Срочные новости раздела
Между прошлым и настоящим: в МАММ открыли сразу две выставки

Между прошлым и настоящим: в МАММ открыли сразу две выставки

Ольга Свиблова, директор МАММ, открывая выставку, сразу сказала, что Павел Пепперштейн — это «один из наших лидеров, классик российского и мирового современного искусства». Справедливо, ведь его работы находятся в собрании российских и зарубежных музеев, среди которых, например, Центр Жоржа Помпиду во Франции. В МАММ представили его иллюстрации к двум книгам Льюиса Кэрролла, «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье».

В двух залах выставки отразили сразу несколько важных тем. Во-первых, иллюстрации к сказкам. Во-вторых, игру с масштабами, с размерами (помните, как в сказке Алисе стоило только выпить эликсир, как тут же она уменьшалась или увеличивалась?). И наконец, мостики из прошлого в настоящее. Но обо всем по порядку.

Самое интересное — это целый фонтан параллелей. Павел Пепперштейн из творческой семьи: мама — книжный иллюстратор и писательница Ирина Пивоварова, а отец — классик искусства, один из команды художников — основоположников московского концептуализма Виктор Пивоваров. Здесь перед нами генетический «плод»: иллюстрации к детской книге с элементами из московского концептуализма (и не только!). Да и само обращение к сказке — это всегда путешествие в детство.

— Тема детства — прекрасная, — объясняет Свиблова, — как психолог могу научно сказать, что механизмы творчества одинаковы — своим генезисом они идут от игры. Играют дети и даже маленькие животные — все. Почему? Потому что игра — гибкое и фантазийное взаимодействие.

Московские концептуалисты тоже обращались к детской книжной иллюстрации, что было их своеобразной творческой лабораторией, в которой они искали свой собственный художественный язык. Сам Пепперштейн с 13 лет публиковался как иллюстратор и, даже будучи юнцом, уже получал авторские гонорары за это. Так что обращение к иллюстрации для него не в новинку.

Хотя псевдоним Пепперштейн произошел от фамилии героя «Волшебной горы» Томаса Манна — Питера Пеперкорна, а не от слова pepper («перец» с английского. — М.Ч.), нельзя не заметить, что свою Алису Пепперштейн все же представил с перчинкой. Два зала: первый — супрематическая «Алиса в Стране чудес». Второй — акварельная «Алиса в Зазеркалье». Иллюстрации отличаются по стилю и манере воплощения. В первом зале особенно ярко ощущается связь с «отцом супрематизма» Казимиром Малевичем. Но с пепперштейновскими нюансами. Например, у Павла есть работы с элементами комиксов: на некоторых работах видны «облачка мыслей», характерные для комиксов, которые сообщают нам о думах персонажей. Фраза Королевы «Голову с плеч!» читается легко без слов — в облачке изображен топор.

В глаза непременно бросается мурал, созданный художником специально для выставки в МАММ, который выделяется прежде всего своим масштабом — вот она, игра размерами. На нем во всю стену изображены Алиса и Шалтай-Болтай. Подавляющее большинство работ в залах значительно отличаются по размеру от мурала. Кстати, интересно, как сохранят сюжет мурала, будет ли изображение перенесено на полотно? Или исчезнет вместе с выставкой, оставшись в истории лишь на фотографиях?

Еще один забавный мостик в сегодняшний день — это звуковое сопровождение выставки. В залах установлены одноименные главной героине сказки умные колонки, которые читают сказки Кэрролла.

Вторая выставка посвящена работам молодого художника Евгения Музалевского. Хотя это скорее душа, вывернутая наизнанку, а не выставка. Множество портретов души и мысли, которые сошли на стены галереи из личных записок о жизни. Очень личные дневниковые, которые художник сделал с помощью более привычных для себя средств — изобразительных. Кажется, что это история об эгоцентризме. Но здесь это скорее про искренность и открытость человека миру. Жизнь, выраженная с помощью искусства, и искусство, рассказывающее о жизни.

Здесь гиды подробно рассказывают биографию художника, хотя она довольно легко считывается в его работах. Первый зал рассказывает о матери художника и об их тесной связи. Здесь помимо художественных работ скриншоты видеоразговоров художника с мамой — она отбывала срок в колонии общего режима, — пазл из истории семьи Музалевского. Евгений создал рисунки, а его мать, находясь в тюрьме, повторила работы сына, используя нити, канву и иглу, — сделала их вышитую версию. Кстати, у этой сказки конец добрый: на открытие выставки Евгений приехал с мамой.

Во втором зале почти все работы черно-белые. Здесь рассказывают другую историю — это попытка сконструировать настоящее, которая, очевидно, давалась с трудом. Если присмотреться, то можно увидеть, что картины составлены из двух холстов, но на швах между ними нарушена склейка — символ потери равновесия. Да и время, когда создавались эти работы, было непростое — постковидное. Но это не серия, как может показаться, — здесь каждая работа самостоятельна. Ведь если мы ведем дневник, объединяя записи в своеобразный цикл рассказов о нашей жизни, то все же стараемся обособить каждый день, не так ли?

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...