Срочные новости раздела
Выставка в честь 80-летия самого изысканного режиссера российского кино Хамдамова открылась в Санкт-Петербурге

Выставка в честь 80-летия самого изысканного режиссера российского кино Хамдамова открылась в Санкт-Петербурге

В здании 1914-1916 годов, где теперь располагается кинотеатр «Родина», представили работы трех   фотохудожников - покойного Александра Самойлова, давно живущего в Париже Георгия Пинхасова и  Владимира Клавихо-Телепнева, стараниями которого выставку и удалось организовать. Все они в разное время запечатлели нематериальный и исчезающий мир Рустамам Хамдамова. И теперь их работы украшают не только стены, но парят под сводами старинного здания. Фотографии Пинхасова и Клавихо-Телепнева представлены впервые. 

Каждый из участников представлен на равных – только девятью фотографиями. Александр Самойлов, будучи штатным фотографом «Мосфильма», запечатлел на фотопленке образы утраченного фильма Хамдамова «Нечаянные радости» с дивной Еленой Соловей. Пока Хамдамов снимал свое кино, он параллельно фотографировал его актрис. И сегодня, если бы не Самойлов, мы бы не имели представления об исчезнувшей картине, негатив которой был смыт по указанию Госкино. 

Спустя тридцать лет Владимир Клавихо-Телепнев повторил опыт друга, но уже на съемках «Вокальных параллелей». Он тоже снимал актрис Хамдамова. Завершил фототрилогию Георгий Пинхасов. Он фотографировал «Мешок без дна» не на площадке, а на премьере фильма на Роттердамском кинофестивале 2018 году. И поскольку снимал с экрана, то получились снимки в необычном отражении.  

На открытии выставки Алексей Учитель рассказал, что они с Пинхасовым однокурсники, вместе учились на операторском факультете ВГИКа. Специально приехал из Москвы выдающийся оператор Юрий Клименко. Он - ровесник Хамдамова, снимал с ним «Анна Карамазофф» с Жанной Моро. Ему был задан каверзный вопрос, где же этот фильм, который довелось увидеть единицам. Фильм участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля, а потом исчез. В 1990-е автору этих строк довелось его увидеть на камерном мероприятии в честь Хамдамова. Негатив фильма до сих пор остается под замком у французских правообладателей. Клименко сказал, цена вопроса - 200 тысяч евро. Удивительно, что до сих пор не нашелся в России меценат, готовый вернуть нам этот шедевр. 

Фильмы на выставке как сны. Они есть, и их нет. Какие-то отблески и отражения, воспоминания об утратах, которые продолжаются и в наши дни. Помимо выставки на фестивале собрали ретроспективу Хамдамова, из которой в последний момент исчезли «Вокальные параллели» 2005 году. Их заменили картиной «В горах мое сердце» 1967 года. Связано это, скорее всего, с тем, что сценарий написан с недавних пор живущей в Париже Ренатой Литвиновой, сыгравшей также одну из ролей. Что это, цензура свыше или самоцензура? На расспросы о замене был дан ответ, что возникли трудности с правообладателями. «Вокальные параллели» снимались совместно с Казахстаном. Надеемся, что «Мешок без дна» никуда не исчезнет.  

В его основе - новелла «В чаще» японского писателя Рюноскэ Акутагавы, по которой в 1950-м снял фильм «Расемон» Акира Куросава. Хамдамов работал над фильмом пять с половиной лет, когда уже никто и не ждал его возвращения в кино. На протяжении нескольких лет он работал в парижских домах высокой моды, создавал украшения по заказу знаменитой американской компании, творил как художник. Возвращение в кино было трудным. Денег на проект не было. Спасла прекрасная дама из медицинской сферы.  

На «Послании к Человеку» «Мешок без дна» представят актрисы - сыгравшая фрейлину при дворе  Александра II  Светлана Немоляева, прекрасная Царевна Лебедь Елена Морозова, словно сошедшая с полотна Врубеля, Анна Михалкова, которой досталась роль Женщины в доме князя. Хамдамов все создавал своими руками, например, шторы из оберточной бумаги для автодеталей. Он нашел чехословацкие брошки для кокошников, из каких-то сундуков извлек головные уборы из несостоявшейся «Рабы любви», которую потом снял Михалков. В умелых руках мастера иногда из ничего создавалась сияющее великолепие на экране. 

Фестивальные афиши украшают контуры лица прекрасной дамы работы Хамдамова, руку которого моментально узнаешь в тысячах вариаций. Однажды автору этих строк довелось нести в багетную мастерскую картину Хамдамова через улицы и каналы Амстердама. Это был подарок мастера нашей общей подруге Ольге Сурковой, давно живущей в Голландии. Картине требовалась рама, и пока она «плыла» по городу, не было ни одного прохожего, который бы не остановился и не задал вопрос о том, что это за чудо. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...