Срочные новости раздела
Евгения Добровольская прожила много жизней в кино: дитя перемен, вечная бунтарка, страдалица и королева

Евгения Добровольская прожила много жизней в кино: дитя перемен, вечная бунтарка, страдалица и королева

Фильм вышел в 1983 году, и это был невероятный старт для дебютантки с последующей чередой ролей юных бунтарок. Финальный взгляд из окна уходящего автобуса школьницы Олеси, которую сыграла Женя Добровольская, теперь, после ее преждевременного ухода из жизни, вспоминается прежде всего. Столько в нем тоски и надежды. Олеся и сама, как канарейка в неволе, дитя перемен.

В героинях Добровольской был внутренний свет и музыка, о которой говорит ее Олеся в «Клетке для канареек» приставшему на вокзале парню: «В тебе нет музыки. В каждом человеке должна всю жизнь звучать музыка, а в некоторых ее нет». И как только она кончится, сама Олеся умрет. Отец, которого она так ждет на вокзале и который все никак не приедет из Риги, однажды, когда Олеся умирала, спас ее. Для этого понадобилось всего лишь сказать: «Если ты очень захочешь, то выздоровеешь».  

Когда Евгения Добровольская уже угасала в хосписе и отсчет шел на дни и часы, Полина Осетинская каким-то чудом нашла рояль и выступила в больнице, чтобы подарить ей на прощание ее любимую музыку.

На съемках «Клетки для канареек» Женя Добровольская познакомилась с молодым актером и учеником Татьяны Лиозновой Вячеславом Барановым. Он сыграл парня на вокзале, который прилип к ее героине. Вячеслав был чуть старше и стал ее первым мужем. Он тоже рано ушел из жизни – в 53 года.

 Удивительно, что Евгения Добровольская чаще всего  играла  юных и неприкаянных девушек с обнаженными нервами и раной в душе, а позднее - женщин с неустроенной судьбой, готовых совершить побег не важно куда. А казалось бы, родилась будущая актриса в благополучной московской семье. Отец был начальником цеха на закрытом предприятии, мама - замминистра химической промышленности. Женя  была поздним и единственным ребенком, училась в элитной школе, занималась хореографией и музыкой – никто не заставлял, это был ее выбор. Она занималась в театре-студии на Красной Пресне, которой руководил Вячеслав Спесивцев, а это тогда был чистый космос. 

При этом не с первого захода поступила в театральный институт, ушла из дома, начала самостоятельную жизнь, работала уборщицей в театре. И случилось чудо: ее утвердили на главную роль в фильме Павла Чухрая, за которую Женя позднее получила награду на Международном кинофестивале молодых кинематографистов соцстран в Польше. Только после выхода фильма ей удастся поступить в ГИТИС, где ее педагогами станут Владимир Левертов, Людмила Касаткина и Сергей Колосов. 

Евгения Добровольская снялась более чем в 100 фильмах, продолжая активно работать в театре и воспитывая четверых детей. И так на протяжении тридцати с лишним лет. Удивительно, как она с этим справлялась. И ведь ни одной провальной роли при этом не было. Другое дело, что по таланту и мастерству ей полагались роли совсем другого порядка. У Евгении была сумасшедшая энергетика, особенно поражавшая в начале ее пути, пришедшегося на предперестроечные годы и начало 90-х.  

«Первый этаж» давно уже живущего в Париже Игоря Минаева, где она сыграла постсоветскую Кармен, снимался на Одесской киностудии как раз в 1990-е. Фильм участвовал в «Двухнедельнике режиссеров» Каннского кинофестиваля. Парикмахер Надя встретила в милицейской машине свою первую настоящую любовь - 18-летнего дружинника, который спас ее от стражей порядка. Столько поэзии было в обшарпанной коммуналке, где они встречались: отблески света, тени фикусов на стене. Среди беспросветной обыденности и тьмы Добровольская выглядела королевой, которой суждено умереть. 

За роль в «Первом этаже» ее наградили на знаменитом «Золотом Дюке» в Одессе и на Женевском кинофестивале «Звёзды завтрашнего дня».  

В своем предпоследнем спектакле «Космос» в МХТ им. А.П. Чехова, вышедшем в 2023 году, по «смешной пьесе про несмешную жизнь», она сыграла учительницу английского языка. Ее героиня ждет встречи с бывшим одноклассником, ставшем космонавтом, а параллельно общается с иностранцем, который для нее все равно что молодой Микки Рурк.   

Перед премьерой Евгения Добровольская сказала: «У нас полно женщин, которые одиноки, сами воспитывают детей. Моя Татьяна работает в школе с детьми, но живет не в этом мире, в другом, где лучше, чище и прекрасней. Женщины острее, чем мужчины, чувствуют одиночество и свою ненужность. Женщина нужна, чтобы приготовить, убрать, погладить, выслушать, но не получает того, чего бы хотела, - ласки и заботы, принца на белом коне. Каждый день приходится  совершать подвиг просыпания и вступления в жизнь, которая неизвестно еще какие сюрпризы принесет.  И надо с этим справляться».   Говорила словно про себя и своих героинь, которые все время чего-то ждут и верят в чудо. 

Им важно, чтобы прилетел космонавт. Они в плену самообмана. В мелодраме «Муха» Владимира Котта Добровольская сыграла одну из таких героинь, которые желают познакомиться, готовы все стерпеть, лишь бы был кто-то рядом, совсем не принц на белом коне, готовы именно ему рожать детей, даже не себе. Но герою Алексея Кравченко ее жертвы не нужны.

В «Артистке» Станислава Говорухина ее Анна Петрова тоже как вариация на заданную тему. Она все время чего-то ждет – ролей, счастья, любимого. А сама актриса дарила веру в лучшее миллионам подобных женщин. Гораздо реже ей выпадали совсем другие роли – царственные, как в «Королеве Марго» Александра Муратова по роману Александра Дюма.

Добровольская могла сыграть все: от королевы до провинциального библиотекаря вроде Любы в «Механической сюите» Дмитрия Месхиева – одна из лучших ее работ, до медсестры в «Кризисе среднего возраста» Гарика Сукачева, где она снималась со своим вторым мужем Михаилом Ефремовым и командой его друзей, претендовавших на поколенческое высказывание, но не удержавших этого знамени. 

Смотрите фотогалерею по теме

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...