Срочные новости раздела
Миронов и Хлынина расплакались, читая письма «бедных людей» в Зарайском кремле

Миронов и Хлынина расплакались, читая письма «бедных людей» в Зарайском кремле

Худрук Театра наций Евгений Миронов, ставший вдохновителем проекта, не раз игравший героев Достоевского (князь Мышкин в «Идиоте» Владимира Бортко, Достоевский в одноименном сериале Владимира Хотиненко, Иван Карамазов в спектакле «Карамазовы и ад» в постановке Валерия Фокина в «Современнике»), исходил из того, что «жесткий талант» Достоевского можно рассматривать через призму его детства, которое было счастливым. Всем участникам проекта — режиссерам и художникам — предложили исследовать детские впечатления писателя от природы, людей и искусства. Зарайск выбрали как еще одну и пока малоизведанную точку в топографии русской литературы, наряду с Михайловским и Ясной Поляной. 

Началось погружение в Достоевского в музее-усадьбе «Даровое» под Зарайском, где жила семья Достоевских и где прошли детские годы Федора Михайловича. Гораздо важнее там не дом, уже мало напоминающий прежний, а питавший воображение пейзаж — поля, леса, пруд, яблоневый сад. В «Даровом» театральная компания «немхат» из Перми специально к фестивалю поставила саунд-спектакль «Поле» на основе воспоминаний Достоевского. Иммерсивную прогулку сочинил режиссер Александр Шумилин. Зрителям выдали наушники, пленочные фотоаппараты-мыльницы, которыми мы уже разучились пользоваться. По ходу прогулки надо было отснять 24 кадра, а потом получить пленку, которую можно самостоятельно проявить, напечатать фотографии тех мест, которые показались вам самыми впечатляющими. Скажем, яблоки, переродившиеся в дикие или просто несозревшие, камыш в пруду, липовый курган.

Стартовая точка — белоснежная композиция из пенополистирола. Плотно прижатые друг к другу фигуры без лиц выполнены на основе семейной фотографии Достоевских художником Надеждой Лихогруд и архитектором Михаилом Хвалебновым и символизируют семью как единый организм.

В наушниках звучит, как навигатор, практически дикторский текст, от которого хочется поскорее избавиться, чтобы самостоятельно наслаждаться природой, увидеть ее глазами братьев Достоевских — Федора и Михаила, услышать живые звуки лета.

По Зарайску мы гуляли с генпродюсером фестиваля Дарьей Жениховой. Ее тут знает едва ли не каждый встречный. На пешеходной улице в рамках проекта «Так сказал Достоевский» выставили плакаты, созданные студентами Школы дизайна Высшей школы экономики и детской школы им. А.Голубкиной (знаменитый скульптор родилась и умерла в Зарайске, и там есть ее мемориальный дом-музей). Все они иллюстрируют не просто фразы, а обширные тексты Достоевского, например, о том, что красота спасет мир. Пока мы рассматривали плакаты, появился  руководитель проекта Юрий Гулитов. 

В сопровождении оркестра «КУКФО-Джаз» прошествовали «Великанцы» — гигантские куклы Достоевского, Гоголя, Пушкина и Хармса, созданные театром «Кукольный формат». Хармс напоминал Маяковского и курил трубку, которая дымила, как заводская труба. Одну уличную процессию сменяла другая — «Странствующие куклы господина Пэжо» с сомнамбулическим представлением «Карнавальцы».

У водонапорной башни 1916 года появился звучащий арт-объект, и можно было послушать «Симфонию шумов», созданную композитором Олегом Макаровым и саунд-художниками Дмитрием Шубиным, Василием Елшиным и Майей Медковой. Родилась она из описания звуков в произведениях Достоевского. Бродишь по саду, присаживаешься на скамейку, и неожиданно звучит музыкальный фрагмент, потом другой, напоминая голоса природы, переливы металла, позвякивание стекла.

Взрослые и дети толпились у уличного театра Картонии, где можно было поучаствовать в съемках короткометражного фильма по сюжетам Достоевского. В чайной угощали «любимым чаем Достоевского», далеким от семейных рецептов, но это же условность, игра, в которую каждый готов в такой день включиться. Фермеры тоже отличились и презентовали сыр, возможно, с однодневным названием — «Юный Федор Михайлович». Фирменные зарайские коврижки фигурировали как «Федина радость». Раз уж официально объявлены дни детского счастья Достоевского, то почему бы и нет. 

Гала-премьера фестиваля — спектакль по сентиментальному и, как сказал Достоевский, невинному роману «Бедные люди». Репетиции начались в мае. Режиссер Мурат Абулкатинов, недавно возглавивший Красноярский ТЮЗ, впервые работал с живым оркестром, присутствие которого по ходу репетиций многое меняло. Впервые Мурат встретился и с Юлией Хлыниной, которая так нежно и точно, без надрыва сыграла юную героиню Достоевского Вареньку Доброселову, обладающую при этом сильным характером. Евгений Миронов читал текст от лица бедного чиновника Макара Девушкина, который, по замыслу авторов спектакля, открывает в себе литературный талант благодаря ежедневной переписке с Варенькой. Ее он старомодно называет матушкой, маточкой, «ангельчик мой», выкраивает из своего ничтожного жалованья крохи, чтобы отправить сиротке сладости и горшки с геранькой. Вся его страсть — в письмах. Девушкин и Варенька встречаются редко и только на людях, где-нибудь в церкви, чтобы избежать кривотолков и не опорочить девичью честь.

Хрестоматийный и, возможно, сложный для восприятия текст был прочитан актерами под музыку Чайковского в исполнении камерного ансамбля «Солисты Москвы» под руководством дирижера Юрия Башмета. В финале Юлия Хлынина расплакалась, а вслед за ней и Евгений Миронов, хотя на протяжении часа они держали дистанцию со своими персонажами, как и положено чтецам. Эпистолярный жанр непрост, и только большим артистам удается с ним справиться.  

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...