есть настоящая.

Спектакль идет 4 часа 15 минут, формально с двумя антрактами, при этом действие не прекращается в перерывах. Зрители бродят по театральному фойе и буфету, натыкаются на актеров, сидящих на ступенях парадной лестницы. Иногда только «холопы» и способны указать, где находится, допустим, мемориальный кабинет Товстоногова.

Часть публики зал не покидает, потому там происходит нечто особенное. Перед сценой в одиночном пикете стоит актриса Татьяна Бедова, только что игравшая экскурсовода, водившего по сцене гостей из Поднебесной. Она держит в руках плакат: «Я против разрушения особняка Плавутиных-Плавунцовых! #боже храни Петербург».

В партере в том же условном антракте появится и группа китайцев, которых играют настоящие китайцы, и можно к ним присоединиться, узнать, зачем им полуразрушенный особняк. Если вы в буфете, то сможете следить за происходящим в зале и на сцене на специально установленных экранах.   

В финале второго акта стены особняка обрушатся, и сидящие рядом студенты скажут: «Сыпется Петербург». Петербуржцы мгновенно реагируют на сигнал тревоги. Все, что связано с разрушением исторического центра, воспринимается ими как знак беды.

Один из рабочих на сцене окажется учителем китайского языка и поразит своими познаниями китайских гостей. Образованный человек вынужден зарабатывать на жизнь в чужой стране совсем другой профессией и относятся к нему как к рабу. Холопству, въевшемуся в наше сознание, и посвящен спектакль Могучего. Текст пьесы Гнедича для БДТ адаптировала Светлана Щагина, сохранив в нем главное. И пошла волна. Театр загудел.    

Действие сопровождают титры. Например, такие: «Рабочий день в государственном учреждении начинался в 5 утра. Император лично проверял явку чиновников на службу». Павел I выскакивает из сундука времени, на внутренней стороне которого изображена карта Российской империи. События из современности переносятся в 1801 год. Скоро государя не станет. А пока он напоминает крохотного Щелкунчика, помахивающего игрушечной сабелькой. Его играет миниатюрный, как ребенок, актер Алексей Ингелевич.  

Кукольного Павла I отправляют в ложу над сценой, откуда он взирает на всех нас. Он так высоко, что в БДТ его величают «мыслью об императоре Павле I, живущей в головах русского дворянства, чиновников и других жителей Петербурга 1801 года». Когда он отправится в мир иной не по своей воле, его тельце унесут со сцены в мешке. Кукольный театр лишится одного из своих актеров.

Хозяйка дома — княжна Екатерина Плавутина-Плавунцова — выезжает на сцену в инвалидном кресле с черным вороном за спиной. Ее играет Марина Игнатова — стильная, в коротко стриженном рыжем парике, темных очках, высоких сапогах. Она как пародия на современную законодательницу мод. Это вам не Елена Николаевна Гоголева с пучком седых волос и в архаичном антураже.      

Княгиня отмечает сразу два дня рождения — свой и мопса Бьютьки, роль которого играет современный пес по кличке Вениамин Львович. И тут приходит весть о возвращении из Парижа бывшего холопа Степана Перейденова (Дмитрий Воробьев). Тут-то события и примут неожиданный поворот. Всеми битая, но гордая посудомойка Глафира окажется совсем не той, за кого ее принимают. Сыграла ее Юлия Марченко — тонкая и чуткая актриса, у которой совсем мало возможности проявить себя в этой роли, хотя она ключевая.

Сенатского чиновника Петра Веточкина, такого же раба, как и все другие, сыграл Валерий Дегтярь. Хотя из его сюртука торчит зеленая ветка, ничего живого в нем нет. Виктор Княжев виртуозно сыграл племянника княжны Платона. Откуда он такой у непокорного отца, лишенного должностей и высланного из столицы за сопротивление воле императора. Хотя границы независимости относительны. Платон — заядлый игрок, вечный должник, напомаженный ухажер — смешно подскакивает, словно игрушечный солдатик, и совершенно не похож по пластике на других персонажей крепостного театра.

Разве что воспитанница княгини Агничка (Алена Кучкова) существует в утрированной манере. Главный носитель холопства — мажордом Веденей (Анатолий Петров). У него несметные бакенбарды и такое же подобострастие, если рядом господа. А если холопы низшего звена, то он — исчадие ада. У сцены располагается живой оркестр, который помогает преодолеть переход из города мертвых в город живых.

На «Холопов» билеты теперь можно приобрести только по паспорту, но спекулянты все равно снуют у входа. Хотя Петербург — не Москва, и держит марку. Там баснословные цены не проходят.   

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...