Срочные новости раздела
Райские сады Люси Вороновой представили в музее наивного искусства

Райские сады Люси Вороновой представили в музее наивного искусства

15 декабря прошлого года московская художница Люся Воронова отметила 70-летие. Весь 2024 год ее выставки проходили в разных городах. Она жила и рисовала в 12 странах, создала тысячи портретов. Ее героями, как она сама говорит, можно населить целый город.

Осенью выставка Люси Вороновой «Ирга Ламарка» проходила во Всероссийском музее декоративного искусства в Москве. Ее название связано с кустарником или деревом, названный в честь французского натуралиста. Работы Люся всегда связаны с природой, которая в ее воображении становится волшебной. Она, праздник, который всегда с тобой.

Теперь 90 картин художницы можно увидеть в усадьбе XIX века в центре Екатеринбурга, но это не одна кочующая выставка, а оригинальная, составленная из других работ. Они занимают весь второй этаж старинного дома и выглядят празднично в его интерьерах. Ретроспектива охватывает тридцать лет деятельности, вплоть до 2010-х. Это живопись и графика Люси Вороновой из собрания московского мецената Александра Воронина.

«Я – отдельно стоящий художник – Люся Воронова, и я на этом настаиваю. Я и человек такой - сам по себе, самостоятельный, и творчество у меня абсолютно самостоятельное. Я не нуждаюсь в группировках или в какой-то поддержке, я самодостаточная, как отдельная планета» - это строки из ее автобиографии. Они, как и фрагменты из дневников, сопровождают выставку в Екатеринбурге.

Любимый писатель Люси – Гоголь, поэт – Блок. В детстве под Новый год она ходила со своими родителями и бабушкой на «Щелкунчика» в Большой театр и продолжает это делать до сих пор. Папа привозил в дом елку под потолок. Все вместе ее наряжали. С детства Люся привыкла к праздникам и теперь устраивает их для нас.

В дневниках, которые цитируются на стенах прямо под ее работами, есть такие строки: «Меня интересует Человек. Человек, его внутренний мир – это Космос, а он бесконечно разный, люди – бесконечно разные… Космос есть в каждом человеке. Мне интересно узнать его в себе и угадать в других».

«Человек приоткрывает свою занавеску и обнаруживает огромный мир маленького человека. А в нем – и цветы, и птицы, и плоды земли, и дети. Все эти люди со своими судьбами – в моей душе, сопереживаю им и пытаюсь согреть. Поселяю их в Райский сад, где цветут диковинные цветы и никто не плачет».

Астры и люпины, пионы в траве, красные герберы, яблоки, ломти арбуза, свекольная ботва, гроздья винограда, узоры… Женщины на красном с черноплодной рябиной, птицы, натюрморты в лугах, клоуны… Таня в ярко-желтом пончо на фоне веселых лошадок в яблочко, белые-белые руки, как у Панночки.. Все это декоративно и напоминает лубок или расписную шкатулку, сделанную народным умельцем. Свой неповторимый мир художница назвала «люсизмом». Как иначе? Она же – Люся.

Начинается выставка с «темного периода», где люди, узоры – все на черном фона, а потом переходит в светлую фазу, к «оде к радости», начавшейся шесть лет назад. Все зависит от внутреннего состояния.

«Жизнь состоит из моментов, но это все равно цельная жизнь. Как поле земли - все в трещинах, но это цельное поле», - читаем фрагмент дневников и видим рядом желтый потрескавшийся фон с возлежащей богиней. На самом деле она – обычная женщина. А вокруг нее куда-то плывут по красному морю диковинные человечки в крошечных скорлупках. Троица сидит на зеленом листке, напоминающем суденышко. За спинами многих героинь Люси полыхают красные поля, усеянные причудливыми цветами, плещутся сказочные воды.

«Фон – это плетение дней, событий, мыслей… Люди рассказывают мне свои истории, и я свиваю из них поле жизни без конца. Жизнь, люди - бесконечны, бессмертны, Фон рисуется сам собой. Он утешает, сохраняет, оправдывает человека», - сообщит нам Люся. Ее палитра: красный – это Жизнь, синий – Небо, черный – Вечность, охра – много золота. «Все так же, как в иконе, народной культуре и искусстве авангарда», - поясняет автор.

Когда Люся пишет портреты друзей, своих постоянных натурщиц, она с ними разговаривает. Отголоски таких бесед потом возникают в ее работах, определяют фон и характеризуют жизнь конкретного героя. Так рождается психологический портрет. Автопортреты тоже возникают на фоне райских садов, определяющих внутренний мир самой Люси.

Это только кажется, что она - талантливая самоучка из народа. На самом деле Люся Воронова - выпускница художественного факультета Московского технологического института, профессионал, почетный член Российской академии художеств. Ее работы хранятся в Третьяковке, Русском музее, Центре современного искусства, в одном из собраний в Нью-Йорке, в частных коллекциях по всему миру. Но они народные по духу, живые и необузданные, целый мир без границ.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...