Срочные новости раздела
Неизвестный Христос, мертвая рука Крылова, «двойники»:  очередь на Серова сменилась «блокбастером» Брюллова

Неизвестный Христос, мертвая рука Крылова, «двойники»: очередь на Серова сменилась «блокбастером» Брюллова

Ничего подобного пока в Петербурге нет. Покупаешь билет онлайн, быстро проходишь в назначенное время. Разве что цены взлетели невероятно. Поход семьей для туристов из других городов вылетает в копеечку. Живая очередь небольшая и стоять в ней не придется.  

На родине Карла Брюллова представлено более 300 произведений, которые теперь хранятся в разных городах и даже странах. Многие хорошо знакомы посетителям. Хитов, раз уж мы употребляем слово «блокбастер» предостаточно. Повышенный интерес вызывает не только собрание живописных, но и графических работ, акварели из собрания Русского музея. Они выставлены в небольшом зале, как будто проходном, но в нем-то как раз многие посетители надолго задерживаются.  

В экспозицию включены произведения из 26 российских музеев. Среди них -   Третьяковка, Эрмитаж, музеи Академии художеств и А.С. Пушкина, «Царское село», художественные музеи Нижнего Новгорода, Саратова, Ярославля, Воронежа, Иванова, Татарстана. Есть работы из частных собраний Санкт-Петербурга и  Москвы, кое-что из зарубежных коллекций неназванных авторов. 

Брюллов был великолепным портретистом, и на выставке представлены самые известные его работы - «Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией» (1830), «Портрет сестер Шишмаревых» (1839), «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини» (1842), «Всадница», на которой изображена Юлия Самойлова (1832). 

Но помимо эффектных, а иногда экзотических портретов прекрасных дам, есть великолепная мужская галерея – Василий Жуковский, портрет которого предназначался для выкупа из крепостных Тараса Шевченко,  художника Василия  Тропинина,  портрета и драматурга Нестора Кукольника, поэта и чиновника Министерства иностранных дел Ивана Бека,  родного брата Александра.

У портрета баснописца Ивана Крылова (1839 года) из собрания Третьяковской галереи с так называемой мертвой рукой посетители останавливаются надолго. Их привлекает именно эта чужеродная и странная рука, несоответствующая общему облику. Молодой экскурсовод добавляет интереса своим рассказом. Брюллов не успел написать руку баснописца, хотя спешил завершить работу за один сеанс. Крылов тогда пошутил, что художник сможет это сделать после его смерти. Как в воду глядел.  Руку действительно пришлось дописывать уже после смерти Крылова. Специально для Брюллова с нее был сделан посмертный слепок. Но дописал ее не он, а ученик Фаддей Горецкий. Портрет был завершен спустя десять лет.    

Отдельно представлены акварели и рисунки (среди них - «Портрет графини О.П. Ферзен на  ослике», «Сон монашенки», «Сон бабушки и внучки», «Турчанка. Этюд»). В этом зале посетителей предупреждают о том, что уровень освещенности составляет 50 люкс, и это необходимо для обеспечения сохранности хрупких графических произведений. 

Есть итальянский раздел, где представлены, например, «Итальянский полдень» и «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя». Обе работы относятся к 1827 году. В 1822 году Карл Брюллов впервые вместе с братом Александром отправился на средства Общества поощрения художников на три года в Италию. В итоге он прожил там 13 лет и создал свой шедевр «Последний день Помпеи», который впервые представили после реставрации. Это первое, что видят посетители «Великого Карла», словно поднявшись к ней по узкому коридору, как если бы они спускались в египетскую пирамиду. 

Помпеи Брюллов впервые посетил в 1827 году. Тогда и возник замысел картины. В 1833 году работа была завершена и представлена в Риме и Милане. В 1834-м она получила золотую медаль в Салоне в Париже, после чего на корабле была доставлена в Петербург.

Предыдущая реставрация проводилась в 1995 году. Теперь пришлось ликвидировать 50 прорывов, восстановить истонченные участки поверхности, удалить записи, которые их скрывали, покрыть полотно лаком, чтобы предохранить авторский слой и достичь определенного оптического эффекта.

В Италии Брюллов и умер в 1851 году, поехал туда поправлять здоровье после работы над росписью главного купола Исаакиевского собора. Похоронен художник на римском кладбище Монте Тестаччо.

Религиозная живопись занимает на выставке отдельное пространство. Это фрагмент росписи большого купола Исаакиевского собора,  «Святой Николай Мирликийский с ангелами» - его приходится рассматривать, словно с балкона, так что внизу оказывается нижняя часть гигантского произведения. Впервые за сто лет в России выставлен запрестольный образ «Христос во гробе» (1846), написанный для домашней церкви графа Николая Адлерберга. Он выставлен во полумраке  небольшого зала, напоминающего церковный придел. 

Еще одно грандиозное полотно - «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году» (1839-1843)  из собрания Третьяковки. Оно так и осталась незаконченной, поскольку в 1847 году Брюллов тяжело заболел.  

Особый интерес вызывают у посетителей выставки двойные и тройные портреты. Например, три кучно развешанных автопортрета самого Брюллова из собраний Русского музея, Третьяковки и частной коллекции. Вроде бы они похожи как три капли воды, но пытливые зрители подолгу их рассматривают, находят отличия.  Автопортрет  из Третьяковке был написан буквально за два часа. Брюллов тогда уже был болен после того, как расписывал купол Исаакия, усугубилась сердечная болезнь. Автопортрет из Русском музея  - повторение первого. Он сделан учеником художника, предположительно Лукашквичем, а затем исправлен уже Брюлловым.   Третий – из частного собрания Санкт-Петербурга. 

Есть двойные партии прекрасных дам, которых тоже с любопытством сравнивают. Два портрета княгини М.П. Волконской 1841 года из Русского музея и Нижегородского художественного. Рядом разместили и два портрета великой княгини Елены Павловны их Третьяковки и частного собрания Санкт-Петербурга.

Работ много, им тесно. Стены, пожалуй, излишне яркие и создают не самый благоприятный фон. Есть ощущения хаотичности и эклектики в подобном экспонировании. Хотя многие этого не замечают и даже впервые для себя открывают великого Карла.  

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...