Срочные новости раздела
Отцы и эти: в «Современнике» показали обновленных «Мещан»

Отцы и эти: в «Современнике» показали обновленных «Мещан»

Отличие от предыдущей версии спектакля — всего одно, но оно ключевое. «Обновление» сводится к вводу актера, но вводу на главную роль. В образе Бессеменова дебютировал актер «Современника» Сергей Юшкевич. Ранее — с момента премьеры в мае 2023 года — эту роль исполнял Александр Балуев.

И идея, и манера прочтения, и декорации — из прошлой версии. В «наследство» Юшкевичу достаются сценические дети, жена, квартиросъемщики и приживалы-соседи, семейные конфликты, прописанные Горьким.

Режиссер Павел Сафонов рассказывает:

– Я Сергея давно знаю по Щукинскому училищу. Мы учились в одном потоке. Сейчас я встретился с очень большим, серьезным, набравшимся и мастерства, и опыта артистом. Поскольку он центральный персонаж, все связи с другими героями претерпели перезагрузку. Мы глобально спектакль, конечно, не перестраивали, но может быть добавили чуть больше нервности, резкости. Сергей внес душевную экспрессию другого плана, связал с собой всех персонажей в еще более крепкий узел. 

«Душевная экспрессия другого плана» застывает где-то между всепоглощающей отцовской любовью к детям и сумасбродным желанием полностью контролировать жизнь своих отпрысков. «Крепкий узел» с другими персонажами оказывается полуразвязан. Каждый герой «Мещан» в исполнении актеров «Современника» напитан собственной философией и не способен услышать другого. Бессеменов в своем доме, кажется, более не хозяин,  повлиять на мировоззрение других персонажей он не в силах. Но при этом именно он удерживает под своей крышей людей, совершенно друг на друга непохожих. 

Сергей Юшкевич считает, что его герой — не тиран, а по-своему любящий папа, и что в экспрессивной форме тотальной заботы нет ничего «деспотичного» — только гипертрофированное чувство ответственности за жизнь детей. Его Бессеменов — в родительском замешательстве. Василий Васильевич существует на разломе времени, которое он сам называет страшным. Начало века (пьеса «Мещане» была написана в 1901-м году) — это эпоха интуитивного беспокойства, время, когда все волнуется, трещит, ломается жизнь. Бессеменов боится за наследников, но не может им объяснить, как, по его мнению, устроен мир, и за какие ценности нужно цепляться, чтобы обрести стабильность и покой, потому взрывается и мгновенно, на середине реплики, переключает напускное «компромиссное» спокойствие на жестокость.

Сергей Юшкевич рассказывает:

— Мы же очень часто проявляем настойчивость, бескомпромиссность, дабы уберечь детей, потому что тот путь, который нами, как родителями пройден, намного больше. Эту гипертрофию я не могу назвать тиранством, потому что мы зачастую приходим к каким-то резким таким «семейным» температурам именно из-за силы непонимания. Начинается разговор, ты совершенно спокойно своим детям говоришь что-то, и вдруг с той стороны начинается сопротивление, противопоставление. И дабы его сломать, преодолеть непонимание, приходится включать силу, чтобы продавить его.

В спектакле конфликт отцов и детей превращен в столкновение ярких, «предельных» цельных образов. Петр (Николай Новоселов), кажется, не может принять ни одного самостоятельного решения, на мир смотрит, как и полагается мещанину в трактовке Горького, пассивно: плывет по течению, видит в своей жизни лишь непреодолимую силу и горечь «предлагаемых обстоятельств». Татьяна (Виктория Романенко) чувствует себя лишней и нелюбимой, не знает, что ей делать со своим настоящим и будущим. Актриса говорит, что на современном языке это называется «депрессией», и что в тексте Горького драма ее героини, которую в спектакле трактуют с психологическим размахом XXI века, уже намечена.

В своем спектакле режиссер Павел Сафонов переосмысляет пьесу Горького. Принято считать, что классик больше поддерживал «революционера» Нила, и настаивал на необходимости кардинально резких, достаточно жестких по отношению к «мещанину» Бессеменову действий. Нил (Даниил Попов) в спектакле выписан краской индивидуализма — этакий одинокий, перемазанный золой волчонок, который готов строить свою жизнь чуть ли не на головах остальных. Он не уважает своих родителей и не понимает, почему ему — «кузнецу» будущего — нужно считаться с их мнением. 

«Современник» довольно ясно выступает на стороне отцов, но не отступает от текста пьесы. Такую трактовку усиливают яркие портреты детей, иначе поставленные смысловые акценты и тот факт, что герои — даже те, которые по замыслу классика наделены потенциалом «построения» нового счастливого мира, совсем не взаимодействуют друг с другом. Они просто друг друга не слышат. Обстоятельство, намеченное самим Горьким — о трагедии всеобщей глухоты говорят и Татьяна, и ее отец Василий Васильевич. Павел Сафонов проводит параллели между «Мещанами» Горького, «Королем Лиром» Шекспира и романом «Отцы и дети» Тургенева:

- Это вечная проблема. Мы же все в семье пытаемся быть счастливыми. Существует некоторая разница между восприятием старшего и младшего поколений. Учиться на чужом опыте мы не хотим, пока сами не наступим на те же грабли. Мы ничего не перенимаем у наших старших,  у наших родителей. Нам надо самим пройти этот путь, чтобы поверить в то, что они могут быть в чем-то правы.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...