Срочные новости раздела
Советскую историю показали глазами легендарных карикатуристов

Советскую историю показали глазами легендарных карикатуристов

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска. «Профайлы» художников, представленные в виде небольших галерей — получаются неожиданно серьезными.

Творчество Кукрыниксов многослойно — кураторы из РОСИЗО стремятся показать на выставке не только политические карикатуры и агитационные плакаты, но и живописные работы трех авторов, объединенных одним псевдонимом, их книжные иллюстрации и театральные эскизы.

Тем не менее, имя «Кукрыниксы» стало символом жанра политической карикатуры. Рисовать под коллективным псевдонимом художники начали для студенческой стенгазеты ВХУТЕМАСа — творческий триумвират сформировался к 1924 году. Раздел, посвященный 1920-1930-ым годам, вобрал в себя дерзкие студенческие карикатуры и первые пост-«ВХУТЕМАСовские» опыты. Чтобы рассмотреть их повнимательнее, к стенам приходится подходить максимально близко — карикатуры в большинстве своем размером с журнальную страницу. Тот случай, когда политическая позиция художников понятна с первого взгляда. Кораблей, например, на карикатурах несколько: на одном рисунке одинокая антисоветская лодка дрейфует в море, пока ее пассажир протыкает носом-пером прокломацию «считать СССР государством не существующим». А на другом – с эмигрантского парохода в воду бросается бывший министр-председатель Временного Правительства Керенский, почему-то похожий на крысу.

Кстати, в это время молодые художники начинают заниматься и книжной иллюстрацией: их работы по произведениям Сервантеса, Горького, Салтыкова-Щедрина, Гоголя, Ильфа и Петрова тоже показывают на выставке. Герои сатирических книг сами оказываются объектами сатиры – будь то длинноногий и остроносый Остап Бендер или Чичиков – естественно, во фраке брусничного цвета с искрой…

Особое место в творчестве Кукрыниксов занимает шарж — свой творческий путь они начинают и с добродушно-юмористических изображений советских писателей. Среди героев их рисунков — Корней Чуковский, Михаил Шолохов, Анатолий Луначарский... Некоторые карикатуры «воплотили» в фарфоровой скульптуре. За стеклом в витрине, вмонтированной в стену, красуются миниатюрные бюсты: узнаваемый профиль Мейерхольда и ироничные «анфасы» Станиславского, Москвина и Ульянова. К этому жанру Кукрыниксы прибегали и в дальнейшем. 

От шаржа перемещаемся в «театральный зал». Спектаклей, которые оформляли Куприянов, Крылов и Соколов — сразу несколько. В 1929 году Владимир Маяковский пригласил трио к работе над спектаклем «Клоп». «Феерическую комедию» ставил Всеволод Мейерхольд. За гротескные костюмы из первой «бытовой» части спектакля отвечали Кукрыниксы. А вторую часть костюмов — для сцен из утопического будущего — делал Александр Родченко. Карикатурные эскизы героев-мещан соседствуют с документальными фотографиями актеров Мейерхольда в созданных по идеям Кукрыниксов костюмах.

К самой масштабной части экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне, подступаем неожиданно быстро — на контрасте с первыми залами раздел 1940-ых кажется невероятно огромным. «Окна ТАСС» — во всю стену. Отойти от гигантских изображений долго не можешь –  поначалу не замечаешь ни помятости выцветшей бумаги, ни «украденных» временем краев плакатов. 

Над лозунгами для «Окон ТАСС» работали советские поэты из разных литературных обществ – Самуил Маршак,  Демьян Бедный, и даже Осип Брик. Главный принцип, как в тексте, так и в иллюстрации – максимально емко и яростно отразить сущность врага. Помогают сатирическая фантазия и метафорическое мышление. Гитлер для Кукрыниксов, если судить по работам военных лет,  – людоед, паук, завравшийся невротик, враг № 1, посмевший покуситься на самое дорогое – советскую землю и жизни ее граждан. 

Свой первый военный плакат – «Беспощадно разгромим и уничтожим врага» — Кукрыниксы нарисовали буквально в первый вечер немецкого наступления, 22 июня 1941 года. На улицах столицы он появился 24 июня. Эволюция сатирических метафор позволяет отследить  хронологию немецкого нашествия, и подводит к единственному возможному финалу – тому, в который художники верят до самого конца. Сатирический пафос «Окон» и других агитационных военных плакатов прежде всего наводит на мысли о самоотверженности самих художников, которые продолжали создавать карикатуры на врагов вплоть до самого конца войны, хотя Гитлер внес их в так называемый «черный список» сразу после Левитана и Сталина. 

Одна из послевоенных карикатур предваряет еще одну важную часть выставки. Вверху выписаны четыре цифры:1946, причём последняя цифра – шестерка – закручивается в веревочную петлю. Под числом, обозначающим наступающий год — несколько человек на скамье подсудимых. Название у карикатуры короткое — «Последняя цифра». Посвящена она Нюрнбергскому процессу. Кукрыниксы вошли в состав советской делегации, присутствовавшей на самом громком международном суде над нацистами.

По воспоминаниям Николая Соколова, к художникам как то подошел американский офицер, державший в руках газету «Правда» с этим рисунком — и попросил у художников автографы. А еще, в качестве редчайшего исключения, пересадил художников с мест прессы на первые ряды зала суда. Оттуда они смогли увидеть Нюрнбергский процесс и всех его участников вблизи. Кукрыниксы зарисовывали лица осужденных нацистских преступников и создавали на основе набросков из зала суда свои карикатуры, которые передавали реальный ход этого масштабнейшего судебного процесса.

Небольшие оригиналы зарисовок из «Нюрнбергского альбома» авторства Порфирия Крылова разместили в центре выставочного зала. Рисунки с Нюрнбергского процесса стали  важной частью экспозиции — и важнейшим документальным свидетельством  эпохи. Советские художники зафиксировали последние дни жизни Риббентропа, Розенберга, Геринга, стали свидетелями приговоров Гесса и Шпеера. 

Более поздние работы Кукрыниксов отражают почти все международные политические темы в СССР и за его пределами. По их карикатурам можно проследить всю «газетную» историю страны (с 1930-го года художники были корреспондентами центральной государственной газеты «Правда»). Обострение советско-югославских отношений, план Маршалла, разведывательная операция «Моби Дик», Вьетнамская война… От  острого взгляда художников не уворачивается ни один политический конфликт.

Перестройка и последовавший за ней распад советского государства поспособствовали возрождению жанра карикатуры: у Кукрыниксов появились новые подражатели и конкуренты. Герои карикатур по манере исполнения останутся почти такими же, как и в 60-ых на карикатурах Кукрыниксов, хотя, конечно, время немного сменит декорации и скорректирует списки действующих лиц. Объединение трех художников просуществует до 1990 года — года смерти Порфирия Крылова. Михаил Куприянов умрет в 1991-ом. В одном из интервью, опубликованном в 1998-м в «Учительской Газете», Николай Соколов скажет: «Моя записная книжка пуста. Настало время потерь. Девять лет уже нет Крылова, восемь — Куприянова. В семье я был старший — остался один».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...