Срочные новости раздела
«Вдыхал жизнь в арт-процесс одним своим присутствием»: Москва простилась с искусствоведом Бажановым

«Вдыхал жизнь в арт-процесс одним своим присутствием»: Москва простилась с искусствоведом Бажановым

Друзья и коллеги начали собираться на Петровке в полдень. Одним из первых появился Михаил Швыдкой, специальный представитель президента по международному культурному сотрудничеству, — на нем лица не было. Кажется, он пришел с еще одного прощания, которое в тот же день проходило в Москве, с актрисой Евгенией Добровольской.

На втором этаже в актовом зале не протолкнуться: художники, кураторы, директора музеев молчаливо обнимали друг друга или просто кивали. Фоном негромко звучал любимый джаз Бажанова. Все важные слова говорили в микрофон, установленный справа от гроба, который утопал в белых и красных цветах. Много эпизодов из профессиональной и личной жизни вспоминали близкие друзья и те, кто почти не знал Леню. Одну из самых точных, трогательных и пронзительных речей произнесла Марина Лошак, ныне главный куратор петербургского музея «Полторы комнаты Иосифа Бродского»: «Наверное, самое важное — это то, что Леня Бажанов был одним из самых достойных и благородных людей, которых я знаю. Есть у каждого такие люди-маяки, на которых хочется ориентироваться, с чьим мнением хочется сверять свое. И Леня был именно таким», — сказала Марина Дэвовна.

Наталия Сиповская, директор Государственного института искусствознания, добавила: «У него был невероятный интерес ко всему живому. Он вдыхал жизнь и энергию в арт-процесс одним своим присутствием и словом».

Леня всего несколько месяцев не дожил до своего 80-летия, которое отметил бы в конце марта. Новый год он встретил в реанимации, врачам не удалось его спасти. Многие не знали о последних месяцах его жизни, потому что Бажанов регулярно появлялся на открытиях и фестивалях, придавая тем самым им еще большее значение. В последние годы он работал в Школе дизайна НИУ ВШЭ профессором факультета креативных индустрий и руководил научной программой «Современное искусство», которую сам же инициировал. С приходом в 2017 году Леонида Бажанова во ВШЭ там началась новая эра: образование в области современного искусства вышло на новый уровень.

Любопытно, что путь самого Бажанова в искусстве был тернист. Прежде чем поступить в МГУ на отделение истории и теории искусства, он успел поучиться в шести разных вузах: сначала в авиационном (МАИ), потом в Политехническом в Нижнем Новгороде, куда на время уехал к отцу. В итоге судьба сама его вывела в искусство. Кстати, Бажанов рассказывал, что написал первый в истории искусствоведческого отделения университета диплом по современному искусству. После окончания вуза писал искусствоведческие статьи и постепенно входил в нон-конформистскую среду. В 1986 году он основал объединение «Эрмитаж». Оно стало первой независимой институцией современного искусства в Советском Союзе. Юный искусствовед мечтал о создании своего Центра Помпиду на родине. И у него почти получилось.

После «Эрмитажа» в 1988-м создал Центр современной художественной культуры на Якиманке, где работали первые галереи современного искусства. Это уже был небольшой Центр Помпиду. А после распада СССР появился Государственный центр современного искусства, который стал флагманом для российской арт-сцены. Со временем, в 2004-м, ГЦСИ получил собственное здание на Зоологической и открыл филиалы по всей стране, которые ныне входят в состав Пушкинского музея, и почти удалось построить свой Центр Помпиду на Ходынском поле. Проект по своему масштабу и архитектурному решению не уступал тому же Центру Помпиду, Tate Modern, музею Гуггенхайма. Однако в 2018 году проект свернули, так что чуда не случилось. Но то, что удалось создать силой и волей Леонида Бажанова, — фундаментально. Он стал своего рода крестным отцом для многих художников, кураторов, искусствоведов и — что важно — развенчал шаблонный образ чиновника: Бажанов был красив, как античный Аполлон, всегда максимально сдержан, интеллигентен и честен. Спокойный, уравновешенный, благородный человек совершил переворот в культурной среде, поменяв ее систему координат. И оставил о себе долгую память, вписав свое имя в историю отечественного искусства.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...