Срочные новости раздела
«Не был женат»: триумф спектакля из Альметьевска на сцене Театра Наций

«Не был женат»: триумф спектакля из Альметьевска на сцене Театра Наций

Театру из Альметьевска уже 80 лет, и его называют ровесником татарской нефти. Сейчас этот театр можно назвать директорским: возглавляющая его Фарида Исмагилова приглашает на постановки режиссеров, чьи спектакли всегда вызывают споры. Тем не менее она не боится рисковать и, судя по представленной в Москве постановке, выигрывает.

«Не был женат» по повести классика татарской литературы Гаяза Исхаки «Он ещё не был женатым» в Альметьевске поставил Айдар Заббаров, он же выступил в качестве сценографа. Тема спектакля спорная, щепетильная и остающаяся острой на сегодняшний день — межнациональные браки. События спектакля начинаются в 1914 году в Петрограде, где в Народном доме на опере «Фауст» познакомились молодой татарин Шамси и русская барышня Анна Ивановна. Случай сыграл в их судьбе решающую роль: места оказались рядом, один общий бинокль, в гардеробе их пальто, смиренно ждали хозяев тоже  рядом на одной вешалке. 

Любви с первого взгляда и в помине нет — они друзья, при первой же встрече он ей сообщает, что собирается жениться, но только на татарке, демонстрируя набор фотографий претенденток. Но у судьбы свои планы: чем больше Шамси (неловкий порывистый увалень) говорит о будущей жене, тем больше становится понятно, что избранница почему-то должна быть похожа на Анну Ивановну. А Анна Ивановна точно спелый молочный початок кукурузы — белотелая, со светлыми волосами, да ещё и в очках, которые ее миловидности придают кокетства. Терпеливая, ненавязчивая, не требующая ничего, жертвенная — идеал русской женщины, который, похоже, недостижим в действительности.

И зритель уже болеет за эту пару, которой в силу разницы национальных менталитетов, особенностей эпохи не суждено быть вместе. Но это будет ясно в финале, а по направлению к нему происходит масса забавных, даже курьезных, а также лиричных и трогательных сцен, вызывающих невероятную симпатию паре. И, естественно, к режиссеру, который, используя прием условности почти во всем, рассказал эту историю. Историю двух простых людей, а на самом деле двух народов с их порой неразрешимыми проблемами.

Повествование о Шамси и Анне Ивановне ведут не только они сами, но и два персонажа, похожие на близнецов. Две девочки, одетые как на детский утренник в белоснежные платья из газа с пышными юбками, дополняют своими смешками, испугом, нехитрыми комментариями действия героев, предстают то ангелами, то жителями башкирского села, куда Анна Ивановна привезет на кумыс тяжело больного пневмонией Шамси и станет там выхаживать его. Но в финале они обернутся дочерьми Шамси и Анны Ивановны, которых бесконечно будет любить отец, но счастливый финал, который обещают сцены второго акта, обманчив. 

Ритм легкого, какого-то быстротекущего сценического действия режиссер во втором акте остановит двумя проповедями — мулы и православного священника. Обе пройдут с разными интонациями: у мулы несколько пафосно, у попа — просто, по-домашнему. Мол, оно, конечно, есть проблемы — куда мать поведет своих детей от такого брака: в церковь или в мечеть, но любовь есть любовь. Почему-то рассуждения попа, сидящего между девочками в газовых платьях (в то время как мула стоял), носят более философский, чем практичный  характер. 

Дополнительный смысл несет и декорация в виде зеркала, зависшего над помостом, который под 30 градусов обращен к зрителям. Зеркало составлено из отражающих же поверхностей, пригнанных друг к другу, и, когда происходящее на помосте попадает на швы, оно раздваивается, преломляется и выглядит, как на картинах абстракционистов, умевших передать на полотнах внутренний слом. Поэтому смотреть спектакль из Альметьевска интересно в двух версиях: на происходящее на помосте - фронтально - и в зеркале. В зеркале оно дрожит, подчеркивая и даже усиливая хрупкость существования людей, их чувств, судеб. 

Спектакль «Не был женат» в Москве принят был с воодушевлением, зрители оценили и игру артистов, и рукотворность оформления. Кстати, звуки живой природы — свист птиц, топот конских копыт, ржание коня, шум ветра и прочее — не запись фонограммы, а умелая имитация, которая происходит прямо на сцене. Театры малых городов продолжают давать уроки искренности и самобытности театрам больших городов. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...