Срочные новости раздела
Что-нибудь для души: названы знаковые достижения Вячеслава Добрынина

Что-нибудь для души: названы знаковые достижения Вячеслава Добрынина

«Он писал для народа, придумал новый жанр, соединил поп-музыку и шансон, поэтому за ним шли все наши попсовики», — сказал в беседе с «ЗД» Лев Лещенко в печальный день, когда стало известно о кончине Вячеслава Григорьевича. Тонкость в том, что так называемые песни для народа во времена начала карьеры Добрынина вступали в настоящий клинч с официальной эстрадой.

Публика все же не дура и всевозможные идейно-комсомольские музпрогоны воспринимала чаще всего как нагрузку в надежде услышать и что-нибудь для души. Сентиментальное, танцевальное, часто нехитрое по содержанию, но искреннее, а не казенное. И это самое «для души» имело репутацию чего-то неформального, а следовательно, вызывающего сомнения у разных имеющих отношение к культуре организаций. Создавая музыку, Добрынин и его коллеги-неформалы словно шли по минному полю, но все-таки умудрялись доносить до публики собственные мысли.

Песни Вячеслава Добрынина удивляют еще и тем, что с трудом объединяются в каталог одного композитора. Они разные, поэтому и Добрынин у каждого его поклонника — свой, особенный. Но каким бы стилем ни был увлечен композитор, фирменный добрынинский припев попадал даже в защищенное снобистской броней сердце. И свою припевность композитор пронес через годы и стили.

«На Земле живет любовь»

Молодые люди, не увлекавшиеся в шестидесятые или семидесятые «битлами», скорее всего, были бессердечными типами. Добрынин еще как увлекался. И даже сумел внести легкий, но яркий рок-н-ролльный акцент в один из первых своих больших хитов, выпущенный в 1972 году. Гитара здесь звучит совершенно не по-советски, голос Александра Лермана, солиста «Веселых ребят», «валютную» тему отлично продолжает, но, чтобы не получить по шапке за низкопоклонство перед Западом, конечно, был нужен ВИА-припев, и благодаря ему песня, наверное, и была одобрена для публичного воспроизведения. Если это и советская эстрада, то определенно с пикантным привкусом международной моды на гитарное звучание.

«Прощай»

Эталонный шлягер, наверное, больше всего известен в исполнении Льва Лещенко, но первая версия была записана Игорем Ивановым и группой «Лейся, песня». И если у Лещенко получился искрящийся эстрадный лоск, то в ВИА-аранжировке песня звучит чуть жестче, а начинается с весьма задиристого гитарного рифа. Припев, по-прежнему поднимающий залы любой величины, конечно, сразу перетягивает внимание, и небольшой рок-акцент тонет в «ла-ла», но наслушанность композитора очень заметна. Если и выдавать Добрынину звание «Доктор Шлягер», то именно за эту песню, потому как сделана она прямо-таки с хирургической точностью. Чуть больше рок-н-ролльного грува — и ее бы никуда не пропустили, чуть больше елея — и она стала бы чем-то заурядным. Но чувство меры в сочетании с инстинктом самосохранения привели маэстро к удивительному результату.

«Земля — наш дом»

Группа музыкантов в строгих костюмах расположилась на набережной Москвы-реки и в скупом свете прожекторов исполняет песню о том, что «Земля не спит и каждый день глядит в глаза своих детей…». Среди участников действа угадываются Сергей Мазаев, Игорь Матвиенко, Вячеслав Добрынин. В начале восьмидесятых Добрынин набрал группу имени себя и в некоторых песнях снова вдохновился рок-н-ролльным звуком. Здесь он уравновешивается клавишными и антивоенной лирикой Роберта Рождественского, но даже в таком виде эта песня страшно далека от «Прощай» или «Все, что в жизни есть у меня». Самая близкая аналогия — с группой «Цветы», причем исключительно в хорошем смысле.

«Не сыпь мне соль на рану», «Синий туман»

В середине восьмидесятых Вячеслав Добрынин начал сам исполнять свои песни и у них появилось новое, более подходящее времени звучание. В восьмидесятые советская публика воспылала любовью к итальянской эстраде. Рикардо Фольи, Тото Кутуньо, Ricchi e Poveri и другие сладкоголосые поп-деятели с Апеннинского полуострова стали невероятно популярны в СССР, и к их музыке, конечно, сразу прислушались многие звезды местной эстрады. Прислушаться было несложно. Трудно найти поп-музыку более родственную нашей, чем итальянская. Правда, здесь уже без гитарных запилов. Легкая хрипотца, чувственный припев, взгляд с поволокой — в общем, все, что так здорово освоил Тото Кутуньо, отлично подошло и Вячеславу Добрынину. Даже мешковатый пиджак с подвернутыми рукавами сел как влитой, и в итоге «Синий тман» мягко укрыл души любителей примодненной эстрады, и даже соль на раны была только в радость. Термин «адаптация» в данной ситуации, наверное, звучит грубовато. Скорее, упражнение на тему  - и опять попадание в десятку.

«Я свое отгулял», «Колдовское озеро»

В одном из документальных фильмов, посвященных музыканту, есть очень показательные эпизоды. Вот Добрынин на своей даче страстно подпевает Джону Леннону, а в музыкальной школе, где учился еще ребенком, садится за фортепиано и играет аббовскую Money, Money, Money. И не без иронии заявляет, что запомнится он бессмертными ресторанными шлягерами.

Репутация у этих самых шлягеров хуже некуда. Мол, примитивные запросы жующей публики. Есть здесь, правда, очевидное заблуждение. В девяностых, когда и были написаны песни так называемого ресторанного периода Доктора Шлягера, точки российского общепита еще не стали храмами гастрономии, и ходили туда не только пожевать. Тогда в ресторанах подавали прежде всего яркие эмоции, среди которых была, конечно, и музыка. Песни под закуску, как правило, звучат довольно незатейливо, потому что должны сразу попадать в согретые алкоголем сердца. И добрынинские сочинения, безусловно, выполняют эту функцию. Сравнивать их с «Прощай» или «На Земле живет любовь» нет особого смысла. В них куда меньше хитовой магии, но это не означает, что «Колдовское озеро» и Ко забудут быстрее. Для таких песен нужна подходящая атмосфера, которая, словно рассол, хранит их специфический «привкус». Лучший совет — слушать такое поменьше. Но кто же в России будет ему следовать?

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...