Срочные новости раздела
Завершился юбилейный год: Лермонтова лишили места, но дали ему силу

Завершился юбилейный год: Лермонтова лишили места, но дали ему силу

Но литературный календарь на 2025-й оказался настолько насыщенным, что ностальгия развеялась как дым. 230 лет — со дня рождения Рылеева и Грибоедова. 225 лет — Баратынскому. 205 — Афанасию Фету. 155 лет — Бунину (и Куприну), 140 — Велимиру Хлебникову, 145 — Блоку и Андрею Белому. 135 лет — Пастернаку, 130 — Багрицкому и Есенину. 115 лет назад родился Твардовский, 110 — Матусовский, 85 — Иосиф Бродский.

И если бы не исполнялось по 120 лет Василию Гроссману, прозаику и фронтовику, который, кстати, три года жил и трудился в нынешнем Донецке, и Михаилу Шолохову (в молодости работавшему в «Московском комсомольце», тогда называвшемся «Юношеской правдой»), впору было бы Год поэзии в России объявлять.

Но вернемся из будущего в настоящее. Проект «Лермонтов. Места силы» в 2024 году буквально охватил всю страну. Первую часть выставки показали в Пятигорске, вторую — в Тарханах, а заключительную — в Москве. Правда, если «силу» классику в столице дали, то «места» в символическом смысле лишили. Московский Дом-музей Михаила Юрьевича на Малой Молчановке значительными выставочными площадями не располагает, поэтому в ГМИРЛИ приняли соломоново решение: разместить третью часть «музейного сериала» в Доме Ильи Остроухова — географически в паре сотен метров от места, где Лермонтов жил со своей бабушкой Елизаветой Арсеньевой. Там, правда, музейные смотрительницы более «кусачие» и в целом атмосфера немного другая, но настоящей Встрече с Литературой ничего не помещает.

«Важен взгляд на Михаила Лермонтова из Москвы и Петербурга как локаций, где прошла самая напряженная, динамичная и плодотворная часть его жизненного пути» — это я цитирую организаторов выставки, которые в качестве ключа к «лермонтовскому космосу» дали стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен». В этом поэтическом тексте слышится усталость поэта от столичных красавиц, светского блеска и суеты, которым он противопоставляет благородную патину «недавней старины».

Если разматывать этот клубок, станет понятен подбор экспонатов, в том числе показанные в первом из залов иллюстрации к драме в стихах «Маскарад» и предоставленная Пушкинским домом «Маскарадная книга», с которой Лермонтов пришел в Московское благородное собрание в 16 лет в костюме астролога. Иллюстрации к «Герою нашего времени» и картина Владимира Бехтеева «Сцена на балу» (к незавершенному роману «Княгиня Лиговская) — из того же набора.

При этом самые ценное, если брать живописный срез, — это два подлинника Михаила Врубеля, иллюстрировавшего поэму «Демон», картины и наброски самого Лермонтова («Курд», «Кавказский пейзаж», «Пейзаж с всадниками», «Эпизод из сражения при Валерике»). И обладающий такой канонической значимостью, что при виде его настоящие ценители должны падать в обморок, «Автопортрет» в кавказской бурке (1837–1838), являющийся самым узнаваемым изображением классика. (С ним по узнаваемости может тягаться разве что помещенный на развороте (фронтисписе) Лермонтовской энциклопедии портрет поэта в ментике лейб-гвардии Гусарского полка кисти К.А.Горбунова.)

А дальше головокружение только усиливается, потому что мы видим принадлежавшие Лермонтову нож для разрезания бумаг и машинку для обрезания перьев, журнал «Атеней» за 1830 год с первой публикацией стихотворения «Весна», подписанного анаграммой L. («Обморок»), оригинал учебного пособия «Латинско-российский лексикон» со списком учеников, №15 — Лермонтов…

На секунду мне показалось, что метрическая книга, на одной из страниц которой четко просматривается текст: «Юрий Петрович Лермонтов, жена его Мария Михайловна, у них сын Михаил», — это не мини-сенсация. Хотя бы потому, что в Государственном музее А.С.Пушкина выставлена метрическая книга церкви Богоявления в Елохове за 1799 год, когда «родился сын Александр. Крещен 8-го дня». Но на Пречистенке речь идет о муляже, а здесь — о ненадолго привезенном из Тарханов, но все же — оригинальном предмете.

Правда, представленные в стеклянной витрине написанные от руки ключевые произведения — «Молитва», «На смерть Пушкина», «Мцыри» и «Демон» (постоянное хранение — Пушкинский дом) — оказались не автографами, как можно было вообразить в самых смелых фантазиях, а читательскими списками, как я понял, первой половины XIX века. Но мы знаем, что подвергать солнечному свету листки бумаги, которых касалась рука поэта (даже если эти листки сшиты в тетради), ни в коем случае нельзя.

Единственный настоящий автограф, обнаруженный мной на выставке, и то по наводке куратора, — письмо двоюродному дяде П.И.Петрову, датированное 1 февраля 1838 года.

Да, это почерк Лермонтова, его сохраненное на столетия прикосновение, его мысль, преобразовавшаяся в борозды на бумаге, заполненные чернилами…

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...